Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Ловец кино

Ловец кино

текст: Анастасия Богомолова
13.02.2009

КартинкаВ кинотеатры русский зритель ходит за спецэффектами и эмоциями, считает челябинский букер Галина Иванова

В декабре 1988 года в московском кинотеатре «Зарядье» начал свою работу первый после 1920-х годов кинорынок всесоюзный. Это мероприятие стало запоздалым шагом на пути реформирования советского кинопроката, который был тогда в стране. Государственный Главкинопрокат еще пытался руководить процессом, однако прежняя система вовсю трещала по швам, и кинотеатры на местах жаждали самостоятельно формировать свою репертуарную политику, выбирать и приобретать фильмы. В те дни в российской киноиндустрии начала формироваться новая профессия букера, заказчика и закупщика картин, своеобразного посредника между производителем и зрителем.

Челябинский букер со стажем Галина Иванова сегодня она руководитель кинопрокатом в культурно-развлекательном комплексе «Мегаполис» в 1980-е, за пару лет до упомянутого всесоюзного кинорынка, выпускницей академии культуры пришла в самый большой по тем временам городской кинотеатр «Урал» с залом на 1200 мест. В беседе с корреспондентом «Челябинского рабочего» она объяснила суть своей профессии и рассказала об особенностях российского кинопроката.

На «Кинг Конга» было не пробиться

Галина Николаевна, как и многие опытные букеры, начинала обычным методистом: раз в неделю посещала городское управление кинофикации, где показывали готовящиеся к прокату ленты, и прикидывала, на какое количество сеансов будет расписан фильм. Выбирать не выбирала: указания на тот счет, какие картины составят репертуарный план кинотеатра, спускались сверху.

Не скажу, будто нам тогда навязывали фильмы, просто мы и сами понимали, что нужно брать в прокат: в первую очередь, советские патриотические, идеологические, картины на производственную тему. Не всегда они приносили много денег, хотя комедии Гайдая, Рязанова и Меньшова неизменно собирали аншлаги.

На зарубежные хиты (тогда их еще не называли блокбастерами) к примеру, на «Кинг Конга» в субботу или воскресенье, а также на вечерние сеансы в будние дни невозможно было пробиться.

Была ведь очень развита предварительная продажа. На каждом предприятии имелись уголки кинозрителя, был специальный человек киноорганизатор, который занимался распространением билетов. В самих кинотеатрах сидел старший кассир, который работал только с такими киноорганизаторами. Иногда на оборудованной машине он выезжал на завод и продавал там билеты. Стоили они тогда 1020 копеек для детей и 3570 для взрослых.

Сам кинопрокат строился по другой, нежели сейчас, схеме.
Один и тот же фильм не мог идти одновременно в нескольких местах. «Урал» как самый крупный из кинотеатров был выпускающим, первоэкранным. Сначала новинки шли здесь, потом в других кинотеатрах. Экранная жизнь картины была долгой. К сожалению, сейчас фильм в основном «живет» в прокате только две-три недели.

«Титаник» поднял российскую киноиндустрию

К концу 1980-х в кинотеатры стало ходить гораздо меньше зрителей. Это только в Америке в период Великой депрессии киноиндустрия переживала бурный рост экономическая ситуация в нашей стране не располагала к зрелищам.

К тому же стали повсюду появляться видеосалоны, которые давали в прокат кассеты с фильмами, еще не показывавшимися у нас.

В 1990-х положение усугубилось: в огромном зале «Урала» один сеанс посещали в среднем восемь-десять человек.

Можно сказать, что «Титаник» поднял российскую киноиндустрию со дна, ведь к тому времени многие кинотеатры закрылись или начали сдавать свои площади под магазины, дискотеки или выставки, вспоминает переломный 1997 год Галина Иванова.

Фильм стартовал в феврале сначала плавно, потом зрителей стало все больше. В кинотеатрах были аншлаги. И в «Урале» буквально весь небольшой коллектив ударно трудился, обслуживая кинозрителя: продавали билеты, вставали на контроль, мусор в залах убирали. Фильм же шел три часа 15 минут, и за 15 минут между сеансами надо было быстро все привести в порядок.

Известная сага Джеймса Камерона хотя и привлекла внимание массового зрителя, однако не смогла восстановить огромную аудиторию кинотеатров, которая была свойственна тем же 1980-м.

Ярмарка кино

В 2004-м в Челябинске открылся первый на Урале мультиплекс «Мегаполис». Здесь Галина Николаевна приняла на себя роль букера, формирующего репертуарную политику, и потому начала посещать ставшие традиционными международные кинорынки. Проводящиеся раз в квартал на протяжении 19 лет (нынешние слеты выросли как раз из того самого всесоюзного), эти мероприятия являются крупнейшим событием кинобизнеса России, стран СНГ и Балтии, объединяют более 1000 представителей дистрибьюторских компаний, киностудий и кинотеатров. В рамках кинорынка прокатчики устраивают презентации ожидаемых премьер (самые масштабные значатся за «Буэна Виста Сони Пикчерз», «Юниверсал» и «Централ Партнершип»), проводят показы и демонстрации трейлеров, специализированные семинары и «круглые столы». Здесь же букеры получают возможность напрямую заключить сделку с дистрибьютором условиться о прокате нужного количества копий фильма.

Основным критерием выбора картины является ее привлекательность для зрителя и как следствие способность принести доход. Впрочем, говорит Галина Николаевна, иногда хочется закрыть глаза на очевидную неприбыльность проекта и брать в прокат кино некоммерческое.

Я отлично понимаю, что, например, «Подмена» с Анжелиной Джоли денег не принесет, но фильм этот такой трогательный, он берет за душу. Поэтому я и включила его в репертуар.

После кинорынка с кинотеатрами подписывается договор, в котором изначально обозначены сроки и требования показа картины. При этом дистрибьюторы не устанавливают конкретную стоимость одной копии прайсы вступают в силу, как правило, только при сотрудничестве с кинофондами, которые закупают ленты уже по окончании основного проката и возят их по небольшим городам и селам в течение года. С крупными кинотеатрами работа строится на условиях так называемой прокатной платы, то есть процента с выручки от кинопоказа (зачастую кассовые сборы делятся поровну).

Сегодня, по словам Галины Ивановой, практически все прокатные компании лояльны к своим клиентам, однако еще некоторое время назад их общение с букерами проходило в полушантажном ключе:

Фирма «Каскад», которая прокатывала «Пиратов Карибского моря», навязывала жесткие условия: брать весь пакет фильмов этой компании, столько-то экранов использовать, столько-то дней показывать, и не дай бог меньше.

Впрочем, нынешняя мягкость прокатчиков исчезает, как только речь заходит о новогодних кинорелизах. Так, компания «Каропрокат», продвигавшая на рынок «Любовь-морковь-2» и «Обитаемый остров», в период зимних каникул снимала свои картины из кинотеатров-однозальников, крутивших мюзикл-конкурент «Стиляги» Тодоровского. В то же время прошлогоднюю кассовую комедию «Самый лучший фильм» эта же фирма обещала отдать в прокат только в комплекте с ретромелодрамой «Исчезнувшая империя» Шахназарова (в итоге последняя лента получила тираж 300 копий, что для продукта с минимальным коммерческим потенциалом весьма солидно).

Другое кино

Что, по-вашему, в первую очередь привлекает российского зрителя в кино? Имя режиссера, актерский состав?

Зрелищность. Русскому зрителю важно, чтобы его удивили, поразили масштабом, спецэффектами, необычным колоритом. И чтобы эмоции били через край. Привлекают в кино и постановочные бюджеты проектов, и имена звезд и режиссеров, и определенный жанр. Важную роль играет качество маркетинга. Нужно не только создать хороший фильм, но и знать, как его правильно преподнести зрителю. В последние годы в кинотеатрах превалирует так называемое «попкорновое кино», ориентированное на молодежную аудиторию. К сожалению, это приводит к оттоку взрослой и ориентированной на интеллектуальный продукт публики. У зрителей утратился интерес к такому жанру, как драма. Люди, которые начали ходить в кино на волне «Титаника», повзрослели. Круг их интересов изменился, и теперь они хотят смотреть не только «Мумии» и «Мадагаскары». Поэтому долю «умного» кино в кинотеатрах надо повышать.

По этой причине вы хотите прокатывать так называемые артхаусные ленты?

И поэтому тоже. Вообще в «Мегаполисе» раз в год проходит фестиваль неправильного кино, он стабильно собирает своего зрителя. В 2008-м по его окончании мы поставили эксперимент: три фильма, которые пользовались наибольшим успехом публики на фестивале, взяли в прокат. К сожалению, они прошли в полупустых залах. Конечно, такие картины не для всех: это авторское кино, новаторское, не всегда оно отражает мнение и представление большинства людей о кинематографе. Тем не менее мы хотим показывать в нашем комплексе другое кино. 18 февраля у нас откроется фестиваль «Кино без границ», который с успехом прошел в Москве в конце декабря прошлого года. В его программу были включены 14 фильмов, среди которых имеются призеры Каннского фестиваля («4 месяца,3 недели и 2 дня» и «Дитя»), лауреаты Берлинского фестиваля («Будда рухнул от стыда», «Капризное облако», «Мое сердце биться перестало») и другие не менее интересные и спорные ленты.

Словарный запас

Кинобукер от англ. «film booker» заказчик кино. Представитель кинотеатра или киновидеообъединения, который знакомится с поступающими в прокат фильмами, анализирует их качество, нацеленность на конкретного зрителя и коммерческий потенциал, договаривается с дистрибьюторами о прокате кинокопий и в зависимости от числа залов в кинотеатре и размера аудитории составляет расписание сеансов.

Бокс-офис показатели кассовых сборов фильмов за определенный период; включает в себя количество экранов, наработку на одну копию, данные общего вала и сборов за выходные дни.

Бюллетень кинопрокатчика еженедельное специализированное издание для кинопрокатчиков и представителей кинотеатров, публикующее данные кассовых сборов, график премьер, анализ коммерческого потенциала фильмов (скрининги).

Спойлер преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от фильма и разрушает его интригу, а также лишает зрителя некоторой части удовольствия от сюжета.

Трейлер небольшой видеоролик, состоящий из кратких и наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы.

Теглайн слоган на киноафишах, постерах и в трейлерах, максимально кратко и емко отражающий основную идею и содержание фильма.

Прокатная склейка
Пленка попадает в кинотеатр не сразу и не целиком: она из соображений безопасности делится прокатчиком на пару частей, а для удобства пересылается в пяти-десяти специальных боксах золотистого цвета (их количество зависит от хронометража фильма). На месте как правило, в киноаппаратной ее склеивают и проверяют на соответствие техническим стандартам. По окончании проката копия либо возвращается в Москву, либо отправляется в кинотеатры, работающие вторым экраном.

Цена вопроса
Стоимость одного билета в кино
1985 год
3570 копеек
1995 год 6 рублей
2009 год 50250 рублей

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>