Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Новая «Автогражданка»: простота хуже воровства?

Новая «Автогражданка»: простота хуже воровства?

текст: Алла Скрипова
фото: Вячеслав Никулин
26.02.2009

КартинкаС 1 марта 2009 года вступают в силу долгожданные поправки к закону об ОСАГО, призванные облегчить жизнь водителям и уменьшить количество пробок на дорогах. Речь идёт об упрощённых процедурах оформления дорожно-транспортных происшествий и получения страховых выплат европротоколе и прямом урегулировании убытков.

Подобные нормы существуют во многих странах. Разговоры о необходимости именно так организовать общение водителей, инспекторов ГИБДД и страховщиков начались с момента появления ОСАГО в России. Но чем ближе час Х, тем больше сомнений и опасений тревожат участников дорожного движения. Итак, что принесёт автомобилистам новый закон?

Долгая дорога

Законопроект об упрощении «автогражданки» долго блуждал по коридорам власти. К нему успели приложить руку три премьера Фрадков, Зубков и Путин, а также президент Медведев.

Все признавали актуальность документа и в то же время сокрушались по поводу неготовности россиян к его введению. Пришлось даже переносить дату вступления поправок в действие с 2008 года на 1 марта 2009-го.

Да и сейчас весь февраль шли бурные баталии по поводу очередной отсрочки. Десять крупных страховых компаний обратились в правительство с просьбой перенести введение прямого возмещения убытков по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств с марта 2009 года «хотя бы на два года».

Среди причин назывались рост убыточности ОСАГО, увеличение мошенничеств при самостоятельном оформлении аварий автовладельцами и даже возможный коллапс рынка ОСАГО. Чиновники дали понять, что больше не собираются ничего откладывать.

Российский страховой рынок в целом к этим изменениям не готов, однако, согласно закону, с 1 марта приступит к осуществлению прямого урегулирования, рассказал «Вечёрке» начальник центра урегулирования убытков Росгосстраха в Челябинской области Владимир БЕСПАЛЬКО. Перенос был бы оправдан. Но надеяться на то, что это произойдёт, вряд ли стоит.

Страховщики говорят, что в условиях финансового кризиса основные проблемы в их отрасли начнутся весной. В силу инерции эти явления захватят страховой рынок примерно на полгода позже, чем банковский сектор.

Существенное изменение бизнес-процессов серьёзно осложнит и без того трудную ситуацию на рынке ОСАГО, поскольку прямое возмещение убытков означает и рост внутренних издержек.

Мы прогнозируем, что к весне количество компаний с серьёзными проблемами платёжеспособности будет исчисляться десятками, а введение прямого возмещения приведёт к тому, что оставшиеся будут платить и за своих клиентов, и своим клиентам. Следствием этого может стать коллапс на рынке ОСАГО, отметил Владимир Беспалько.

Сегодня с рынка уже ушли 22 компании. Выплаты по их договорам легли на Российский союз автостраховщиков, причём средний объём выплат по каждой компании составляет 50 миллионов рублей.

До сих пор нет исчерпывающего перечня необходимых для функционирования прямого урегулирования нормативных документов, сетуют страховщики.

Например, корректировок Налогового кодекса в части взаиморасчётов между страховыми компаниями, единой методики оценки ущерба, утверждённой соответствующими ведомствами. Так и не появился реестр независимых экспертов-техников, не прописаны вопросы бухучёта и так далее.

Западный опыт показывает, что прямое урегулирование убытков и европротокол должны быть введены после того, как рынок очистится от недобросовестных страховщиков, пришедших заработать быстрые деньги, и стабилизируется, считает Владимир Беспалько.

На нём должны остаться только те, кто намерен всерьёз заниматься ОСАГО, улучшать технологии, расширять инфраструктуру урегулирования убытков, повышать уровень сервиса. Только тогда можно вводить прямое урегулирование, и только тогда оно сможет реально работать.

К работе в новых условиях никто не готов, и в первую очередь страховщики, соглашается директор компании «Автоюрист» Елена МИКОВА.

В то же время специалист с большим опытом работы по ДТП считает, что переносить вступление закона в действие нет смысла: Когда-то надо начинать (улыбается). У нас по-другому нельзя. Вспомните, с ОСАГО в 2003 году было то же самое. Но, как видите, работает.

Заманчивый европротокол

Чем же привлекательна система европейского протокола? На этот вопрос без запинки ответят те, кому приходилось часами томиться на дороге в ожидании гаишников.

Даже если на машинах виднелись лишь царапины, без официального фиксирования ДТП разъехаться было нельзя. И не дай бог такой аварии случиться в оживлённом месте! Тут же возникал затор, и к числу страдальцев прибавлялось ещё полгорода.

Сейчас в столице Южного Урала ежедневно регистрируется 120 150 дорожно-транспортных происшествий, сообщили нам в городской ГИБДД. Во время снегопада, дождя и прочих погодных катаклизмов их число возрастает до 170.

Специальной классификацией аварий по степени тяжести сотрудники ГИБДД, конечно, не занимаются. Но всё же, по их прикидкам, большинство ДТП относится к так называемой «мелочовке» сколы на бамперах, тычки и царапины.

Иной раз водители и рады бы самостоятельно уладить проблему, да боязно: вдруг потом их обвинят в оставлении места ДТП. К тому же страховая компания без документов из ГИБДД не выплатит ни копейки.

А чтобы дождаться инспекторов, оформляющих ДТП, надо набраться терпения. По данным ГИБДД, средний норматив их прибытия 40 минут (на ДТП с пострадавшими 20 минут). Но, положа руку на сердце, соблюдается он не всегда.

В итоге все заняты «делом»: «поцелуйчики» загромождают наши дороги, водители тратят кучу времени и нервов, гаишники сбиваются с ног, курсируя с одной аварии на другую. В общем, необходимость изменений давно назрела.

С 1 марта 2009 года участникам мелкой аварии, в которой нет травмированных людей, а ущерб имуществу не превышает 25 тысяч рублей, ГИБДД можно не вызывать. Речь идёт о дорожно-транспортном происшествии только с двумя машинами.

При этом водители должны прийти к обоюдному согласию о причинах ДТП, самостоятельно заполнить необходимые бланки и разъехаться по своим страховым компаниям. Если же у автовладельцев возникли разногласия по виновнику или сумме ущерба, оформлять аварию придётся по старинке.

На челябинских интернет-форумах уже идёт активное обсуждение грядущих изменений.

Считаю, что упрощение ОСАГО сделано на пользу водителям, говорит Анна. Иногда проехать невозможно из-за того, что кто-то стоит из-за царапины. И ещё положительный момент, что обращаться надо будет в свою страховую компанию, а не виновника! Так что я за!

Прямое урегулирование будет выгодно честным компаниям, надеется шофёр с 15-летним стажем Валерий. А у тех, кто привык обманывать народ, клиентов станет меньше.

Не уверена, что страховая компания ждёт нас с распростёртыми руками и рвётся выплатить деньги. Они найдут сто причин, чтобы этого не сделать, беспокоится девушка под ником Вера Надежда Любовь.

Начнётся: неправильно оформили, не там поставили запятую, а потом ещё какая-нибудь бяка вылезет и страховая скажет «до свидания». Они и так-то кое-как выполняют свои обязательства Чтобы взыскать деньги за скол либо царапину, которая образовалась от удара камня, нужно пройти семь кругов ада.

Но опять же пока дождёшься ГАИ, можно выспаться не раз. Всё это двояко. С одной стороны, упрощают, только вот кому от этого хорошо будет, непонятно.

За выплатой в «родную» компанию

По новому закону страховым компаниям даётся семь дней на координацию своих действий. То есть ваш страховщик связывается с тем, кто выдавал полис ОСАГО второму участнику ДТП, и обговаривает выплату.

При положительном решении автовладелец получает деньги в «родной» компании. Та, в свою очередь, забирает эту сумму у страховщика виновника аварии. В любом случае в течение 30 дней с момента обращения клиента страховая компания обязана оплатить ущерб или представить мотивированный отказ.

Интересно, много ли народу решатся воспользоваться упрощённой процедурой ОСАГО? С таким вопросом мы обратились к водителям, страховщикам и представителям общественных организаций.

Думаю, многие водители обратятся за выплатой в свою страховую компанию, говорит председатель Челябинского регионального отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей БРУЙ. Ведь это удобно. Тем более что сроки выплат определены законом и не меняются.

Любопытно, что сами страховщики побаиваются делать подобные прогнозы.

Это дело неблагодарное, размышляет представитель «Росгосстраха» Владимир Беспалько. Мы прогнозируем, что наши объёмы возрастут на 30 40 процентов.
Но мы к этому готовы. «Росгосстрах» имеет самые большие объёмы урегулирования убытков на страховом рынке, поэтому нас это не пугает. Кроме того, в ряде случаев потерпевший и пострадавший в аварии оказываются застрахованными в «Росгосстрахе». Это ускоряет решение вопроса.

Зато юрист Елена Микова, как всегда, категорична:
Воспользоваться прямым урегулированием убытков и упрощённым порядком регистрации ДТП захотят многие, но реально не сможет практически никто. Во-первых, ущерб ограничен суммой 25 тысяч рублей. А как их определить? Вопросов больше, чем ответов.

Кстати, Российский союз автостраховщиков (РСА) должен на днях утвердить внутренние правила прямого урегулирования убытков по «автогражданке». В них будут прописаны основания для отказа в прямой выплате по ОСАГО.

Газета «Ведомости» уже обнаружила в проекте документа настораживающий пункт. Пострадавшему в ДТП откажут в выплате, если компания виновника в течение пяти дней не отреагирует на запрос страховщика пострадавшего о возмещении убытков или просто откажется их возмещать.

Бедолаге, как и прежде, придётся самостоятельно идти в страховую компанию виновника. А по сообщению Агентства страховых новостей, в проекте соглашения между членами РСА говорится о временных ограничениях: прямым возмещением убытков смогут воспользоваться потерпевшие, купившие полис не раньше 1 марта и пострадавшие в ДТП тоже после этой даты.

Вообще-то, таким образом дискредитируется идея прямого урегулирования. Надежда лишь на то, что Российский союз автостраховщиков будет контролировать своих членов.

Как заявил начальник управления РСА Андрей ЮРЬЕВ, 20 процентов отказов станут поводом для внеплановой проверки страховой компании.

Хотели как лучше

Увы, не каждый водитель способен самостоятельно определить размер причинённого ущерба, грамотно заполнить извещение о ДТП и составить схему аварии.

Согласно закону об ОСАГО в рамках упрощённой системы оформления ДТП размер ущерба не должен превышать 25 тысяч рублей («благодаря» инфляции эта сумма скоро вообще станет смешной).

Это означает, что потерпевший на месте ДТП должен решить для себя, превышает ли ущерб, причинённый его имуществу, этот порог, хватит ли ему указанной суммы для того, чтобы восстановить автомобиль, вернув его в доаварийное состояние? А следовательно, вызывать сотрудников ГИБДД или нет?

Пусть водители пришли к выводу, что нанесённый потерпевшему ущерб укладывается в 25 тысяч рублей (они должны быть согласны относительно характера и перечня видимых повреждений), занесли это в бланк извещения о ДТП, поясняет Владимир Беспалько.

Потерпевший пришёл в страховую компанию, машину осмотрел специалист. И тут выяснилось, что автомобиль в результате ДТП получил скрытые повреждения, а общая сумма ущерба существенно превышает 25 тысяч рублей.

Разницу в деньгах ему уже никто не возместит по закону дополнительные требования страховой компании пострадавший предъявить уже не может.

Таким образом, главный принцип, который необходимо принять на вооружение каждому автовладельцу с 1 марта 2009 года: если вы не уверены в чём-либо (в количестве участников, в причинении вреда здоровью, в наличии страховки у другого участника, в размере ущерба и так далее), вызывайте сотрудников ГИБДД. Вот и приехали!

Самое удивительное, что поначалу в упрощении «автогражданки» вроде бы были заинтересованы все. Теперь каждая из сторон с маниакальным упорством находит в обновлённом законе лишь подвохи. А ситуацию в обязательном автостраховании можно охарактеризовать бессмертной фразой Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда.

Только цифры

Средняя стоимость услуг аварийных комиссаров в Челябинске:
на месте ДТП 1000 рублей;
на месте ДТП плюс представительство
в ГИБДД 2000 рублей.

Где оформят аварию

Если вы хотите вызвать госавтоинспекторов на место дорожно-транспортного происшествия, можно позвонить в дежурную часть городской ГИБДД или сразу в районное отделение. В настоящее время пункты разбора ДТП действуют
в каждом из семи административных районов Челябинска.

Дежурная часть ГИБДД УВД г. Челябинска:
ул. Гончаренко, 99. Тел.: 256-30-02, 254-99-45.
Ленинский район: ул. Гагарина, 41а. Тел. 256-15-53.
Тракторозаводский район: ул. Карпенко, 26. Тел. 774-54-20.
Курчатовский район: Комсомольский пр., 112а. Тел. 794-38-16.
Металлургический район: ул. Дегтярёва, 80а. Тел. 724-71-72.
Советский район: ул. Яблочкина, 5. Тел. 232-86-53.
Калининский район: ул. Болейко, 2а. Тел. 727-15-17.
Центральный район: ул. Курчатова, 26. Тел. 232-40-26.

Куда жаловаться на страховщиков

Региональная инспекция страхового надзора
620028, г. Екатеринбург, ВИЗ-бульвар, 18.
Тел. (343) 242-49-92.
Российский союз автостраховщиков, региональное отделение
620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 16, офис 4.
Тел. (343) 371-31-91.

В заявлении нужно указать название страховой компании, сведения о клиенте, автомобиле и договоре страхования (или приложить его копию).

Кстати

Сегодня и завтра в связи с переходом с 1 марта 2009 года к системе прямого урегулирования убытков для страховщиков Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов пройдут обучающие курсы.

Специалистов по «автогражданке» специально собирают в Екатеринбурге, чтобы отработать технологию проведения взаиморасчётов между страховыми компаниями через клиринговый центр.

Без работы не останемся!

Поправкам в закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств нужно пройти обкатку временем. В таком духе высказываются сотрудники ГИБДД. Хотя, казалось бы, именно они должны хлопать в ладоши и первыми приветствовать упрощённую «автогражданку». Ведь, по сути, уменьшается нагрузка и у тех, кто выезжает на место ДТП, и у тех, кто оформляет аварии в группах разбора.

Конечно, надеемся, что новый порядок оформления дорожно-транспортных происшествий облегчит жизнь сотрудникам ГИБДД, говорит начальник отделения пропаганды ГИБДД УВД Челябинска Андрей КАЗАНЦЕВ .

Но мы в любом случае будем руководствоваться Правилами дорожного движения. Понимаете, деление аварий на мелкие и крупные во многом условно. Для автовладельцев нет мелких происшествий: каждое столкновение, помятая машина это трагедия и нервный срыв.

Да, у них появляется право при определённых условиях самостоятельно оформить ДТП и обратиться за возмещением ущерба к своему страховщику. Но это только право, а не обязанность.

Наша задача реагировать на все обращения водителей, выезжать по вызову на место ДТП и объективно фиксировать обстоятельства произошедшего. Так что без работы не останемся в любом случае.

мнению сотрудников ГИБДД, главные проблемы, с которыми могут столкнуться водители, это неверное оформление дорожно-транспортных происшествий и неправильная оценка ущерба. Участники аварии часто находятся в стрессовом состоянии.

Они не в состоянии учесть нюансы, которые могут сыграть решающую роль в определении виновника ДТП. Люди на дороге встречаются разные, даже в очевидных ситуациях не всегда способные прийти к единому мнению. Или «переобуваются» на ходу: сегодня твердят одно, а завтра совсем другое. Кроме того, при ДТП сложно на глазок оценить величину ущерба.

Сейчас на наших дорогах представлен широкий модельный ряд, машины сильно отличаются друг от друга по стоимости. Если для покраски крыла вазовской «пятёрки» хватит двух-трёх тысяч рублей, то во сколько обойдётся аналогичный ремонт, к примеру, «Лендкрузера» или «Порше Кайена»?

Не всякий мастер автосервиса с ходу назовёт такую цифру, особенно с учётом роста цен на импортные запчасти. Так что в будущем у юристов наверняка прибавится работы.

В принципе изменения в законе нужные, актуальные. Но как они будут действовать на практике, покажет время, считает Андрей Казанцев. Если есть сомнения, лучше позвонить аварийному комиссару (такую услугу предоставляют многие страховые компании) или вызвать сотрудников ГИБДД.

Кстати, непонятно, как быть с безнаказанностью пьяных за рулём. Допустим, мелкая авария произошла по вине такого ухаря. Наверняка он ухватится за упрощённый порядок оформления ДТП как за спасительную соломинку.

Начнёт уговаривать второго участника не вызывать ГИБДД, лишь бы избежать проверки на алкоголь. Откупился и поехал дальше. Правда, сегодня он разбил кому-то фару или помял бампер. Но, отделавшись лёгким испугом, завтра может устроить гораздо более опасное ДТП с пострадавшими, а то и погибшими.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>