Феличита от Паоло Ланди
текст: Владимир Спешков02.03.2009
Вчера в Челябинской академической драме сыграли премьеру комедии «Голодранцы-аристократы»
...Как только Паоло Эмилио Ланди, итальянский режиссер, много работающий в российских театрах, начал репетировать в Челябинской драме комедию итальянского драматурга Эдуардо Скарпетта «Голодранцы-аристократы», я навел справки о нашем госте у знатока его творчества известного театрального критика Олега Лоевского.
Знаешь, сказал Олег, Паоло образец режиссера, подобного которому в российском театре просто нет. Этот режиссер счастливый человек. Без комплексов, без мучений, знающий, что и как надо делать, чтобы был успех.
То, что будет успех, стало ясно на второй минуте генеральной репетиции на публике (зал был набит так, что ставили стулья в проходе). Открылся занавес, сценограф (соотечественник драматурга и режиссера Санти Миньеко) порадовал дивной картинкой, где сошлись едва ли не все зримые образы Италии: от ветхих, но величественных фасадов до веревок с сохнувшими простынями. Юная пара затеяла любовную игру, а потом пленительно запела что-то итальянское. И возникло то самое счастье, которое вообще-то феличита. Зал радостно выдохнул, расслабился и захлопал. На этом спектакле вообще часто аплодируют. Удачной реплике, актерской импровизации, режиссерским находкам Ланди и сценографическим Миньеко.
Скажу сразу: художественных потрясений не ждите. Есть просто хорошо сделанный, профессионально оснащенный и очень веселый спектакль (что, прямо скажем, уже немало). Драматург Скарпетто наследник по прямой великих итальянских сочинителей пьес. Редкий театрал на его «Голондранцах...» не вспомнит, к примеру, «Слугу двух господ» Гольдони. Несколько пар влюбленных, голодные бедняки и напыщенные богачи, господа и слуги, всеобщая путаница с переодеваниями, фривольные шутки и несколько свадеб в финале. Только события разворачиваются столетия на полтора позже, и не в Венеции, а в Неаполе.
Паоло Ланди драматурга не переписывает и не сокращает (из-за чего второе и третье действия, объединенные в одно, несколько затягиваются). Он по-режиссерски читает этот текст глазами человека с иным художественным опытом. Опытом итальянского неореализма, к примеру. В результате две обнищавшие семейки играют муки голода с таким натурализмом, что в антракте зрительный зал наперегонки бежит в буфет за бутербродами волшебная сила искусства. Вообще все житейские невзгоды героев спектакля находят удивительное сочувствие в зрительном зале, современные челябинские жертвы кризиса и неаполитанские бедняки начала прошлого века на три часа спектакля просто-таки создают единое землячество.
Но вообще это все-таки комедия. Шутят много, шутят по-разному. Уж если профессия героя актера Евгения Поплавского называется словом «писец» (он пишет письма за неспособных сделать это самостоятельно), то будьте уверены, что в нужный момент это слово проартикулируют и проинтонируют так, что все многообразие его смыслов поймет даже самый недогадливый зритель. Но больше всего смеются и радуются по поводу удачных актерских импровизаций.
В комедии, как нигде, видны уровень актерского мастерства, техники актера. Паоло Ланди не оказался волшебником: хорошие актеры в его спектакле играют хорошо или очень хорошо, остальные как умеют. С блеском импровизаций (прямые обращения в зал в том числе) и живым вокалом лучше всего у Евгения Поплавского (его героя зовут Феличе Шошаммокка). Уморительно смешон Юрий Цапник в роли нувориша Гаэтано Семмолоне (он вдруг напомнил о легендарном комике этой сцены Петре Кулешове). Сочность и виртуозность получается сочетать у Марины Аничковой в роли Кончетты (кстати, 5 марта на спектакле «Голодранцы-аристократы» состоится бенефис Марины Аничковой, посвященный 35-летию творческой деятельности замечательной актрисы). Татьяна Скорокосова в своей Луизелле играет не столько скандалистку-неаполитанку, сколько фею Карабос из балетной «Спящей красавицы», срывая овацию в сцене проклятия. Очень хорош Денис Кирш, с гротеском и эксцентрикой играющий маленькую роль слуги. Почти все поют, а Владлена Ивина (ее героиня балерина) еще и пританцовывает.
Челябинской драме очень нужен был такой спектакль. Его не возьмут на «Золотую маску», но на нем будут аншлаги, а это лучшее лекарство от той театральной тоски, что в последнее время поселилась в стенах этого театра. Прекрасно, что для лечения этой тоски выписали правильного доктора из Италии. Грацие, синьор Ланди! Приезжайте еще.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>