Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Несколько слов о главной актрисе

Несколько слов о главной актрисе

текст: Татьяна Марьина
фото: Игорь Шутов
04.03.2009

КартинкаЛучший подарок для актрисыP в день юбилея роль в новом спектакле, поставленном специально для неё. И хоть время сейчас непростое, Челябинский ТЮЗ для своей примы такой подарок сделал. Завтра в театре премьера «Артист миманса», который не идёт ни на одной сцене мира. В главной роли народная артистка России Ольга Телякова.

Маленький, всего в несколько страничек рассказ о театре. «Артист миманса» написал Анатолий Кузнецов автор знаменитого в советское время романа «Бабий яр». Александр Твардовский впервые напечатал его в журнале «Новый мир».

И хотя жизнь давно поменялась, этот рассказ не канул в Лету. «Артист миманса» оказался таинственно живым. Его перевели на все языки мира, каждый год переиздают.

Казалось бы, что особенного в этом рассказе, почему разных людей так волнует разговор о маленьком, незаметном в толпе человеке? Быть может, мы поймём это завтра на премьере.
А сегодня поговорим с постановщиком спектакля главным режиссёром Челябинского театра юного зрителя Владимиром Ореновым.

В сущности «Артист миманса» это современный вариант «Шинели» Гоголя, поясняет Владимир Борисович .

Действие спектакля происходит в театре оперы и балета в 60-е годы прошлого столетия. Сквозь события двух дней проходит главный персонаж гоголевский Акакий Акакиевич, которого зовут Илья Ильич.

Он является смысловым центром действия. Большую часть спектакля роль Ильи Ильича играет Ольга Телякова, вторую её муж, артист большого масштаба Андрей Гаврилюк .

Никогда бы не разделил этот персонаж между двумя актёрами, если бы они не были настолько близкими и знающими друг друга людьми.

Идеальный спектакль для звезды

А нельзя было для звезды выбрать сольный спектакль?

Таких ролей, как Нора в «Кукольном доме», на самом деле немного. Дездемона? Роль хорошая, но у Шекспира она не главная. Леди Макбет тоже не главная... И я подумал, что «Артист миманса» очень подходящий вариант.

Это очень человечный спектакль. Разговор здесь идёт вовсе не о звезде, не о ведущем солисте и той счастливой творческой судьбе, какая есть у Теляковой.

Речь идёт о маленьком человеке, артисте из театральной толпы, проблемы и переживания которого понятны многим независимо от профессии, возраста и национальности.

В нашем спектакле нет никаких специальных эффектов только несколько занавесей, лампочек. Ни за что не спрячешься. Восемь актёров выходят на публику, ставят восемь стульев и в течение часа с небольшим доказывают, что они мастера.

Ольге Теляковой не надо придумывать отдельные дивертисменты. Она мастер, она царит настолько, что звёздность её видна сразу.

Почему раньше никому не пришло в голову поставить это сочинение?

Однажды я показал рассказ Михаилу Александровичу Ульянову. Это было незадолго до его ухода, когда он уже не запоминал тексты роли, потому что был тяжело болен.

Прочёл и чуть не заплакал: «Вот что мне надо было сыграть напоследок! Начал с парней-комсомольцев, потом маршал Жуков. А закончить нужно было маленьким человеком». Какая беда, что я не понял раньше, что это можно ставить...

Спектакль «Артист миманса» я поставил в Новосибирске в театре «Старый дом» несколько лет назад. Он прошёл три-четыре раза, а потом я уехал в Москву, а исполнительница главной роли перешла в академический театр. Было жаль, что на сцене он не жил. А я не верил, что найду актрису на эту роль.

Что значит не найду?

Важно найти не просто хорошую актрису свою. Я видел много замечательных мастеров, но ту или того, которые бы понимали мир, смысл дела, профессию, как я, не встречал. И вдруг увидел Телякову. Это моя личная удача, событие в жизни. Простите за режиссёрский эгоизм.

Проблемы 60-х ушли, надоели. Поймёт ли вас молодёжь?P

Я согласен, что есть приметы времени, оставшиеся в прошлом. Молодёжь не помнит колбасу по 2.20, то, что в каждой квартире висела картина Шишкина, стоял телевизор «Рекорд». Но есть проблемы, которые волнуют и сегодня.

Как молодой женщине одеться на маленькую зарплату, чтобы быть привлекательной? Как прожить жизнь не униженным, если не обладаешь серьёзной должностью?

Может ли простой человек свершить нечто серьёзное? Когда мы с ребятами обсуждали эти темы, я даже читал одно стихотворение Роберта Рождественского:

На Земле безжалостно маленькой
Жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды
Прекрасным утром
Постучалась к нему в окошко
Небольшая,
Казалось,
Война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
И маленькую
По размерам
Шинель.

...А когда он упал
Некрасиво, неправильно,
В атакующем крике вывернув рот,
То на всей земле
Не хватило мрамора,
Чтобы вырубить парня
В полный рост!

Если тема маленького человека не оказалась для актёров безразличной, значит, это может быть интересно и кому-то ещё.

«В ней нет ни капли зазнайства»

Хочется вернуться к разговору о своей актрисе. Неужели трудно встретить?

Можно вспомнить Зинаиду Райх любимую актрису и жену Мейерхольда, но Бабанова для него была лучшей. У Марка Захарова Инна Чурикова, у Анатолия Эфроса Яковлева. У Любимова главной актрисы не оказалось, их было несколько. У Товстоногова тоже. Такое везение случается вовсе не часто.

Ольгу Телякову вы «увидели» сразу, с первого спектакля?

Нет, сразу это не понимается. Когда смотрел спектакли, я видел сильную актрису, которая играет серьёзные роли. Знаете, меня иногда огорчают звания, премии. Потому что они дезориентируют людей.

Бывает, их присваивают заслуженно, но иногда случается наоборот. Поэтому информация о том, что в театре есть народная артистка, которая играет много ролей, сначала никак меня не обрадовала.

Только когда вместе стали работать в «Возмутителе спокойствия», я понял, как невероятно мне повезло. Она не просто потрясающая артистка, в которой понимаешь всё как она дышит и что делает.

В ней нет ни капельки зазнайства. Ведь, знаете, так бывает: «Веду себя так, как мне положено по рангу». Она абсолютная труженица, этически безукоризненный человек. Это меня просто потрясло.

Не думайте, что говорю обязательные слова главного режиссёра о ведущей актрисе в юбилей. Одна из причин моего прихода именно в челябинский театр то, что здесь работает Ольга Телякова.

«Я влетаю в её глаза»

Когда Владимир Борисович произнёс желанную фразу: «Хочу сказать как театральный критик», я тут же включила диктофон. Нечасто слышишь оценку работы челябинских артистов из уст столичного театроведа первого ряда, заместителя главного редактора журнала «Театральная жизнь», лауреата премии Кугеля:

Это актриса, в которой удивительно сочетаются детство и юношеский порыв, почти пылкость и страстность с острым, пронзительным взглядом волевой индивидуальности. При этом она способна быть очень умной на сцене. Пример умного актёра из тех, которых я хорошо знал, Николай Волков.

У неё потрясающее чувство юмора, которое она может выражать сценически. В «Артисте» она не поёт, но зато танцует канкан. Она сверкает, превращаясь в какое-то особое шампанское пенящееся, весёлое.

Я даже не выдержал и сказал: «Ольга, с вами можно ставить «Сильву»! Откуда в ней витамин РЖ радость жизни, как говорил один из моих учителей? При этом вдруг открывается, что она обладает способностью рисовать образ трагическими красками.

Наше время к этому не располагает, зритель до трагедии не охоч. Кроме того, в нашей жизненной суете актёры способны на юмор, мелодраму, драматизм. А вот передать трагические свойства души это редкость

Она была бы любимой актрисой для Вахтангова и Мейерхольда. Потому что, ещё не постигнув смысла, мгновенно ловит музыкальную форму и понимает эстетическое одеяние своего персонажа.

У неё абсолютный слух на музыкальность текста. Если бы она была индийским вождём, я бы назвал её Ольга Великое ухо. Она берёт форму и держит, как пёс бойцовской породы свою добычу.

И только взяв эту форму, освоив музыкально, начинает её наполнять, наполнять, наполнять. Это свойство её таланта. Большинство актёров действуют наоборот. Они медленно накапливают и в результате накопления рождается форма.

Особая история про её глаза. Ловлю себя на том, что неправильно смотрю репетиции. Как режиссёр я должен видеть, что происходит в этом углу, в том, как складывается вся композиция.

Но когда выходит Телякова, главная точка на сцене её глаза. Они поразительно отвечают всему, что она делает, как произносит текст, чем живёт. Я влетаю в эти глаза и смотрю не отрываясь, как они живут.

Она обладает магнетизмом. Самый магнетический артист, которого я видел, Андрей Миронов. Были артисты и получше, поглубже его. Но Миронов обладал каким-то фантастическим обаянием. Помню спектакль «Интервенция».

На сцене была толпа солдат, матросов и Миронов в ней. Весь зал театра сатиры смотрел только на него, хотя он не выделялся ни светом, ни гримом, ни одеждой. Объяснить это с точки зрения рациональности было невозможно

Если бы на сцене собралась огромная толпа разного возраста и Телякова ничем бы не выделялась, весь зал смотрел бы на неё. Объяснить это не могу, кроме как словами «магнетизм», «сверхобаяние». Это природа, которой не управляют ни режиссёр, ни кто-то другой.

У неё есть тайна в ногах. Чаще всего артист, постигая роль, действует губами, лицом, верхней половиной туловища. Поразительно, что когда Телякова создаёт персонаж, её ноги сразу начинают жить, опережая порой мимику, понимание роли.

Они начинают ходить, как ходит её персонаж, двигаться в необходимом темпе и стиле. У неё умные ноги. Они обладают чувствительностью к смыслу и потому живут отчасти своей жизнью. Это поразительно интересно.

Она умеет не смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, не просто передавать смысл, а очень серьёзно чувствовать. Это колоссальные вещи. Для многих исполнителей партнёр некая фигура с голосом, которая существует на сцене.

Актриса абсолютно входит в контакт с партнёром, глубоко понимая и принимая его. Я вообще думаю, что участие Теляковой приподнимает любой спектакль, дарит ему масштаб.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>