Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Анна и ангел

Анна и ангел

текст: Сергей Таран
фото: Сергей Васильев
06.03.2009

КартинкаВосточные красавицы пустились в пляс и в самом буйстве музыки внезапно застыли. Пластилиновые фигурки лишь макет будущей скульптурной композиции, которую готовит молодой челябинский скульптор Анна Шарикова по заказу представителей Казахстана.

Там уже давно внимательно следят за творчеством южноуральских скульпторов, в том числе и за работами Анны. Так уж водится, что работы художника знакомы его землякам больше, чем сам художник.Это хотелось бы исправить.

Путь в скульптуру

Смотрю на её красивое лицо, утончённые руки и никак не могу понять, почему хрупкие девушки приходят в такое трудное искусство скульптуру. Словно читая мои мысли, Аня говорит:

Глину первый раз помяла в детском саду. И вот не могу остановиться уже восемнадцать лет.

С юных лет девочка много читала и рисовала. Впечатления от увиденного и прочитанного пробуждали фантазии узоры, сюжеты.

Учиться Аня поступала на живописное отделение, но на скульптурном был недобор. Предпочла маленький, но дружный коллектив скульпторов, да так и прикипела, хоть не раз предлагали перейти в чистые художники.

Страсть к искусству у Анны врождённая от отца Игоря Васильевича Шарикова. Он, ювелир и гравёр, долго трудился на фабрике художественных изделий и многому научил свою дочь. Здесь она увидела и кропотливый поиск нужного рисунка, и тяжёлую горячую работу с металлом.

На ниточках судьбы

КартинкаСвою дипломную работу Аня назвала «Пьеро».

Но следовало бы назвать, признаётся она, «Нити». В училище у меня тогда было много незнакомых ранее переживаний, мыслей.

Я поняла, что такое фатализм, что такое быть в руках других, самой себе не принадлежать.
Не только настроение трагическое состояние души и даже глубокий философский смысл удалось передать в этом «Пьеро». Нас кто-то ведёт по жизни или мы сами идём?

Что заставляет человека совершать поступки? Эти вопросы мучают художницу по сей день. ОтецP Анны однажды принял решение, что заниматься ювелирным делом грех, и отправился служить в храм, искать свои ответы.

Самой же Анне однажды, после рождения ребёнка показалось, что с искусством навсегда покончено. Но некая святая сила помогает вернуться к любимому занятию.

Непостижимое

Мы работали над скульптурным убранством часовни, вспоминает Аня, делали несколько рельефов на христианские темы. У меня в отделке был лик. У ребят, Александра Погорнова, Александра Зубова и Марины Тишиной, были сюжеты.

Каждый трудился самостоятельно. И когда составили все части уже в гипсовых отливках, получилось то, что мы не предполагали орнаменты совпали. Они как бы втекали друг в друга. А ведь мы не подстраивались друг под друга.

Чудеса на этом в часовне не кончились.

Скульпторы ваяли колокол и вдруг стали замечать, что сквозь колокольное тело бьёт током, хотя оно было гипсовым и проводить электричество не могло. А ещё томились от простоя. Не было денег на литьё, потому что прежний заказчик задерживал выплату гонорара.

Гипсовые произведения, казалось, уже никогда не отольются в металле. И вдруг все чаяния исполняются в один день невероятным образом. И деньги нашлись, и литейщики не подвели, и вдохновение было, чтобы все дела завершить.

Последнюю икону Богородицу на эту же часовню поставили 18 декабря, перед днём Святителя Николая.

Там, в часовне, все мы, скульпторы, очень сблизились духовно, признаётся Аня. Правильно говорится: не мы водим, а нами водят.

Случайное и закономерное

КартинкаО творческом процессе Аня рассказывает так:

Знаете, как растёт растение? Оно растёт и изменяется, форма увеличивается. Так и у меня в работе с глиной постепенно-постепенно меняется, развивается образ, как бы сам по себе. Как будто не я это делаю.

Вначале Анна набрасывает эскизы. В них старается схватить общую картину, идею образа. А в процессе лепки уже могут возникнуть изменения, детали, подсказанные поиском.

Но если что-то не получается, Анна не станет разбивать модель вдребезги. Срезает и заново лепит. Но это очень редко.

Никакой агрессии к своей работе у меня не бывает, признаётся Анна. Вот как ты вдыхаешь, как идёт от тебя настроение, так ты его и переносишь через руки на глину.

Бывают у художников и случайности. Как-то раз лепила Аня образ собачки. Сделала каркас, нашла движение, поставила фигуру на подиум. И вдруг она упала.

А когда её подняла, смеётся Аня, она стала лучше, намного. Просто как живая. Анатомически чуть подправила и всё.

Пробуждение

Весна у Ани самое любимое время года. Всю зиму живёт надеждой на весну. И только с её приходом оживает:

Настолько остро всё ощущаю, будто я без кожи. Люблю раннее утро на природе. Мне кажется, так в раю бывает. Необыкновенная благодать в эти минуты. И я не знаю, в чём она, где она. Я просто так чувствую.

В мастерской у скульпторов был однажды ремонт. По случаю перебралась Аня в подвал к художникам близ парка имени Пушкина всё-таки собратья по творческому цеху. И там вдруг увлеклась по утрам работой над женским образом. И столько удовольствия получила от самого творческого процесса.

Даже смогла выразить всё, что хотела: прелесть женского тела, момент пробуждения женщины утром, пробуждение её женственности, красоты. Лепила сначала обнажённое тело, чтобы форма была.

Искала верную пластику, движение, состояние. Потом добавила складки одежды. Свою вдохновенную работу Аня назвала «Пробуждение». Очень точно.

Всевидящая Фемида и «Учительница»

КартинкаКаждому настоящему художнику очень важно быть самим собой. К этому неизменно стремится Анна. А когда лезут в твоё сокровенное творческое пространство, невыносимо. Однажды скульпторы работали по заказу областного суда. И тут нашла коса на камень.

У господина Вяткина, председателя областного суда, возникло особое представление о том, какой должна быть богиня правосудия. С мнением, что Фемида должна быть без традиционной повязки на глазах только потому, что она опирается на книгу, трудно согласиться.

«Буду стоять до конца и не сломаюсь, решила Анна. Ведь у меня за плечами столько опыта, столько исследовано материалов по этому вопросу». Так оно и получилось Аня не сдалась. Только работу отдали другому человеку. Обидно.

Интересуюсь у скульптора:

«Учительница» («Читатели». Ред.) на Кировке ваша?

Нет, отвечает Анна. Она была моя, но там внесли своё литейщики.

Вы отказываетесь от неё?

Да. Они ведь изуродовали лицо. Пластики много сошло, будто оболванили слегка работу. С другой стороны оболванили, ладно. Посторонний человек может внести собственное видение. Но здесь-то полное искажение. Когда привезли «Учительницу» из литейки, у меня был просто шок.

Есть такая вещь, как депрессия. Бывает у людей творческих. Анна мудро считает: чтобы выплыть из омута, не надо всё время барахтаться наверху и мучиться. Надо окунуться до конца и, оттолкнувшись от самого дна, вынырнуть.

И вот когда я полностью переживу, когда я всё проживу, вот тогда и проходит плохое настроение, говорит Аня.

Оторвать от опоры

Когда создавалась главная историческая стела на Кировке, по замыслу художников четыре ключевые фигуры олицетворяли тех, кто построил крепость и основал город Челябинск: первостроитель, казак, офицер с указом и представитель уральского коренного населения.

Над всей композицией возвышался шпиль. Логичным завершением виделась фигура ангела, который как бы благословлял труды и подвиги отцов-основателей. Идея соборности и святости для Анны была понятна.

И когда перед ней поставили задачу сделать такого ангела, художница немедленно погрузилась в творческие изыскания.

Концепция строилась на одной деликатности. Это не ангел-воин и не ангел символ победы. Нужно было передать, что сама земля уральская покрыта божьим благословением в виде ангела.

Пока мне говорили о том, что надо сделать, вспоминает Анна, практически сразу у меня возник образ.

Но Аня не начинает работу, пока не просмотрит множество материалов.

Опыт старых мастеров, какие-то линии, какие-то архитектурные законы приходится учитывать, чтобы предложить своё решение, объясняет она.

Моментальный эскиз буквально за десять минут. В нём появляются движение и образ. Но чёрточку, преодолевающую статичность фигуры, с ходу найти не удалось. Однажды догадывается: ангел должен оторвать одну ногу от опоры!

Главное соблюсти основные пропорции к массам, передать общее состояние, которые надо уже перенести в большой объём, размер. И начинается работа над переводом в размер изготовляется модель из глины.

Модель скульптор переводит в гипсовую отливку. Вот только тогда в дело вступают литейщики. Столько труда, терпения... И наконец ангел Анны вознёсся над самой красивой улицей города.

Согреть людей

В скульптуре Анну привлекает мелкая интерьерная пластика.

Камерная скульптура может нести в себе творческую идею, настроение, мысль, делится сокровенным Анна, а вдохновение приходит во время работы.

Собратья по творческому цеху называют Анну сильной женщиной. А она с детства была очень неуверенной в себе.

Считала, что я самый последний человек на этой земле. Но с течением жизни, с личностным ростом уверенность нарастала и сила появлялась. Жизнь даёт силу, главное слишком не перекалиться, чтобы не сломаться. Очень сильным нехорошо быть, особенно женщине, говорит она.

Для большинства художников самое важное в жизни это самореализация. Для Анны это близко. Свою позицию она определяет просто и трогательно: сделать как можно больше в этой жизни, согреть как можно больше людей.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>