Когда клиент прав
текст: Алла Скриповафото: коллаж Людмилы Мануриной
13.03.2009
Каждый из нас ежедневно покупает какой-либо товар или заказывает услугу. Так что смело поздравляйте себя и окружающих с наступающим праздником. В воскресенье отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. И хотя нашего брата по-прежнему часто дурят производители, исполнители услуг и продавцы, грамотные знатоки своих прав стараются спуску им не давать. Не случайно, по статистике союза потребителей России, 80 90 процентов претензий покупателей удовлетворяются, не доходя до суда. Шансы выиграть судебное дело тоже велики. Оказывается, 90 процентов дел решаются в пользу потребителей.
Дилер ответит за пожар
Когда в июле 2007 года челябинец Владимир покупал новый автомобиль, у него и в мыслях не было сутяжничать. За машиной человек отправился не куда-нибудь на базар, а к официальному дилеру ОАО «Иж-Авто» в компанию «Авто-Инвест».
Новенькая «КИА-Спектра» стоимостью 390 тысяч рублей радовала глаз и душу автомобилиста. А чтобы ездить было удобно и приятно, Владимир здесь же, в салоне, как следует «упаковал» машину.
На неё установили дополнительное оборудование: защиту картера, автосигнализацию, аудиосистему, коврики и ветровики. За всё про всё автовладелец выложил ещё 32 800 рублей.
Прошло несколько месяцев. В декабре Владимир отправился по делам в Уфу. Поездка не предвещала ничего экстремального. Однако произошло непредвиденное: прямо в пути автомобиль загорелся.
Случилось это на 1838-м километре автодороги Челябинск Уфа. Владимир бросился тушить пожар подручными средствами, загасил пламя. Однако огонь привёл в негодность практически все узлы и агрегаты, расположенные в двигательном отсеке автомобиля.
Пострадали также элементы передней части кузова и салона. А для доставки машины домой пришлось вызывать эвакуатор. В ходе проверки сотрудники ОГПН Сосновского района Челябинской области установили, что очаг пожара располагался в отсеке двигателя автомобиля, а его причиной послужила неисправность узлов и механизмов транспортного средства. Между тем с момента приобретения машины не прошло и полугода
Естественно, автовладелец не пожелал мириться с такой несправедливостью и обратился в суд. Он потребовал расторгнуть договор с автосалоном, взыскать уплаченные за товар деньги, а также убытки (36 100 рублей), неустойку (117 000 рублей) и компенсацию морального вреда (60 000 рублей).
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований автовладельца. При этом ссылался на то, что причина пожара не состоит во взаимосвязи с работами, которые были произведены продавцом в рамках предпродажной подготовки. А значит, и ответственность за наступившие убытки на него возложена быть не может.
Во время рассмотрения дела провели судебную пожарно-техническую экспертизу. Её вывод однозначен: причиной возникновения пожара в автомобиле «КИА-Спектра» явилось тепловое проявление аварийного режима работы электрооборудования автомобиля.
Выходит: в период гарантийного срока выявился заводской дефект. Из-за него произошёл пожар, который повредил машину и принёс владельцу кучу убытков утрату дополнительного оборудования и расходы на оплату эвакуатора.
Центральный районный суд Челябинска частично удовлетворил исковые требования автовладельца. Ему должны выплатить стоимость машины 390 000 рублей, убытки 36 100 рублей, неустойку 60 000 рублей и компенсировать моральный вред 10 000 рублей. Конечно, чуть меньше, чем хотелось бы бывшему хозяину «корейца». Но итоговая сумма тоже внушительна. Не правда ли?
Для потребителя установлена так называемая альтернативная подсудность. То есть человек вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по месту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, исполнителя) или по месту причинения вреда. Например, вы живёте в Тракторозаводском районе Челябинска, билет на самолёт приобрели в Центральном. Авиапредприятие, оказывающее вам услугу, находится в Металлургическом районе. Это означает, что вы можете обратиться в любой из трёх судов города по выбору: Металлургический, Центральный или Тракторозаводский.
В погоне за рецептом
«Если вам 40 лет и у вас ничего не болит, значит, вы умерли». В этой циничной шутке большая доля правды. Чем старше человек, тем больше у него болячек и тем чаще он ходит по врачам и аптекам.
63-летний челябинец (имя не называем) состоит на учёте у терапевта и хирурга в поликлинике клиники ЧГМА, с 2005 года является инвалидом второй группы, страдает такими заболеваниями, как атеросклероз и стенокардия.
Прошлой весной ему назначили определённый курс лечения. Однако когда он пришёл за рецептом на получение лекарственных средств, лечащие врачи отказались выписать заветную бумагу. Специалисты в белых халатах ссылались на «недостаточное финансирование и отсутствие в аптеке медикаментов по льготным спискам».
Возраст, плохое состояние здоровья, отсутствие юридических знаний, невысокий уровень материального положения всё это говорило о том, что самостоятельно наш герой вряд ли решится на судебные разбирательства.
Поэтому в его интересах выступил прокурор Металлургического района. Он доказал, что человек сохранил за собой право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача.
Суд признал незаконным отказ клиники в выдаче рецепта на получение лекарственных средств и обязал медицинское учреждение выдать заветный документ.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Свадьба пела и плясала
А следующая история иллюстрирует защиту не чисто потребительских, а скорее гражданских прав челябинцев. Ситуация стара как мир. Жилой дом в центре города, на первом этаже которого размещается кафе.
Шумные свадьбы, дни рождения, юбилеи, корпоративные вечеринки и прочие торжества преследуют жильцов, чьи квартиры находятся прямо над увеселительным заведением.
Мы страдаем, нарушается наше право на покой, ухудшается здоровье, заявила в суде жительница Челябинска Светлана и попросила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме одного миллиона (!) рублей.
Как выяснилось, истица неоднократно обращалась в правоохранительные и контролирующие органы с жалобами на нарушение её покоя и требованием возбудить уголовное дело. Заводить его, правда, не стали.
Но руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области дважды направлял директору кафе специальные предписания.
Красной нитью в них проходило требование не допускать ухудшения условий проживания людей при проведении мероприятий с музыкальным сопровождением. В августе 2007 года в кафе даже проводили шумоизоляцию. Однако Светлана жаловалась, что музыка и шум всё равно в её квартире слышны.
Уровень шума в квартире соответствует санитарным нормам и правилам, не согласился представитель ответчика и показал протокол измерений. Но суд учёл, что даже этот факт не означает, что и в предыдущий период уровень шума не превышал норму.
Из-за недостаточной шумоизоляции кафе во время проведения праздников и мероприятий всё-таки нарушается право истицы на покой, признал суд.
Хотя Светлана не доказала, что степень её физических и нравственных страданий соответствует столь большой компенсации морального вреда, Центральный районный суд Челябинска частично удовлетворил исковые требования. Компенсация морального вреда определена в 15 000 рублей.
Судебная бытовуха
Некачественные машины, сотовые телефоны и мебель вот от чего болит голова у сотен южно-уральцев. В прошлом году в судах области рассмотрено 4151 дело по защите прав потребителей. Из них более одной трети было прекращено в связи с отказом истцов от иска.
Дело в том, что зачастую ответчики добровольно удовлетворяют требования уже в период нахождения дела в суде или приходят к мировому соглашению. Немало дел оставлено без рассмотрения в связи с неявкой истцов или обеих сторон в суд. Как правило, истец утрачивает интерес к спору, если стороны после обращения в суд договорились между собой.
Лишь по 339 делам (это 8,2 процента от общего количества) истцам полностью отказано в удовлетворении исковых требований. Эти цифры свидетельствуют не только о нарушениях закона, прав потребителей, допускаемых некоторыми организациями и предпринимателями в сфере торговли и оказания услуг, отметила, выступая на собрании судей общей юрисдикции Челябинской области, заместитель председателя областного суда по гражданским делам Елена Каширина.
Налицо нежелание предпринимателей добровольно, без судебного решения восстанавливать нарушенные права потребителей.
Кстати, судам рекомендовано реагировать на существенные недостатки в работе учреждений и организаций, предпринимателей. Например, чаще выносить частные определения, взыскивать с ответчиков штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей.
Пока эти меры применялись не всегда. Например, из 1713 гражданских дел, по которым исковые требования потребителей были удовлетворены, штраф взыскан только по 495 делам.
По 30 процентам дел суды вообще не обсуждали вопрос о взыскании штрафа с ответчиков. Так что тенденция вселяет оптимизм искать правду в суде потребителям станет ещё легче.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>