Плагиата NET
текст: Василий Труновфото: коллаж Людмилы Мануриной
24.03.2009
Скоро отечественные вузы будут пользоваться компьютерной программой «Антиплагиат», которая позволяет определить процент заимствованного текста в курсовых работах и дипломах. Наш корреспондент выяснил, как обстоят дела с внедрением этой разработки в челябинских университетах.
Студенты против машины
Студент Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ) Олег Валеев нередко прибегает к чужой информации при подготовке курсовых и рефератов. Руководствуется принципом: «Мы не воришки, мы занимашки».
Нужно расставить все точки над i, говорит он. Написать курсовую с нуля невероятно тяжело. Поэтому ничего страшного не будет, если я воспользуюсь трудами других студентов. Отмечу для себя полезные факты и сделаю новый продукт. Совсем другое дело своровать чей-то реферат, поменять фамилию и выдать за свой.
В ЮУПИ борьба с плагиатом стала нормой. К помощи компьютерных программ преподаватели прибегают при проверке любых учебных работ.
Эту практику мы ввели три года назад. Тогда много разговоров в нашей стране велось о студенческой недобросовестности, рассказал нам первый проректор института Александр Базаев. Пришлось объяснять студентам, что отныне все работы нужно сдавать в двух видах печатном и электронном.
Пользоваться программой «Антиплагиат» довольно просто. Машина проверяет готовый текст за две минуты и выдаёт, сколько процентов информации студент украл. Даже называет источники в Мировой паутине, которыми воспользовался учащийся.
В зависимости от вида работы мы определяем, сколько процентов текста могут быть заимствованными, продолжает Александр Базаев. В рефератах мы допускаем 70% компиляции, для курсовых 50%, для дипломов 30.
Студенты давно придумали способы обмануть программу. Например, поменять с кириллицы на латиницу буквы А и С или поставить буквы между словами и сделать их невидимым шрифтом.
Некоторые смельчаки сдавали разные версии печатных и электронных работ. В компьютерный документ скопируют один параграф, а остальной текст составят из латинских ABC. Машина проверит, но плагиата не обнаружит.
Мы и с этим жульничеством нашли способ бороться, говорит Базаев. Посмотрит «Антиплагиат» диплом, а потом мы его другой программой на орфографию проверяем. И все ухищрения тут же всплывают. Поэтому наши студенты перестали пользоваться запрещёнными приёмами.
Откупиться
На сайте Yandex.ru я забиваю фразу «Курсовые на заказ. Челябинск». Поисковая система выдаёт мне 166 тысяч страниц. Предложения на любой вкус.
Без предоплаты, со стопроцентной гарантией и постоянной связью с заказчиком. Диапазон цен широкий. Курсовые от одной до шести тысяч рублей. Дипломы от десяти до двадцати пяти тысяч рублей.
Звоню в известную челябинскую компанию «Информо-сервис», которая активно оказывает «помощь» студентам.
Неважно, проверяются ли в вузе клиента работы на «Антиплагиате», на цену этот факт не влияет, рассказала нашему корреспонденту менеджер по продажам Наталья Показанова, потому что мы делаем только оригинальные курсовые и дипломы. Если вдруг работа, написанная нами, не проходит через программу, то мы её переделаем бесплатно.
По словам Натальи Показановой, вводить проверку на «Антиплагиате» во всех учебных заведениях не стоит.
Нам это, естественно, невыгодно, объясняет она.
Ответственность увеличивается. Тем более сейчас сезон и на нас обрушился целый шквал звонков. Люди готовы отдать 10 тысяч рублей, лишь бы не писать диплом самостоятельно.
Как ни странно, с мнением Натальи согласились и сами преподаватели.
Студенты люди нечестные. Но подловить их на воровстве может практически любой опытный педагог, рассказали нам на экономическом факультете ЧелГУ.
Украденная работа всегда законченная, все мысли точны и правильно сформулированы. А текст, написанный студентом самостоятельно, пропитан творческим поиском. В нём множество неточностей и ошибок.
Мишино горе
Студент ЮУрГУ Александр ворует материал из Интернета не задумываясь. За краденые курсовые стабильно получает оценку «удовлетворительно».
Преподаватели намекают мне, конечно, что уже читали мой «шедевр» раз десять, но со скрипом трояк ставят. А раз прокатывает, значит, буду пользоваться, хвастается Александр.
Наши работы всё равно никому не нужны, их на кафедре используют как черновики. Потому что всё в нашей стране делается «для галочки».
Недавно журнал «Русский Newsweek» привёл занимательную статистику. Так, по данным исследования Высшей школы экономики, около половины студентов российских вузов регулярно сдают ворованные работы (от 47,2% учащихся первого курса до 51,7% четвёртого).
Со статистикой согласился преподаватель кафедры периодической печати ЮУрГУ Владлен Феркель.
К плагиату прибегают минимум 40% студентов, считает он. Дело тут в подходе к образованию. Заместитель кафедры сопротивления материалов ЮУрГУ профессор Давид Гохфельд читал лекции в Кембридже.
Однажды он спросил у местных преподавателей, сколько вариантов тем для семестровых работ они предлагают студентам. Как ни странно, ему ответили, что один. «Как один? недоумевал он.
У вас же 25 учащихся, а если они списывать друг у друга начнут?» «А зачем им списывать? удивились коллеги с Запада. Студенты же учиться пришли».
Бороться с воровством можно и без программы «Антиплагиат».
Был у меня студент Миша, который несколько лет пытался сдать мне курсовую, вспоминает Феркель. Первый вариант его работы показался мне подозрительным.
В тексте встречались термины, с которыми Миша никогда в жизни не сталкивался. Я скопировал несколько фраз, вставил в поисковую систему в Интернете и быстро нашёл первоисточник.
Через два месяца Миша притащил очередной «шедевр». Но я же знаю, что товарищу этому верить нельзя. Мои опасения подтвердились: я снова обнаружил плагиат. Миша писал работу полтора года.
Со школьной скамьи
Ребёнок учится воровать чужие изыски с детских лет. Мой коллега, долгое время проработавший в школе учителем русского языка и литературы, однажды проверял сочинение на тему «Творчество поэта Есенина». К своему удивлению, он обнаружил, что читает свой собственный текст, написанный пятнадцать лет назад.
Текст у тебя добротный, сказал коллега своему ученику. Поставлю тебе за него тройку
У школьника челюсть отвисла.
Как тройку? Почему? Хорошо ведь сочинение написал, начал спорить он.
Конечно, хорошо! Но писал его я. И моя учительница поставила мне четвёрку. Ты его украл, поэтому я оцениваю твою работу на двойку. Но украл у меня, поэтому ставлю на балл выше.
Описанная выше история хорошо иллюстрирует пробелы в школьном образовании. Единожды украв, дети наглеют и продолжают бездельничать в студенческие годы. Отсюда низкий уровень квалификации у молодых специалистов.
Поэтому необходимость использования компьютерных программ назрела давно. Но для многих институтов это проблематично. Наша газета обзвонила почти все челябинские вузы. В большинстве образовательных учреждений о существовании «Антиплагиата» не подозревали.
Так что на вопрос: «Как скоро использование программы станет обязательным?» ответа пока не существует. В министерстве образования Челябинской области нашему корреспонденту сказали, что на данный момент никаких распоряжений на этот счёт не поступало.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>