Как создаётся искусство
текст: Анна Медведевафото: Егор Базылёв
03.04.2009
Тайну рождения чуда раскрыл журналистам театр оперы и балета. Нас пустили туда, где висят таблички: «Посторонним вход запрещён». Каждая дверь как шкатулка с сюрпризом. Открывая её, даже не можешь предположить, что тебя ждёт. И с каждой новой комнатой всё больше понимаешь, как сложно и многомерно устроен такой с виду весёлый и беззаботный мир. Рейд по закулисью в этом материале.
Всё самое интересное, как правило, остаётся за кадром, за кулисами, за закрытыми дверями. Особенно в театре. Вы пришли, сдали одежду, поднялись по широкой лестнице в зал, заняли своё место. И вот открывается занавес, и три часа с перерывом на антракт вы живёте в совсем другом мире.
Однако по ту сторону сцены находятся люди, для которых привычен именно этот мир, полный музыки и красок.
И каждый день они создают его своими руками.
ЗачемP балеринам тёрки
Первым делом балетный зал. На вспышки фотокамер и гул журналистов солистка театра Екатерина Тихонова не обращает ни малейшего внимания. Её задача сейчас отточить каждое движение, поворот головы и градус наклона руки.
Дай мне ещё больше плие! Тянись, растягивай ручки Вот так есть настроение! подбадривает балерину педагог-репетитор народная артистка России Галина Борейко.
Репетиция не прекращается ни на минуту. Если работа не будет такой тщательной, трудоёмкой и упорной, зрители сразу увидят это на сцене: артист несобран, движения нечёткие. Если он не трудится, не работает над собой, сразу же случаются какие-то сбои.
Тренировки у артистов балета ежедневные, семичасовой рабочий день. Час обязательного урока классического танца, чтобы тело всегда находилось в форме и не случалось травм. Три часа репетиции, и вечером спектакль.
Возле станка лежит пачка обычных столовых салфеток и тёрка. Это не заготовка для скорого обеда. Тёркой балерины трут подошвы пуантов, чтобы не скользить по резиновому полу. А салфетки в балетных туфельках спасают ноги от мозолей. Только об этом никто не должен знать.
Денис СЕВЕРИНОВ,
художественный руководитель театра
Мы хотели показать тот объём и усилий, и труда, который вкладывает каждый работник театра для того, чтобы вечером на сцене происходило чудо. Наверняка многие из тех, кто приходит в театр оперы и балета сегодня, сами когда-то участвовали в театральных постановках в школе или вузе.
Заболевание театром зарождается, с одной стороны, в детстве, с другой нельзя любить то, что ты не понимаешь и не знаешь. Чтобы заболеть этим искусством, необходимо им проникнуться.
Вначале было либретто
В мастерской у главного художника театра полумрак и сотни рисунков: на столах, на мольберте и полках с красками. На то, чтобы придумать декорации к спектаклю, могут уйти два-три месяца, и всё это время идея прорабатывается в бесконечных зарисовках и эскизах. Когда замысел ясен, готовится макет. И после этого начинают работать цехи.
Это серьёзная и сложная работа, рассказывает Леонид Рошко, заслуженный деятель искусств России. Почти так же, как дом построить. Халтура на сцене всегда будет очень заметна.
Чтобы настроиться на нужный лад, перед началом работы художник читает либретто, слушает музыку именно она даёт эмоциональный ход работе. «И миноры, и мажоры, и подъёмы всё должно отражаться в декорациях», объясняет Леонид Максимович.
Советуясь с дирижёром и режиссёром, художник в итоге находит общее решение для оформления сцены. А когда выпускается спектакль, главный строитель театрального пространства может проработать всю ночь. Чтобы с рассветом на подмостках вырос новый мир.
Главное, чтобы костюмчик сиял
Сделать так, чтобы костюмчик не только сидел, но и сиял под лучами рампы, задача цеха росписи тканей. «Не всё то золото, что блестит» эта поговорка обретает здесь совсем другой смысл.
Римма Кириллова, заслуженный работник культуры, превращает обычные материалы в драгоценные со дня основания театра.
У меня самый интересный цех, заявляет она.
Некоторым одеяниям здесь уже под 40. К каждому костюму у мастера своё отношение, которое, к слову, часто зависит от того, кто это платье носит. Есть любимые наряды, например расшитое кружевом платье из «Весёлой вдовы».
Московский художник, который работал над этой постановкой, заказал платье из бархата. Но бархата в то время не нашлось, и на свой страх и риск костюм изготовили из совсем другого материала. «Вот если бы все с такой любовью работали!» изумился результату москвич, не заметив подмены.
Сейчас таких проблем нет, говорит Римма Кириллова. Есть всё, кроме хорошего клея. А вообще надо просто душу вкладывать в своё дело, и тогда любой костюм получится.
Раз иголка, два иголка
«Мы костюмы не шьём, а делаем», гордо и справедливо заявляют в пошивочном цехе. Воплощение идеи художника от первой вытачки до последней пуговки в искусных руках мастериц. Закупка тканей и примерка тоже их задача.
Оказывается, на примерке артист не может выразить свое недовольство, если ему что-то не нравится. Последнее (и первое) слово только за художником по костюмам.
Причём эскизу должно соответствовать буквально всё: и оттенки ткани, и её фактура, и ширина крючков на застёжке.
С ног сбилась, нигде не могла найти белую ткань с набивным рисунком, рассказывает Галина Комарова, начальник цеха. В горячую пору подготовки спектаклей она сама берёт в руки нитку и иголку. А ещё часто бывает, что нет нужного цвета. Тогда мы подкрашиваем ткань: кусочек в жёлтый цвет, кусок в зелёный.
До того, как прийти в театр, Галина Васильевна работала в ателье, шила на дому. Признаётся, что, даже несмотря на известные трудности, работа в театре не сравнится ни с чем по творческому накалу и интересу. За это и любима.
Сказочная обувь
Башмачки для Золушки, сапоги для кота и сотни и сотни самых необычных пар обуви хранятся здесь, в закромах обувного цеха. А сейчас для готовящегося спектакля «Мадам Баттерфляй» мастера делают еще 80 пар туфель и ботинок разных фасонов.
На одну пару уходят два дня. Каждая по индивидуально снятым меркам, стопроцентной ручной работы и только из лучшей натуральной кожи.
У нас вся обувь сказочная! говорит Антонина Ершова, начальник цеха.
По моей просьбе она подсчитывает цену одной из таких пар. Долгие подсчёты на калькуляторе, и по-театральному волшебный результат: всего тысяча рублей за эксклюзивную обувь.
На спектаклях я всегда смотрю на ноги артистов, признаётся Антонина Андреевна.
Насколько хорошо пройдёт представление, во многом зависит от обувных мастеров. Трудно взять верхнее «до», если жмут ботинки.
Комната чудес
Комната, в которой журналисты (вернее, журналистки) задержались дольше всего, цех гримёров и парикмахеров. Соблазн примерить роскошные ресницы, екатерининские локоны, чёрные как смоль косы велик. Я выбираю белый парик, мне помогают его надеть, и Егор (наш фотограф) делает несколько снимков.
А вы думаете, у нас таких фотографий нет? признаются гримеры. Целые альбомы дома!
В завершение надеваю воздушное светлое платье и превращаюсь из девочки в джинсах и с хвостиком в принцессу из забытой в детстве сказки. Такова работа невидимых мастеров театра кропотливо и ежедневно делать всё, чтобы люди не прекращали верить в чудеса.
Бумажный Будда и все-все-все
Бутафорский цех пахнет клеем и бумагой, ведь почти вся театральная утварь делается из папье-маше от яблок на столе короля до его трона. Кусочки бумаги терпеливо отрываются, вымачиваются в воде и крепятся на заготовленную форму.
Сейчас в мастерской готовят к спектаклю «Мадам Баттерфляй» статую Будды. Она будет выглядеть как настоящая каменная, хотя на самом деле весит всего лишь как пачка бумаги.
Кстати, бумаги на бутафорские дела уходит очень много за девять месяцев огромный, высотой в полтора и диаметром в метр рулон бумаги уменьшился почти на треть.
На стене цеха висят маски. Их готовили к одной из постановок, для каждого артиста индивидуальную. Чтобы маска идеально подходила к лицу, актёрам пришлось пройти немало испытаний.
Актёр ложится на стол, и лицо заливается гипсом, рассказывает о процессе работы художник-бутафор Галина Иванова. 10 15 минут надо пролежать под этой маской, в это время дышать через трубочки, которые вставлены в нос.
При застывании гипса температура повышается, и получается, что человек там лежит, как в бане, не все выдерживают. Плюс замкнутое пространство. К тому же гипс довольно тяжёлый.
Журналисты пробуют наклеить кусочки бумаги на Будду, а я иду дальше.
Рейд по закулисью заканчивается, а в зрительской части театра уже начинается представление сегодня это опера Верди «Риголетто». И я знаю, что работники закулисья обязательно будут его смотреть.
Каждый на своё: швеи на хорошо сидящие платья, бутафоры на почти настоящие цветы и канделябры, парикмахеры на безупречные причёски и идеально приклеенные бороды.
А зритель увидит просто красивый и гармоничный другой мир. Сотворённый, конечно, не за семь дней, а за гораздо большее время, но с не меньшей любовью.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>