Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
С талантом медленного чтения

С талантом медленного чтения

текст: Андрей Кулик
17.04.2009

КартинкаНовый спектакль «Триумф художественного вкуса» Александр Филиппенко сначала показал на Южном Урале

У Александра ФилиппенкоP премьера под названием «Триумф художественного вкуса». В Москве ее почти никто не видел, в начале апреля сыграны представления в Новоуральске и Екатеринбурге, далее артисты отправились в Новосибирск, Томск, Кемерово. Мы беседовали с Александром Георгиевичем после екатеринбургского концерта.

Почему именно эти тексты и эта музыка сошлись в одной программе?
Так душе захотелось. Получилось, что мы с Алексеем Уткиным, руководителем ансамбля солистов «Эрмитаж», одну ноту дуэтом вывели. Главная темаP человек: он и мир. Не помню, как родилась эта идея. В свое время я увлекался «импрессионизмом буквы». С литературно-музыкальных композиций начинал в 1959 году, на физтехе потом занимался этим, когда выезжали на целину: квартет наш пел, я читал стихи. Так что сейчас все было знакомо. Я много в юности ходил в консерваторию, и что-то в душе возникало. А сейчас достал из сундука любимые стихи, в первую очередь Юрия Левитанского, и подумал: если людей, живущих богатой внутренней жизнью, подтолкнуть этими стихами в сочетании с живой музыкой к размышлениям, им будет о чем подумать. Потом подобрал других поэтов, потом возник рассказ Зощенко «Счастье». И все сложилось!

Ваши работы в театре, в киноP творческий труд. А как оцениваете свое участие, например, в сериале «Бедная Настя»?
Хотелось узнать, как этоP сниматься в классической мыльной опере, когда съемка с трех камер. После сериала сниматься в обычном кино было как перелет на другую планету. Кстати, видел в Интернете бурные обсуждения моего персонажа в «Бедной Насте»: какой негодяй, какой противный! Но ведь у него восемь детей, он «попал», ему надо как-то выкручиваться: я его понимал и по-своему оправдывал.

Что в ближайшее время собираетесь сыграть?
ГлавноеP не что ты хочешь сыграть, а чтобы режиссер тебя в какой-то роли увидел и сказал: «Хочу, чтобы ты это сыграл». Так было, например, с Алексеем Германом. Он помнил нас с Семеном Фарадой по студенческому театру. Герман мне сказал: «Александр, я знаю, вы играли и Смерть, и Кащея Бессмертного, а я хочу предложить вам иную роль». Пробовался, между прочим, на главную роль. Потом Герман позвонил: «Хочу, чтобы вы были в нашей команде». А я же актер вахтанговской школы «представления», и вдруг мне надо сыграть, при этом как бы ничего не играя. Очень было интересно!
Когда Сергей Юрский позвонил и сказал, что хочет меня занять в своем проекте «Предбанник», я тут же ответил: «Да!» Минувшим летом Гафт нам с Романом Виктюком прочитал свою пьесу в стихах, и я сразу сказал: «Валентин, хочу тебе помогать». Чуть позже Виктюк мне позвонил: «Я придумал, как это сделать, и хочу, чтобы вы были с нами».
Только закончились репетиции в «Современнике»: Андрей Кончаловский затевает «Дядю Ваню» Чехова. Актер должен понимать свое место в формуле, и Кончаловский свою формулу рассказал. Он сбивает стереотипы с чеховских образов. Я буду играть профессора Серебрякова.

А в кино что нового?
Чуть не совершил ошибку: предлагали сыграть Хрущева в документальной драме об истории со сбитым американским летчиком Пауэрсом. Но сценарий был беспомощным. Я прочитал и отказался. У актерской профессии есть время от утреннего звонка до вечера: надо успеть прочитать сценарий и принять решение. И вечером либо: «Ох, извините, я забыл, я занят, к сожалению, никак не смогу, но вы звоните, если что-то будет, я всегда с удовольствием» ЛибоP я подписываюсь на эту роль и уж тогда должен выложиться полностью.

В «Брежневе» Сергея Снежкина вы снялись, и получилось, по-моему, убедительно
Самое забавное, что никто меня не приглашал. Друзья сказали: «Затевается интересный проект». Когда меня утвердили, и я приехал на съемки, Шакуров сразу сказал: «Следи за Снежкиным, он хорошо показывает». И я старался воплотить в своей роли эти режиссерские показы.

На днях несколько премий «Ника», в том числе как лучшему фильму, отдали мюзиклу Валерия Тодоровского «Стиляги». А стилягиP это же ваша тема, ваш знаменитой монолог про Козла на саксе. Почему, как думаете, сейчас такой интерес к стилягам?
Валерий Тодоровский сказал сразу, что фильмP его ощущение 50-х годов, ничего общего с реальными стилягами не имеющее. В начале 80-х я часто играл монолог по мотивам пьесы Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека». И в конце, заводя рок-н-ролл, доставал пластинку, записанную на рентгеновском снимке. Так вот, фрагменты фильма «Стиляги», которые я видел, это цвет времен «Boney M », а разница тут огромная. Сейчас много интерпретаторов нашей истории 1960-70-х годов, передергивающих факты, похоже, они считают, будто живых свидетелей уже не осталось.

Вы несколько лет служили в Театре на Таганке, которому 23 апреля исполняется 45 лет. Пойдете поздравлять?
Если позовут, конечно. Но на вечере памяти Бориса Хмельницкого мне сказал Валерка Золотухин, что скоро будет антиюбилей Ивана Бортника. На него приду обязательно и с удовольствием и, может, даже прочту «Триумф художественного вкуса». На Таганке сейчас не бываю: там теперь все другое. Но увидеть Феликса Антипова, Ваню БортникаP такая радость. У меня до сих пор хранится временный пропуск, который мне директор театра, Николай Дупак, выписал в ноябре 1969 года.

Вы сделали «Триумф художественного вкуса» самостоятельно. Вам не нужен режиссер?
В формате литературно-музыкальной симфонии я еще могу справиться. Но вообще нужен режиссер, который видит все из зала и ставит свет, мизансцены Сейчас я хочу снять для телевидения свой моноспектакль по «Одному дню Ивана Денисовича» Солженицына. Художника Давида Боровского уже нет, но мы успели сделать декорации по его эскизам. Я дождался, когда был свободен его сын Александр, и он придумал мне формулу световой партитуры. Теперь мне надо, чтобы он нашел время сесть к монитору, и жену попрошу. Должен кто-то обязательно смотреть со стороны и корректировать.

Почему сейчас, когда выпускают свои книги даже те, кто читать не умеет, вы, думающий, творческий человек, до сих пор ничего не написали?
На запись программы «Линия жизни» на канале «Культура» я позвал своих друзей, в том числе кинорежиссера Вадима Абдрашитова, с которым знаком 700 лет. Чтобы не задавали дурацких вопросов, по совету Толи Смелянского я построил программу в виде вопросов, которые сам себе задавал и сам же на них отвечал. ПлюсP тексты Платонова, Булгакова, других классиков. Вадим мне потом сказал: «Сделай книжку: немного о себе плюс фрагменты литературы, которая тебе близка!» Ну не писать же, в самом деле, про жен, про детей Вот такая интересная идея, может быть, осуществится.

Свой моноспектакль по «Мертвым душам» вы привозили в Челябинск в конце 1990-х. Вы продолжаете его играть?
К сожалению, так прыгать и скакать по сцене мне уже не под силу. Но у меня есть программа, где я читаю последние главы поэмы. Только что в Сочи выступал перед школьниками: как будто зашел в клетку к тиграм. Кто-то заметил: «У Филиппенко талант медленного чтения». Вот вместе с публикой и читаю медленно то, что написано у Шукшина, и написано в 1972 году.

А «Один день Ивана Денисовича» вы с купюрами читаете или целиком?
С купюрами. Была долгая переписка с Александром Исаевичем, который напоминал, что у него и пьесы есть. Я объяснял: у меня ведь моноспектакль! В итоге получил от него: «Хорошо, сокращайте, но не дописывайте». Мы два часа сидели с его супругой, Натальей Дмитриевной, и она согласилась.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>