Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Ударим кодексом по ценам

Ударим кодексом по ценам

текст: Алла Скрипова
фото: Вячеслав Бушухин
17.04.2009

КартинкаКаждый день на пятачке напротив моего дома паркуется грузовая машина. Тут же к ней выстраивается очередь из местных пенсионеров и прохожих, привлечённых ласкающей взор надписью «Доступные продукты». Народ расхватывает кур, подсолнечное масло и макароны. Торговля идёт бойко. И это неудивительно: товары местных производителей в удобной расфасовке, а цены процентов на 30 40 ниже, чем в соседних магазинах. Что это? Крик отчаяния селян или «наш ответ Чемберлену», то есть торговым сетям? И как на подобные шаги реагируют ритейлеры?

Претензии к сетям

Главный вопрос последних месяцев кто виноват в росте цен до сих пор остаётся без ответа. Производители продовольственных товаров и торговые сети обвиняют друг друга в попытках нажиться на кризисе.

При этом каждая из сторон пытается привлечь на свою сторону государственные органы. Так, недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала исследование о роли торговых сетей в повышении цен на продукты.

Выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут занимать до 80 процентов в конечной стоимости товара такой вывод сделали антимонопольщики.

К примеру, в Санкт-Петербурге, сообщает «РБК daily», ведомство проанализировало до 40 договоров крупных сетей с поставщиками за четыре последних года. Выяснилось, что практически во всех документах содержались требования, нарушающие антимонопольное законодательство.

Полученные результаты имеют универсальный характер, считает автор исследования начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей НИЖЕГОРОДЦЕВ. Это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом.

Ось зла, по мнению ФАС, это растущие отсрочки по платежам и бонусная политика ведущих сетей. Если в 2005 году выплаты сетям от поставщиков составляли один пять процентов от объёма поставленной продукции, то в уже в 2007-м платежи достигли, к примеру, в «Дикси» 14, а в «Пятёрочке» 16,5 процента.

В первом полугодии прошлого года выплаты резко выросли по всем сетям, говорится в исследовании. Наибольший рост опять пришёлся на «Пятёрочку» (27%) и «Дикси» (22%). При этом отсрочка по платежам за проданный товар у торговых сетей в 2005 году в среднем составляла 21 25 банковских дней, а в 2008-м выросла до 45 50 дней (а то и до 65).

Тенденция роста выплат сохранилась и в этом году. А если учесть, что через сети в России реализуется не меньше трети всего продовольствия, то влияние сетевого ритейла на ценовой фактор и уровень инфляции трудно переоценить.

Как правило, сами селяне редко торгуют своей продукцией, в основном сдают на переработку. А переработчикам диктуют условия торговые сети, комментирует председатель челябинского регионального отделения ассоциации юристов России Дмитрий ЕРЁМИН.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время существует система входных бонусов: каждое предприятие, которое хотело бы разместить свою продукцию в таких магазинах, должно обеспечить торговой сети эти бонусы. Плюс к этому несовершенство ценовой политики. Зачастую розничная накрутка превышает совокупную наценку крестьян и переработчиков.

Кроме того, известны случаи, когда переработчики снижают цены на свои продукты, а сети оставляют их прежними. В итоге страдает покупатель, а магазины получают двойную прибыль.

Опасность дефицита

В то же время сетевики недовольны тем, что поставщики «защищают свою прибыльность», призывая на помощь государство. Председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли Лев ХАСИС (он же исполнительный директор X5 Retail Group, куда входит «Пятёрочка»), рассуждая о вмешательстве государства в ценообразование, напомнил журналистам времена конца СССР, когда на полках остался один берёзовый сок:
Это, конечно, хорошо для сока, но плохо для покупателей.

Признав существование бонусов поставщиков в пользу сетей, Лев Хасис заявил:
За то, что платят производители продовольствия, не платят покупатели.

В то же время сети вынуждены реагировать на изменение покупательной способности россиян. Во время кризиса покупатели хоть и не отказываются от привычных продуктов, но ищут, где их подешевле приобрести.

Как заявили в руководстве «Пятёрочки», с апреля компания вводит стратегию «самых низких цен», снижает отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней и даже готова отменить для них бонусы за вход.

Кстати, на защиту торговой отрасли встал министр промышленности и торговли РФ Виктор ХРИСТЕНКО, заявивший недавно:

Не надо делать из торговли врага. Мы подвели итоги по прибыли и убыткам по всей российской экономике в четвёртом квартале 2008 года 442 миллиарда рублей в минусе.
Самые колоссальные убытки в оптовой торговле (384,8 миллиарда рублей). В розничной торговле финансовый результат пока положительный, но даже в самом горячем декабре он упал в три раза. Так что нет никакой сверхприбыли

Христенко считает, что рецепт спасения один расширять конкурентную среду, создавать условия для увеличения торговых площадей.

У нас количество торговых площадей и полок в магазинах в разы меньше, чем в любой развитой стране, подчеркнул Виктор Борисович. Наша торговля не борется за производителя, её интересует только покупатель. Но и здесь у человека нет большого выбора магазинов-то не так уж и много. Таким образом поле для конкуренции сжато сразу с двух сторон.

В ожидании октября

Как только грянул кризис, представители торговых сетей сами побежали за помощью к государству. Крупные розничные сети уже включены в заветный «список Путина», то есть могут рассчитывать на финансовую поддержку из госбюджета.

Почему государство готово оказывать финансовую поддержку только крупным сетям? обиженно пытали заместителя министра промышленности и торговли РФ Станислава НАУМОВА, посетившего недавно Екатеринбург, уральские ритейлеры. Смысл ответа был прост: на всех денег не хватит.

Между тем производители продуктов питания возлагают большие надежды на новый закон о торговле, который должен расставить все точки над i. Речь идёт о введении предельных наценок на социально значимые виды продовольствия.

Почему камбала выходит из рыбного цеха по 200 рублей за килограмм, а к покупателю доходит уже по 400? удивляется руководитель управления Роспотребнадзора по Челябинской области Анатолий СЕМЁНОВ.

Нельзя равнодушно взирать на эти дикие надбавки. Зачастую они составляют более 100 процентов от отпускной цены. Конечно, правительство области, министерство сельского хозяйства могут вести переговоры с представителями торговли, убеждать их не делать резких ценовых движений.

Но это не выход из положения. Считаю, что законы, ограничивающие торговые надбавки, должны быть приняты на федеральном уровне.

Увы, пресловутый закон о торговле бродит по коридорам власти уже года три и никак не вывернет на финишную прямую. Антимонопольная служба ратует за снижение порога доминирования с 35 до 15 процентов, а в городах федерального значения до пяти процентов.

Также предлагается ввести такой критерий доминирования, как оборот: признавать доминирующими компании с оборотом более одного миллиарда рублей независимо от доли на рынке.

Свои предложения к закону о торговле подготовили мясной союз, ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Законодательные собрания 14 субъектов РФ и даже партия «Единая Россия». Однако несколько дней назад глава Минпромторга Виктор Христенко заявил о том, что внесение документа в Госдуму откладывается «как минимум» до октября.

Библия добросовестных торговцев

И всё же заклятые друзья, каковыми часто называют производителей и торговлю, вынуждены стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству. Вчера, к примеру, состоялось знаменательное событие.

Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по торговле и услугам, а также по агропромышленному комплексу, ассоциация компаний розничной торговли, союз независимых сетей России, Торгово-промышленная палата РФ и Россельхозбанк подписали соглашение о разработке кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. Это будет своеобразная библия добросовестных торговцев.

Соглашение носит прорывной характер, поскольку в нём будут исключены все те болевые точки, которые существовали много лет, отметила министр сельского хозяйства России Елена СКРЫННИК.

Итак, каких революций на прилавках нам ждать? Пресс-служба Минсельхоза уточнила, что в отношении 20 социально значимых продовольственных товаров и 200 прочих продуктов питания будут ограничены отсрочки платежей, а также отменены бонусы, связанные с поставкой.

По мнению директора по развитию холдинга «Русский дом» (гипермаркет «Теорема») Алексея ШЕСТАКОВА, механизм,P ограничивающий рост цен на социально значимые товары, нужен. Но возникает масса вопросов: сроки разработки и механизм введения кодекса, как будет отслеживаться его исполнение.

Судя по названию данного документа, никто не будет нести ответственности за его нарушение, говорит он. На самом деле очень сложно проконтролировать взаимоотношения поставщика и торговой сети. У торговых сетей масса рычагов воздействия на поставщика.

Например, бонусы можно заменить обязательством проводить промоакции, отсрочки более низкими входными ценами и так далее. Одна из причин разработки кодекса демонстрация торговыми сетями своей готовности ограничивать рост цен, опережая принятие ограничений на законодательном уровне.

И всё же вывод Алексея Шестакова однозначен: идея кодекса хороша, но вряд ли он будет работать.

Обращение федеральных властей к этому вопросу очень своевременно, считает Дмитрий Ерёмин. На продукты первой необходимости должен быть установлен особый государственный контроль.

Сейчас антимонопольный комитет отслеживает в основном только ту наценку, которую делают переработчики. На мой взгляд, эту цепочку нужно отслеживать и дальше. И поощрять правильный выбор: чем запить, например, булочку молоком или газировкой. А потому молочные продукты и должны быть доступны по цене.

Другой момент. Если зайти, к примеру, в популярную торговую сеть «Молния», мы увидим, что на прилавках представлены в основном завозные продукты. А между тем местные переработчики могли бы через эти магазины реализовать свою продукцию на 360 миллионов рублей в год!

(Цифра касается только молочных продуктов.) Эти деньги могли бы пойти на поддержку местных селян, да и бюджет недополучает налоги с этой суммы. С учётом тяжёлой ситуации на селе, думаю, необходимо вмешательство и региональных органов власти.

В общем обычным потребителям, то есть нам с вами, пока остаётся надеяться на моральный кодекс строителей капитализма. А также голосовать рублём ходить именно в те магазины, которые нас устраивают.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>