Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Как жильё сделать доступным

Как жильё сделать доступным

текст: Александра Головина
фото: Валерия Бушухина и из личного архива Юрия Каменца
05.05.2009

КартинкаПотребность населения в жилье остаётся острой и неудовлетворённой. Собственных средств у населения нет, более 60 процентов людей нуждаются в улучшении жилищных условий. 80 процентов семей из количества нуждающихся не могут ни купить квартиру сразу, ни взять ипотечный кредит, ставший в кризисное время ещё более недоступным. Прежде чем говорить о доступности жилья для граждан, необходимо коренным образом поменять стандарты ипотеки и создать долговременные программы развития строительства жилья.

Кабальные стандарты

О том, как должен развиваться строительный рынок, рассказывает почётный строитель России Юрий КАМЕНЕЦ.

Картинка Ипотека совершенно не влияла на обеспечение населения жильём. Возлагаемые на неё надежды не оправдались, поскольку потребность в финансовых средствах удовлетворяла менее одного процента нуждающегося населения.

Опубликованные «новые стандарты» остаются такими же кабальными, но более изощрёнными и совершенно не решают проблемы обеспечения населения жильём.

Шум и восторги в СМИ чиновников и журналистов о «доступности, выгодности, перспективности «новых стандартов» ипотеки», как и проведение «ярмарок недвижимости», рекламирующих ипотеку, нужны только банкирам, коммерческим организациям и части чиновников, получающих от ипотеки сверхдоходы.

Пора коренным образом менять кабальные стандарты ипотеки, без чего у этого инструмента нет будущего. Плата за кредит не должна превышать шести восьми процентов годовых, сумма платы за кредит должна определяться один раз и на весь срок кредита без каких-либо комиссионных и других обманов и перерасчётов.

Нужны и другие, более радикальные решения финансирования жилищного строительства. В том числе создание строительных сберегательных касс не банков, а касс.

Нужно решительное вмешательство государства в строительство социального жилья за счёт средств резервных фондов и предоставления этого жилья в аренду малоимущим семьям с частичным выкупом и правом его приватизации через три пять лет. Фонды, созданные за счёт населения, должны работать на население.

Квадрат на каждого

По заявлению президента страны, приоритетная государственная задача обеспечить в ближайшие годы строительство одного квадрата жилья на каждого жителя.

В 2008 году в стране было построено менее 0,4, а в Челябинской области немногим более 0,55 квадратного метра на каждого жителя.

Цифры говорят о том, что необходимо удвоить объём строительства жилья, что потребует также увеличения объёмов строительства детских садов, школ, поликлиник и больниц, торговых, офисных, культурных и спортивных зданий и сооружений. Строительство этих объектов создаст несколько тысяч рабочих мест.

Выйти на строительство одного квадрата на каждого жителя Челябинской области при сегодняшнем состоянии строительного рынка неосуществимо без программы развития строительства жилья и инвестиционной программы инженерного обеспечения.

Только эти программы смогут ответить на вопросы, достаточно ли заявленного объёма строительства жилья, достижимо ли оно и в какие сроки, что для этого надо сделать, где расположены земельные участки для застройки, как будут решаться инфраструктура и инженерное обеспечение, откуда появятся строительные изделия и кадры, каким образом будет решаться финансовая сторона дела.

Капитально, комплексно и системно в области и городе этим никто не занимается. Нужна добротная система функций и задач административных органов в сфере строительства.

Элементом такой системы, отвечающей требованиям Градостроительного и Земельного кодексов, которые у нас в полную силу не работают, должен быть регламент документооборота.

Регламент сократит время выдачи разрешительных документов с сегодняшних полутора-двух лет до одной-двух недель и позволит сразу же зарегистрировать собственность или аренду земельного участка и начать проектирование здания без проволочек.

В идеале финансовая сторона строительства жилья должна обеспечиваться следующим образом:

  • социальное жильё и инфраструктура за счёт государственного и региональных бюджетов;
  • общедоступное жильё за счёт накопительных взносов населения и кредитов строительных сберегательных касс;
  • общедоступное жильё за счёт ипотечных кредитов, приемлемых для населения.

Функции застройщика было бы правильным поручить управлению капитального строительства городской администрации, которое на договорной основе могло бы привлекать изыскателей, проектировщиков, строителей-подрядчиков. Опыт такой работы в городе имеется, достаточно вспомнить «единого заказчика». Здесь уместен закрытый конкурс.

Требуются перемены

В нашем регионе нет органа, определяющего направления развития строительной отрасли, занимающегося изучением и внедрением новых строительных материалов, современных технологий, подготовкой и изданием нормативных технических и технологических правил, организацией подготовки строительных кадров.

Нет органа, который мог бы координировать разработку региональных норм градостроительного проектирования, курировать вопросы безопасного и качественного ведения строительно-монтажных работ, гарантирующих долговечность зданий.

Стабилизации строительного рынка будет способствовать саморегулируемая организация строителей (СРО) рабочий орган с государственными полномочиями по функционированию и регулированию строительного рынка, но несущий всестороннюю ответственность за качество, безопасность, долговечность построенных зданий, сооружений.

Система лицензирования это уже прошлая эпоха. Жизнь требует перемен, без которых нет прогресса. Действительно, закон о создании СРО сложный, непрозрачный, кроме контрольных функций он устанавливает дальнейшее вмешательство государства в строительную деятельность.

В системе лицензирования был один орган, закон создаёт шесть новых дополнительных административных органов, деятельность которых приведёт к громоздкой, нежизнеспособной системе.

Получается, что закон создаёт новые барьеры и почву для коррупции и по своей сути препятствует росту объёмов строительства жилья. Закон фактически игнорирует действующие общественные организации строителей (союзы и ассоциации), требуя заявления для вступления в СРО от каждого лица.

Разве недостаточно, чтобы члены союзов и ассоциаций строителей на общем собрании приняли решение о коллективном вступлении в СРО? Закон нужен, но для его работоспособности необходимо внести изменения.

Предложения

Необходимо создать в Челябинской области самостоятельное министерство строительства для решения вопросов, изложенных в настоящей статье.

Необходимо, чтобы Челябинская городская администрация и городская дума:P

  • подготовили и утвердили «Правила регламента документооборота»;
  • в короткие сроки разработали и утвердили программу развития строительства жилья в Челябинском городском округе и поселениях перспективного развития в целях обеспечения строительства одного и более квадратного метра жилья на каждого жителя;
  • разработали и утвердили инвестиционную программу строительства внеплощадочных уличных проездов, сетей и сооружений инженерного обеспечения поселений. Состав и содержание программы установлены в Законе от 30.12.2004 г. 210-ФЗ. Инвестиционная программа должна быть связана по годам с программой развития строительства жилья.
    Необходимо законодательным актом определить, где аккумулировать и держать средства платы за подключение к инженерным сетям обеспечения и средства от продажи на аукционах земельных участков в собственность или в аренду, как их расходовать и контролировать расход. Ведь эти средства необходимы для финансирования сетей и сооружений инженерного обеспечения.
  • Обеспечить издание брошюр с текстами принятых законодательных актов.
  • Сократить сроки ответов на обращение лиц до трёх, максимум семи дней.
  • Действующий месячный срок только порождает коррупцию.

Я готов участвовать в разработке правил регламента и программ, упомянутых в тексте.
Указанные программы могут быть созданы и утверждены. Но главная, самая трудная задача обеспечить выполнение. Эту задачу сможет решить только создаваемое министерство строительства области. Пожелаю удачи.

НОВОСТИ

Строители в центре внимания

28 апреля 2009 года состоялся съезд Российского союза строителей. В работе форума приняли участие министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, его заместитель Сергей Круглик, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Ефим Басин, ведущие лидеры строительной отрасли со всей России и стран СНГ.

В состав президиума от Челябинского региона вошёл президент Союза строителей (работодателей) Челябинской области, полномочный представитель президента РСС в УрФО Леонид Беркович.

Виктор Басаргин в своём выступлении отметил, что государство передаёт часть полномочий в регулировании строительного рынка общественным объединениям, в связи с чем существенно возрастает роль и Российского союза строителей.

На сегодняшний день министерство регионального развития делает всё для того, чтобы функции, связанные с регулированием и контролем в строительной отрасли, передавались саморегулируемым организациям, то есть самим строителям, а не чиновникам, подчеркнул министр.

При этом Виктор Басаргин отметил , что «в настоящее время ни одна отрасль не имеет столько внимания со стороны государства, как строительная».

Он также призвал всех строителей обращаться со всеми предложениями по реформированию отрасли в Министерство регионального развития.

В заключение своего выступления Виктор Басаргин высоко оценил работу, проводимую Российским союзом строителей, и выразил надежду на то, что сотрудничество Министерства регионального развития и Российского союза строителей будет и в дальнейшем конструктивным и плодотворным.

Леонид Беркович подтвердил, что одна из важнейших задач сегодня координация усилий союзов, предприятий и органов государственной власти всех уровней для как можно более эффективной реализации антикризисного плана правительства РФ.

На съезде шла речь и о конкретных антикризисных действиях. О мерах бюджетно-налоговой политики, направленных на стимулирование восстановления экономики и создание рабочих мест, о финансовых мерах по восстановлению доступа к кредитам конкурентоспособных предприятий и потребителей.

А также и о реформировании систем регулирования для восстановления доверия к рынкам капитала, о кредитной поддержке по льготным процентным ставкам для предприятий строительного комплекса и другом, сообщил Леонид Беркович .

По сообщению пресс-службы ХК «Массив»

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>