Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Крутое пике автопрома

Крутое пике автопрома

текст: Алла Скрипова
фото: автора
06.05.2009

КартинкаАвтопроизводители вновь уходят на вынужденные каникулы. Завод Toyota в Санкт-Петербурге остановил конвейер с 1 по 11 мая 2009 года. До 12 мая отдыхают рабочие московского завода «Автофрамос», где выпускаются отечественные Renault.

Бизнесменов понять можно: какой смысл работать на склад, который и так забит непроданной продукцией?.. Продолжится ли крутое пике мирового и российского автопрома? Станет ли опять автомобиль роскошью для россиян? И что дилеры советуют тем, кто всё-таки планирует приобрести «железную лошадку»?

Подсчитали прослезились

Российский рынок, который иностранцы до кризиса рассматривали как самый перспективный в ближайшие годы, по скорости падения опережает практически все страны.

Если в январе комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) прогнозировал продажи в 2009 году на уровне 2,4 миллиона автомобилей, то сейчас резко поменял своё мнение.

По итогам первого квартала, произошло падение на 40 процентов до 387,7 тысячи автомобилей. В этом году представители ассоциации надеются реализовать хотя бы 1,7 миллиона автомобилей (и то с учётом коммерческого транспорта). В то же время в 2008 году было продано 2,92 миллиона автомобилей. Как видим, разница весьма существенна.

Как на этом фоне выглядит челябинский авторынок? Известно, что до недавнего времени он развивался вполне успешно. Тем сильнее и больнее пришёлся по нам удар кризиса.

По итогам первого квартала, на Южном Урале продано примерно 6600 новых автомобилей, говорит исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр РУЛЕВСКИЙ.

Много это или мало? Судите сами: в прошлом году за этот же период продано 15 600 машин. Сюда включены автомобили отечественных и зарубежных марок.

Уровень падения составил без малого 58 процентов (!), тогда как в среднем по России он оценивается в 40 процентов. А всё потому, что Челябинская область попала в число 13 регионов, наиболее сильно пострадавших от кризиса.

В УрФО в целом отмечено наиболее резкое падение продаж автомобилей среди всех федеральных округов 45 процентов (по итогам двух месяцев 2009 года). В то же время в Центральной России продажи снизились всего на 23 процента.

Дальневосточный округ, про который говорили, что без «японок» он сразу же просядет, показывает потери около 33процентов. Более того, Южный Урал ещё легко отделался по сравнению с соседями по УрФО.

У нас за январь февраль падение составило 42,9 процента, в Тюмени 42,6, у свердловчан 45, тогда как в Перми потери выскочили за 62 процента. По оценкам экспертов, спад ощутили все без исключения и отечественные, и зарубежные производители.

Но, по данным Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области, российские изготовители «просели» глубже (уровень падения за I квартал более 60 процентов). Что касается иномарок, то за этот период их продано вполовину меньше, чем год назад (5200 вместо 11 800, что означает падение на 55 процентов).

Мы откатились на уровень 2006 года, констатирует Александр Рулевский.

Это надо признать как данность. Дилеры наиболее популярных брендов сейчас продают за квартал столько же машин, сколько последние два года реализовывали за месяц. У остальных продавцов счёт вообще идёт на десятки машин.

Неутешительную арифметику подтверждает и представитель крупнейшего дилера отечественных автомобилей директор по маркетингу автоцентра «Челябинск-Лада» (дилер АвтоВАЗа) Егор КУРБАТОВ. Особенно зловеще она выглядит на фоне успехов первой половины года.

До мая прошлого года мы наблюдали положительную динамику продаж автомобилей. Уже в январе реализовали 1070 машин, затем всё больше и больше, с ностальгией вспоминал местный представитель АвтоВАЗа на «круглом столе», организованном сайтами Аutochel.ru и Сhelfin.ru.

Первое снижение началось в июне, хотя тогда о кризисе ещё всерьёз не говорили. В первый месяц лета продали 1306 машин (тогда как в традиционно высокий сезон продаж обычно раскупалось по 1700).

Последний всплеск отмечен в октябре 1416 автомобилей. В ноябре декабре 2008 года падение в сравнении с предыдущими годами составило 58 процентов.

По словам Егора Курбатова, вазовские дилеры уже тогда поняли, что новый год будет тяжёлым. Но таких глубоких падений они всё равно не ожидали: январь минус 57, февраль 62, март 65 процентов. Фактически рынок встал.

Три причины

Кризис подкосил платёжеспособность населения. Резкое падение спроса одними из первых ощутили продавцы автомобилей. Когда человек теряет работу или у него снижается доход, он критически пересматривает расходы.

А оставшиеся денежные ресурсы направляет на предметы первой необходимости. Покупка нового автомобиля отнюдь не является таковым. Об этом свидетельствует и статистика.

Так, за первый квартал 2009 года в Челябинской области зарегистрировано 30 213 транспортных средств (в прошлом году за этот же период 48 387). А ведь на учёт в ГИБДД ставятся не только новые, но и бывшие в употреблении машины.

Следующая причина упаднического состояния авторынка такое же резкое ограничение кредитных ресурсов. По словам Егора Курбатова, если в прошлом году в кредит продавалась половина машин, то сейчас соотношение кредита и полного денежного расчёта 10 к 90. И, наконец, третий нюанс подорожание автомобилей, прежде всего иностранных марок.

Правда, последняя причина в первом квартале этого года не успела внести серьёзный вклад в общую картину, замечает Александр Рулевский.

Потому что рынок до сих пор работает либо с машинами 2008 года выпуска, либо по специальным акциям. О скидках в 20 тысяч даже неприлично говорить предлагаются бонусы в 50, 100 и 150 тысяч.

Специалисты не берутся дать однозначный ответ: это уже дно или ещё нет? Одни надеются на летний всплеск, другие на пусть запоздалую, но помощь государства.

Третьи говорят: спешите, дальше будет только хуже. По мнению аналитика авторынка Рулевского, мы вернёмся к объёмам 2008 года не ранее 2012-го.

Когда такой прогноз я дал в декабре, многие говорили, что, мол, сгущаю краски, улыбается он. А сегодня машут руками: ты оптимист.

В прошлом году половина машин продавалась через кредиты. Когда кредитных ресурсов не стало, пошёл спад. Но только на 50 процентов. Ведь в первом квартале люди покупали автомобили, используя свои денежные запасы.

А вот пойдут ли они (и с чем) в автосалоны во втором квартале? Никто не знает К тому же экспресс-анализ показывает, что продажи в апреле шли хуже, чем в марте.

Российский авторынок единственный в мире, который пока никак не поддерживался государством, разводит руками Александр Рулевский.

Обещали дать 24 миллиарда рублей АвтоВАЗу. Завод утверждает, что ничего не получил. Нужно это делать или нет другой вопрос. По моему мнению, лучше давать деньги конечным потребителям.

Но США, к примеру, пообещали и уже перечислили деньги напрямую своим производителям. В результате американский авторынок упал на 37 процентов, наш на 40. Германия пошла по пути помощи потребителям.

Сдаёте старый автомобиль при покупке нового получаете 5000 евро. Причём эта скидка распространяется на любую машину, вне зависимости от цены. В итоге немцы получили прирост рынка в марте на 40 (!) процентов.

Французы присмотрелись к этому опыту и стали давать 2000 евро получили прирост рынка в 10 процентов. А мы ничего не даём и пока научились только ныть.

Надежды дилеров питают

В начале года на авторынке корректнее было говорить не о продажах, а, скорее, о вложении средств, считает директор по продажам группы компаний «Джемир» (дилер Chevrolet) Александр САФРОНОВ.

Причём вложить деньги в иномарку на сегодняшний день выгоднее, чем инвестировать в отечественный автомобиль. Поэтому продажи зарубежных автомобилей шли интенсивнее. Но наличный ресурс небезграничен.

Бесполезно обсуждать плюсы и минусы кредитных программ, если у человека банально нет денег. Надо дать их ему. Как это сделать? Тот способ, который предложило государство, через банки, как мы видим, неэффективен.

На мой взгляд, оптимальный вариант таков. Считаю, что быстрее и, в конечном счёте, выгоднее для покупателей, если денежные ресурсы будут напрямую направлены дилерам. А уж они внесут за покупателя некий денежный бонус (преференцию). И производитель в итоге получит оплату выпущенной им продукции.

По мнению генерального директора компании «Планета Авто» (дилер Ford) Андрея КОЛЬЦУКА, корни нынешнего спада гораздо глубже. Они кроются в структуре экономики и психологии людей.

В развивающихся странах, например в Китае, уменьшение сбыта не столь значительно. На мой взгляд, причина падения продаж заключается в том, что народ был зомбирован в начальной стадии кризиса, говорит он.

Люди перешли в глухую оборону: перевели сбережения в валюту, положили в банк под проценты. В общем, не готовы тратить деньги. Сегодня это ключевое явление не только на авторынке, но и во всей сфере потребления.

Необходимо вывести население из этого ступора и уговорить начать тратить деньги. Это основная проблема, которую надо решать. И делать это совместными усилиями государства, банков, производителей и дилеров.

P.S. Легко ли сейчас взять автокредит? Насколько выгодны широко разрекламированные льготные автозаймы? Читайте об этом в ближайших номерах «Вечёрки».

В Европе и США с началом кризиса спрос на более дешёвые модели усилился. В России эта тенденция заметна меньше. По данным агентства «Автостат», в первом квартале 2009 года средняя стоимость машин, которые покупали россияне, составила около 20 тысяч долларов. Несмотря на проблемы с кредитами, наши автолюбители не торопятся покупать дешёвые машины.

Германия пошла по пути помощи конечным потребителям. Покупателю нового автомобиля предоставляется скидка в 5000 евро. В итоге немцы получили прирост рынка в марте на 40 процентов. Французы дают 2000 евро у них прирост рынка 10 процентов. А мы ничего не даём и пока научились только ныть

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>