Прекрасное наше далёко...
текст: Дарья Лукашевская, Сергей Таранфото: Вячеслав Никулин, коллаж Людмилы Мануриной
07.05.2009
Челябинск, полдень, 7 мая 2059 года. Необычайно жарко. С тех пор как изменился климат, в городе полно цветущих каштанов, персиков, вишни. Через Миасс, одетый в мрамор, по десяткам мостов едут велосипедисты. Автоматы для поддержания микроклимата выбрасывают влажную пыль. По путепроводам проносятся бесшумные болиды. Повсюду сферы из стекла и стремительно уходящие ввысь разноцветные здания, связанные друг с другом транспортными площадками. Таким нам представляется Челябинск в будущем.
ЭКСПЕРТЫ «ВЧ»
Александр ТАРАДАНОВ, доктор социологических наук, заведующий кафедрой социологии ЧелГУ,
Галима ГАЛИУЛЛИНА, доктор философских наук, профессор ЧелГУ,
Яков ГУРЕВИЧ, генеральный директор компании «КЭМП»,
Борис СУХОВИЛОВ, доктор технических наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой информатики ЮУрГУ,
Валерий ПОНОМАРЁВ, директор Уральского института урбанистики,
Александр СОЛОДУХИН, магистр астрологии,
Андрей ТАЛЕВЛИН, лидер экологического движения «За природу», кандидат юридических наук,
Андрей БАБИН, психотерапевт.
Хардленд сердце Земли
Скорее всего, через пятьдесят лет, как отмечают наши эксперты, Челябинск останется в существующих границах. Потому что потенциал его застройки до конца не исчерпан. Однако процесс слияния города с деревней активизируется.
Многие горожане будут жить буквально на два дома в городе и за его пределами, ближе к природе. Мегаполис обрастёт городами-парками.
Челябинск 2059 года потеряет своё промышленное лицо и станет Сити информационным центром, считает доктор социологических наук Александр ТАРАДАНОВ.
И основной товар будет в сфере информации. По расчётам сетевой социологии, перетекание капиталов, информации через 50 лет будет настолько оперативным и мобильным, что глобальных отраслевых населённых пунктов, скорее всего, не будет. На уровне небольших городов возникнут бизнесы, которые захватят примерно треть территории и населения.
Концепцию Челябинска как Хардленда сформулировала доктор философских наук Галима ГАЛИУЛЛИНА:
Эта теория основана не только на трудах геополитиков, но и на башкирских древних преданиях. Башкиры утверждали, что здесь, на нашей территории, находится «сердце Земли».
Оно защищено от всяких потрясений таких, как цунами, землетрясение, наводнение. Это и является отправной точкой моего прогноза будущего Челябинска. Есть два сценарных варианта.
Позитивный связан с тем, что в течение полувека наш город сможет реализовать мощь и потенциал Хардленда (heard в переводе с английского «сердце». Авт.).
То есть станет своего рода большим мощным сердцем, которое гонит по артериям глобальной экономики финансовые, информационные потоки, человеческий капитал и, конечно же, высокотехнологичную продукцию.
Она будет создаваться здесь вместо тех тонн металла, что мы пытаемся продать на внешних рынках. Мы должны вывести Челябинск на глобальную арену не как сырьевой придаток, страдающий от несправедливости нового экономического порядка, а как полноценного участника.
Я абсолютно уверена, что мы сможем отказаться от старого сценария индустриального развития, хотя никогда не перестанем быть индустриальным регионом. Есть угрозы негативного сценария.
Противостояние севера юга через пятьдесят лет предельно обострится. Сейчас мы на его границе. Север в глобальной экономике это несколько богатейших стран, центров силы: США, Великобритания, часть стран европейского содружества, Япония.
А юг это сырьевые страны, которые своим дешёвым трудом, природными ресурсами и экологическими жертвами питают север. Если мы не сумеем изменить отношение элит к развитию региона, то нас ждёт положение страны юга.
И масса проблем, с этим связанных. Примерно то, что сейчас произошло с Африкой. Это выкачанные до предела природные ресурсы, нищее, отчаявшееся население, циничная гуманитарная помощь. Жизнь без будущего. Положение «сердца Земли» нас обязывает сберечь это сердце.
К согласию с природой
Сберечь наш город это сохранить и уникальную природу Южного Урала. Одна из проблем, которая сегодня кажется горожанам самой наболевшей, через пятьдесят лет может быть забыта. Речь идёт о загрязнении окружающей среды.
Уверен, что через полвека люди научатся жить в согласии с природой, говорит лидер экологического движения «За природу» Андрей ТАЛЕВЛИН.
Как показывает практика, результаты таких усилий можно ощутить лет через тридцать. Например, Япония, которая пережила атомную бомбардировку, загрязнение почвы и океана, приняла самые решительные меры по защите окружающей среды.
Жители грязных промышленных районов не пожелали терпеть такие условия. На улицу с протестами вышли в основном женщины, так как мужчины боялись потерять работу.P
В итоге вышел закон, по которому в Японии, где много металлургических предприятий, например, запрещено хранить шлаки в открытом виде. Их отправляют на строительство дорог либо в изолированные могильники.
Тут тебе и развитие инфраструктуры, и новые рабочие места. Кстати, Россия занимает первое место по промышленным отходам, которые угрожают экологии.
У нас в Челябинске и области сегодня шлакоотвалы непременная часть пейзажа. Не хочется эти проблемы оставлять в наследство потомкам.
Китайский синдром
Возможно, через пятьдесят лет среднестатистический челябинец будет говорить... по-китайски.
При существующих сегодня демографических тенденциях такое опасение есть, говорит полушутя, полусерьёзно Александр Тараданов. Через пятьдесят лет мэром Челябинска будет товарищ Сам Пью Чай.
А коренные челябинцы станут работать таксистами. Наш город превратится в крупный таможенный и перевалочный центр торговли Китая с Европой. Выход из этого положения есть.
Но, к сожалению, эти идеи пока не находят понимания внутри крупных бизнес-сообществ и органов власти. Можно, конечно, «сидеть» на нефтяной вышке или сталеплавильной печи, но когда придут несколько представителей Юго-Восточной Азии, нас и с печки, и с вышки скинут и сами туда сядут.
К сожалению, в России убывает население. Прогноз неутешителен: к 2059 году нас в стране останется 100 миллионов. Половина будут пенсионерами. Из оставшихся 25 миллионов дети и столько же трудоспособного населения.
По словам Александра Тараданова, сегодня у нас 2,5 трудоспособного человекаP кормят одного иждивенца, к 2059 году один работающий будет вынужден кормить трёх иждивенцев, что совершенно не реально.
Чтобы остановить эту тенденцию, мы должны иметь рождаемость 2,4 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста, говорит Александр Ардалионович.
На начало кризиса у нас по статистике приходилось 1,4 ребёнка. Сейчас рождаемость снова упала. Общая политика стимулирования прироста населения результатов не даёт, потому что рожать начинают асоциальные группы.
Службы социальной защиты и медики сейчас буквально плачут от того, что резко возросло количество отказных детей. По данным исследований, стимулирование рождаемости будет эффективным, если его организовать адресно, то есть договариваться с благополучными семьями.
Потому что первостепенный фактор для рождения детей это лад в родительской семье. Если он есть, то и дети, вероятнее всего, создадут хорошую семью. Решив проблему рождаемости, Челябинск останется в составе единой и неделимой страны.
Поэтому проект «Урал промышленный Урал Полярный» я считаю перспективным. Челябинск свою нишу в нём займёт. Почему на него рассчитываю? Потому что обострится проблема квалифицированных кадров. И бизнес-структуры обратят внимание на поддержку рождаемости и социализацию детей.
Там будет скучно
Любовь и романтика через полвека, по мнению некоторых мыслителей, станут анахронизмами. Виной тому всеобщее усреднение образа жизни, информационного пространства, стирание географических границ, утрата индивидуальности и самобытности.
Внутренний мир жителя Челябинска через полсотни лет ничем не будет отличаться от мироощущения жителя Ямайки или Австралии.P
Самое печальное, говорит психотерапевт Андрей БАБИН, что человек теперь уже перестал напрягаться, жить по максимуму. Раньше ему нужно было бегать с копьём, обращаться к Богу, пострадать и помучиться.
При этом работало всё: и сакральное, и священное, и духовное. Сейчас же работает ленивый стереотип. Человек даже проголодаться как следует не успевает. Вместо голода появляется какое-то смутное неудовлетворение.
Это не духовное напряжение, а какие-то технологии. Всё поставлено на очень утилитарные цели, на продажу. И в этом пресловутая глобализация усредняет человека. Человек разделяется по функциям: компьютерщик, журналист, врач, лечащий левую ноздрю, и так далее.
К сожалению, эти процессы, по мнению доктора, затрагивают и половую принадлежность индивидуума. Люди постепенно превращаются в унисекс.
Признак мужчины со временем останется только на уровне гениталий, рассуждает Андрей Бабин.
В связи с тем, что агрессия понемногу умирает, а это необходимый компонент секса. Даже здесь мужик мельчает. Вместо мужиков появляются какие-то растиражированные бренды.
Будут стираться грани половые, социальные, даже физиологические. Таинственность пропадёт. Если бы можно было гениталии на лбу носитьP (это я о женщинах), то они бы как медаль носили. К этому идёт. О тонких переживаниях никто говорить не будет.
Человечество потеряет свою духовность, считает доктор Бабин. И только где-то в оазисах останутся духовные аборигены. Телевидение будет показывать реалити-шоу, как кого-нибудь ловят. Это страшные вещи.
Психологически будущее предсказывается из прошлого, замечает Андрей Анатольевич. Человек не стал нравственнее, а с развитием технологий он становится ещё безнравственнее.
Всё можно будет потрогать, везде залезть, всё объяснить. Это есть не что иное, как царство разума. Оно само по себе изживает идею духовности, идею религиозности, идею трепетности, идею Бога.
Человек станет пофигистом, замкнутым на себе, индивидуалистом, думающим, что именно этим он выделяется из толпы. Но как раз поэтому онP и составляет часть толпы. Это потребитель.
Достаточно чуть-чуть изменить среду обитания, как он мгновенно вливается в стадо. Романтика будет считаться глупостью. Единственное, на что я уповаю: пятьдесят лет срок небольшой и переделать генетическую природу человека невозможно.
Жестокий, сверкающий стеклом и сталью мир, он позволит что-то человеческое. А вообще, если заглянуть туда, стало бы очень скучно. Потому что ничего интересного там нет. Уже сейчас программируют всё, что угодно.
А там это будет буквально, вплоть до эликсира радости, счастья, стирания памяти, кодирования во сне. И одно меня утешает что я не доживу до 2059 года.
Дом машина для жилья
Челябинск будет стоять на реке. Миасс и город неотделимы друг от друга. Поэтому сейчас актуальная проблема для архитекторов и гидрологов возрождение реки, проектирование её границ и создание нового архитектурного облика в её пойме.
Если грамотно спланировать территорию, прилегающую к реке Миасс, можно сформировать в городе качественно новый центр, считает директор Уральского института урбанистики Валерий ПОНОМАРЁВ.
В Екатеринбурге, например, иное отношение к реке, по крайней мере в центральной части города. У нас благоустроен лишь ограниченный участок Миасса. А ведь это на сегодняшний день своеобразная территория резерва в городе, где можно создать красивые эксклюзивные архитектурные ансамбли.PP
А как будут выглядеть в будущем челябинские здания? Воображение рисует причудливые футуристические контуры зданий из стекла и бетона, где компьютер управляет подсветкой, фонтанами, микроклиматом и тому подобными элементами.
Раньше здание было произведением искусства, сейчас это машина для жилья, построенная по принципу «дёшево и сердито», отмечает Валерий Пономарёв.
Если не будет прорыва в технологиях, такая тенденция сохранится. Но физически пребывать в таком окружении невозможно. Воздействие урбанизированной среды на психику человека и так достаточно негативно.
Хочется больше разнообразия, если не красивого, то хотя бы технологичного. Я думаю, что, может быть, мы в будущем будем жить более опрятно, культурно, чисто.
Есть современные материалы, и их постепенно начинают использовать. Если в центре города будет много коробок и кубиков из стекла разного цвета, будет ли это красиво, я не знаю. Возможно, это будет интересно. А красота вообще субъективное понятие.
В современном городе застройка осуществляется зачастую хаотично. Разбираться с этой архитектурной эклектикой предстоит нашим потомкам. А также заодно решать проблему устаревших панельных домов и прочих сооружений.
А она назрела уже сегодня. Возможно, многочисленные торговые площади нужно будет использовать по другому назначению, поскольку перенасыщение и сейчас заметно.
А зелёные острова нужно сохранять, так как они в городе под угрозой исчезновения. Зелёные лёгкие спасут город от неизбежной болезни в результате тотальной автомобилизации.
Правда, проблема пробок будет к 2059 году решена, считаетP генеральный директор компании КЭМП Яков ГУРЕВИЧ. Для этого нужно только время и деньги.
Трудно сказать, появятся ли новые виды транспорта, комментирует Яков Ефимович. Пока никаких идей в мире нет. Личного воздушного транспорта точно не будет. Строящееся сегодня метро к 2059 году вряд ли запустят.
Это очевидно для любого здравомыслящего человека. В будущем горожане отдадут предпочтение бесшумному трамваю, велосипеду, маленьким машинам с автоматическим управлением. И много будут ходить пешкомP изменения в среде обитания и менталитете заставят это сделать.
В море умных устройств
Каждые десять лет, на мой взгляд, кардинально меняются технологии, говорит доктор технических наук Борис СУХОВИЛОВ. Возможно, к 2059 году персональный компьютер как таковой вообще исчезнет.
Скорее всего, это будут микроминиатюрные устройства, которые, например, зашиваются в одежду. Они будут снабжены всеми возможностями существующего системного блока. И при этом обладать совершенно уникальными свойствами.
Например, поглаживая плечо, можно включить компьютер, подать голосовую команду. Проблема заключается в том, как мы будем получать информацию, как она будет визуализироваться.
Здесь полёт фантазии может быть самый невероятный. Возможно, появятсяP устройства, которые будут проецировать изображение в воздухе типа голографической картинки. Когда она нужна, она перед тобой появляется.
Вероятно, что устройство будет общаться голосом, причём никто не услышит его, кроме вас. Это может происходить с помощью какого-то наушника или чипа, зашитого в ушную раковину. Сейчас много говорят о нанотехнологиях.
Вот будут какие-то наночипы, которые непосредственно воздействуют на участки головного мозга. Но думаю, что это будет плохо.
Все современные фантастические романы говорят о некоей интеграции искусственного разума и естественной человеческой плоти. А фантастика, как известно, со временем становится реальностью.
По словам Бориса Суховилова, сегодня нет никаких объективных ограничений для создания искусственного интеллекта. В романе Стругацких живая плоть является в том числе и каким-то механическим устройством приёма и обработки этой информации. Как это ни странно, но КПД именно живой плоти максимальный.
Человек это очень эффективное устройство, если его рассматривать как устройство, замечает Борис Суховилов. Это страшно. Со временем, наверное, будет создан искусственный разум, по своим возможностям превышающий разум человека. Оставить его под контролем людей это будет проблема.
Прорыв состоится и в робототехнике. Появятся микроскопические роботы. Всё это найдёт своё место в быту. Со временем, как считают эксперты, нас будет окружать море умных устройств. Они уже есть, но их стоимость высока.
Холодильник, сообщающий об испортившихся продуктах, или шина, сигнализирующая о дефекте, это пока дорого, а потому не находит спроса.
Информационные технологии будут и дальше проникать в нашу жизнь. Будут востребованы не просто программисты, а люди, владеющие знаниями на стыках наук. Челябинск в этом отношении имеет хорошие перспективы. Но таким специалистам, увы, пока экономически выгоднее работать за рубежом или в столицах.
Звёзды намекают на катаклизмы
Во многих прогнозах мы полагаемся на астрологов. Звёзды предсказывают Челябинску хорошие перспективы, если его обойдут стороной природные катаклизмы.
Уральские горы результат столкновения двух континентов, Европы и Азии, рассказывает магистр астрологии Александр СОЛОДУХИН.
P По мнению геологов, сейчас идёт активизация тектонических процессов, растёт напряжение, которое может обернуться землетрясением в восемь баллов. Если это произойдёт, здесь будет пустыня.
Надеюсь, что катаклизмы обойдут наш город стороной. Развиваться Челябинск будет не как промышленный центр, а в направлении торговли, транспорта и медицины. Через пятьдесят лет мы будем жить в другом мире.
Баланс Европа Азия изменится. Европа постепенно станет мусульманской. Ползучая экспансия Востока продолжается уже давно и приведёт к радикальным изменениям облика городов.
Арабы не растворяются в Европе, не ассимилируются, но зато благодаря высокой рождаемости легко превзойдут европейцев, численность которых неуклонно падает.
Эта тенденция сохранится, и Европа в прежнем значении перестанет существовать. Россия же никуда не денется и ни с кем не интегрируется. Не утратив своей целостности, она будет играть важную роль в будущем.
Предсказать будущее, как оказалось, непросто. Выводы наших экспертов не претендуют на полную достоверность. В конце концов, поживём увидим. Однако будущее вырастает из сегодняшнего дня. И сами того не желая, наши собеседники подняли целый пласт нерешённых, актуальных для Челябинска проблем. Что будет с нашей рекой? Как мы распорядимся своими природными ресурсами? Какими вырастут наши дети? Не остановится ли городской транспорт в автомобильных пробках? Как предотвратить экспансию трудовых мигрантов? И многое-многое другое. Будущее уже здесь.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>