Гламур репортёру не нужен
текст: Татьяна мАрьинафото: Егор Базылёв, репродукция Егора Базылёва
18.05.2009
В краеведческом музее открыта выставка столичного фотографа Владимира Вяткина. Это репортёр экстракласса, имеющий допуск туда, где рядовой фотокорреспондент не побывает никогда. Он снимает в зоне военных действий, оказывается в самом пекле событий, к счастью не только трагических. Делает это мастерски, и посмотреть его работы стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, что такое настоящая репортажная фотография.
Сейчас время такое снимают все. Почти у каждого есть цифровая камера или телефон. С их помощью можно зафиксировать мгновенный факт, интересное событие. Можно сделать 1000 кадров, выбрать самые удачные и репортаж «про жизнь» готов.
Одно непонятно. Почему профессионалы так волнуются за судьбу репортажной фотографии на Южном Урале? Говорят, и авторов стало меньше, и успехи скромнее. Поговорить на эту тему давно хотелось, и на выставке Вяткина предоставилась возможность.
Людей с фотоаппаратами здесь было много. В том числе ведущих челябинских фотографов, профессиональных репортёров. Очень интересно было послушать их мнение о выставке, работах российского мэтра и особенностях репортажного жанра.
мнения
Александр Кондратюк, фотожурналист, получивший на конкурсе, посвящённом 75-летию Челябинской области, Гран-при и сразу три первые премии в номинации «Повседневная жизнь южноуральцев»:
Репортаж это основа нашей профессии, фиксация жизни, визуальная летопись событий. Благодаря репортажным фотографиям мы знаем о войне, ужасах Освенцима, голоде в Поволжье. Может, это пафосно сказано, но у репортёра должна быть гражданская позиция. Важно понимать, что ты хочешь сказать.
Один ищет негатив, другой позитив. Поэтому я считаю, что репортаж это совесть человека с фотоаппаратом. Когда было позволено снимать чернуху, мы бросились фотографировать бомжей на улицах города. И забыли, что Героев Советского Союза осталось двое. Мы забыли про людей, которых с нами уже нет...
Как снимать повседневность, как увидеть то, что станет приметой времени? Не знаю... Где бы ни был, я всегда стараюсь увидеть то, что не замечают другие. Брожу с фотоаппаратом по городу, наблюдаю. Если неприметный для обывателя сюжет удаётся «вышибить» кадровым пространством, то со временем оказывается, что это и есть наша жизнь.
Сейчас очень модно снимать на гламурных тусовках. А про обычную жизнь забывают. Вернее, не умеют снимать. Репортаж подразумевает конфликт, психологическое напряжение. За «любопытство» можно и в глаз получить. Мне в День города полностью разбили аппаратуру. Есть люди неадекватные Зато на гламурных тусовках очень комфортно.
Или вот пример: я снимал детей, больных ДЦП, которые проходят курс лечения на лошадях. Эти детишки не могут ходить. Они хоть и маленькие, но уже вычеркнуты из жизни. Но у них всё равно есть стремление подняться, выйти из своей клетки.
Такие выставки, как сегодняшняя, нужны. Посмотрите, как показывает войну Владимир Вяткин. На фотографиях лица тех, кто участвовал в этой мясорубке в Чечне. Видите: ни одного сына депутата, чиновника, олигарха здесь нет. Это простые русские ребята, лица, на которых написано всё.
Единственное, чего в них нет, это гламура. Мне кажется, это важно. Кроме гламурных тусовок и развлечений люди должны видеть реальную жизнь. А жизнь вот она, рядом.
Дмитрий ГРАФОВ, фотограф, член Союза фотожурналистов России:
Если не ошибаюсь, Владимир Вяткин имеет семь высших наград главного конкурса фотожурналистов World Press Photo. Там нет ни пейзажей, ни натюрмортов, всякой воды. Это конкурс репортёров, где ценится чистый фоторепортаж. Чем он острее, проникновеннее, тем глубже фотограф сумел вникнуть в тему, ухватить пиковую ситуацию, эмоцию.
Не так много авторов, которые могут показать такую богатую подборку на армейскую тему. Здесь нет боевых действий, военнослужащие запечатлены не под пулями, а в самых простых житейских ситуациях. Армия, которую показывают по телевизору, красивая, лощёная. А на этих снимках и есть самая натуральная солдатская жизнь, которой мы нигде больше не увидим.
Есть ли чему поучиться? Знаете, особых технологий здесь нет. Вся технология заключается в искусстве автора, когда в нужную секунду его палец нажимает на спуск. Часто спрашивают: «Вы любитель или профессионал?» Где эта грань, кто определяет? Многие начинают рассуждать, каким должен быть фотоаппарат маленьким или большим.
На мой взгляд, эта грань проходит в той самой доле секунды. Профессионал интуитивно нажимает кнопку и схватывает миг жизни. Владимир Вяткин это чувствует. Его фотоаппарат щёлкает именно в тот момент, когда есть картинка, эмоции. Этим он интересен.
Евгений ТКАЧЕНКО, собственный корреспондент ИТАР-ТАСС по Челябинской области:
Владимир Вяткин был в таких местах, где простому смертному или заурядному репортёру никогда не побывать. Он там жил, мог попасть под пулю или осколок, быть захваченным в плен. Это говорит о характере человека и вызывает огромное уважение. Плюс он снимал всё, что происходит вокруг. Снимал добросовестно, правдиво.
Возможно, во время съёмок он меньше всего думал о том, как это будет представлено зрителям. Наши ведущие челябинские мастера, попадая в подобные условия, тоже стараются отснять больше, правдивее. При этом тот же Сергей Васильев, к примеру, во время съёмки обязательно думает, где у него кадр-изюминка, который может стать отражением времени, эпохи, если хотите.
Владимир Вяткин большой мастер. К сожалению, я замечаю это далеко не во всех его сериях. Да, серия есть. Когда разложишь снимки, понятно, что происходит и где. А квинтэссенции, одного кадра, который если не на сто процентов, то хотя бы наполовину был бы отражением этого события, я не увидел. Не знаю почему.
Много интересных фотографий из избранного. А серии довольно расплывчаты. Они без стержня. Я не беру чеченские репортажи тема может быть бесконечной. Взять хотя бы мотоциклистов. Пусть меня автор простит, но если бы он пришёл на собрание челябинского городского фотоклуба, особенно когда был Юрий Теуш, из этой серии остались бы два-три кадра не больше.
Я могу объяснить это условиями, в которых живёт и работает известный фоторепортёр. Боюсь, у него нет искренней фотографической компании, как у нас городской фотоклуб или студия «Каменный пояс», где идёт эта творческая чистка.
Она нужна не для того, чтобы раскритиковать или подзадорить фотографов. Это своеобразная школа фотографического мастерства, которая заставляет и помогает каждому из нас выносить на суд зрителей самое лучшее. На собраниях идут отбор работ, обсуждение.
И если человек творческий, думающий, он всё услышанное нанизывает на свою линию, оставляя её главной, и делает «конфетку». Я бы очень хотел, чтобы у автора этой выставки была хорошая фотографическая компания, чтобы он сумел пройти через такую творческую чистку. Он высокий мастер. Но любому мастеру надо продолжать учиться.
И всё же эти фотографии нужно оценивать, добавляя к ним коэффициент трудности, как судят на чемпионате мира гимнастику, прыжки в воду. Каждая фотография Владимира Вяткина, человека очень мужественного, сильного, не только то, что мы увидели. Она гораздо выше, потому что у неё высочайший коэффициент трудности. За это он заслуживает всяческих похвал.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>