Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Ашинская боль

Ашинская боль

текст: Флорид Хафизов
фото: с сайта mediazavod.ru
03.06.2009

Картинка20 лет назад произошла железнодорожная катастрофа, не имеющая аналогов по своему масштабу.

Это случилось в ночь с 3 на 4 июня 1989 года на 1710-м километре Транссибирской железной дороги, между станциями Улу-Теляк Башкортостана и Аша Челябинской области. В зоне аварии встретились два поезда: с юга «Адлер-Новосибирск» и с востока «Новосибирск-Адлер».

Катастрофа произошла после взрыва природного газа, накопившегося во впадине Змеиной горы из-за утечки из неисправного газопровода, проходившего под железной дорогой. Подробности той трагедии сегодня вспоминает полковник милиции в отставке Флорид Хафизов, ездивший тогда на место аварии.

Огненный ад

Эпицентр катастрофы условно можно разделить на две точки: место схода с путей трех вагонов встретившихся поездов на 1710-м километре и почти в километре от него место утечки газа.

Для всех приезжающих на место аварии горькими ориентирами стали горящий факел и столб черного густого дыма на поврежденном участке газопровода. В безветренную погоду они были видны со всех сторон на расстоянии более 10 километров. О силе взрыва и его масштабах напоминали выбитые взрывной волной окна домов в радиусе более пяти километров.

Прибывшие к месту аварии испытывали шок. Вдоль железнодорожного полотна были сложены 258 погибших. Ряд из полуобнаженных, искалеченных, обгоревших мужчин, женщин, детей тянулся на десятки метров. У некоторых не было руки или ноги, обезображено лицо.

Лежали на боку три выброшенных с рельсов, искореженных и сгоревших пассажирских вагона. Валялись в стороне от железнодорожного полотна сорванные с места, перекрученные и согнутые рельсы. Все в радиусе более сотни метров сгорело дотла и напоминало огромное кострище. Торчали изуродованные огнем голые стволы деревьев. Еще продолжали тлеть вагоны, деревья, раскиданные по земле одежда и личные вещи пассажиров. Местами тлели оторванные части тел. В воздухе стоял едкий дым, запах горелого мяса, от этого постоянно першило в горле.

Фигуры из пепла

После аварии 14 сгоревших пассажирских вагонов были отогнаны на соседнюю железнодорожную станцию Урман. Впрочем, от этих вагонов остались только железные скелеты с прогнувшимися от высокой температуры крышами и рамами.

Войдя в скелет одного из этих вагонов, мы обнаружили по всему полу пепелища одинаковой конфигурации. Эти слои пепла по своим формам и размерам напоминали лежавшие фигуры, точнее, уже лишь тени людей. Фигуры из пепла были и на месте спальных полок для пассажиров. Это все, что осталось от школьников из Челябинска, ехавших отдыхать на юг.

После такого зрелища в ушах у нас появились звон, шум. Многим казалось, что они слышат крики заживо сгоревших детей. Как такое могло произойти? Кто виноват в этой страшной аварии? На эти вопросы надо было искать и найти ответ. Его искали долго, в том числе и в ходе судебной тяжбы, длившейся около шести лет.

Раненых пассажиров а их было 628 человек разместили в больницах. Круглосуточно шла борьба за их жизнь. Но часто безуспешная: 317 из них скончались.

Сошедшие с рельсов и опрокинувшиеся пассажирские вагоны так пробороздили землю, что образовались завалы, под которыми оказались ценности, личные вещи и документы пассажиров. Пришлось раскапывать эти завалы, расчищать не только железнодорожное полотно в обоих направлениях, но и прилегающую часть, а землю буквально просеять.

Так с 4 по 12 июня были обнаружены тела еще восьми погибших, 75 частей и фрагментов тел пострадавших. Были собраны личные вещи пассажиров: одежда, обувь, документы и разные ценности. Найдены 164 проездных документа, 51 паспорт, 18 военных билетов, 27723 рубля наличных денег, 145 наручных часов, 24 золотых кольца и многое другое. После соответствующей описи все обнаруженное направлялось в следственную группу для определения принадлежности и использования в работе по установлению личности пострадавших.

Потерявшиеся дети

Жители окрестных сел и деревень помогали заблудившимся после аварии детям. 4 июня житель станции Казаяк Р. Шайхисламов на полотне железной дороги в двух километрах от катастрофы обнаружил 15-летняя девочку. Катя Никаулина из Апшеронска Краснодарского края физически не пострадала, но не знала, что делать. В этот же день его сестра Рима Гималетдинова увезла девочку в аэропорт Уфы, купила ей билет, посадила на самолет. На другой день от Кати пришла телеграмма, что она благополучно добралась до дома.

Супруги Вечко из Улу-Теляка взяли под свою опеку четырехлетнюю Иру, дочь жителя Куйбышева Виктора Гридасова, помещенного в больницу с сильными ожогами. О несчастье с ним сообщили его жене. 7 июня за малышкой приехали родственники. Не успела семья проводить их, как в доме появилась новая «дочка» Олеся. Ее мама, жительница Златоуста Александра Ахмадеева, сильно пострадала в аварии и с серьезными травмами лежала в больнице. Вечко взяли к себе в дом ее восьмилетнюю дочь. О происшествии с мамой сообщили ей на работу. Потом за Олесей приехал родственник, и ее тоже отправили домой.

Жительница станции Улу-Теляк Татьяна Власова нянчила двухлетнюю Дашу внучку пострадавшей пассажирки Галины Гладковой, жительницы Уйского района. Она отправила телеграмму о возникшем в пути несчастье родителям крохи. И они приехали за девочкой.

Добро не забывается. Многие пострадавшие, оставшиеся в живых после той страшной аварии, по сей день вспоминают добрым словом наших земляков, переписываются с ними.

Любители острых ощущений

В памяти об этой громкой катастрофе всплывают и другие эпизоды. Примерно к обеду 4 июня в зоне катастрофы стали появляться любители острых ощущений из ближайших от места аварии населенных пунктов. ОдниP из праздного любопытства, другие как коршуны с тайным желанием прихватить, что подвернется под руку. Таких определяли «по их полету» и тут же на месте разбирались с ними, принимая к ним меры в соответствии с законом.

В купе одного из вагонов поезда «Адлер-Новосибирск» ехал караул из семи военнослужащих, вооруженных карабинами и боеприпасами к ним. Раненые были отправлены в разные лечебные учреждения, а вынужденно оставленные ими без присмотра оружие и боеприпасы похищены. В ходе оперативно-поисковых мероприятий они были обнаружены и сданы в военную комендатуру.

Неоднократно приходилось выяснять, куда делись часы, золотые сережки и другие ценности некоторых пострадавших с тяжелыми травмами.

Цифры

1700 человек пострадали в железнодорожной катастрофе
573 пассажира сгорели заживо
623 получили сильные ожоги и травмы
26 вагонов выгорели полностью
4402 литра крови перелили пострадавшим только в Челябинском ожоговом центре.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>