Вдох-выдох
текст: Анастасия Богомолова31.07.2009
Новый фильм драматурга Ивана Вырыпаева подобен видеоинсталляции, какую можно увидеть на выставке современного искусства.
Санек, бритый под ноль детина в майке-алкоголичке и удобных тренировочных штанах, прибывши в столицу из провинциального Серпухова, влюбляется в Сашу, рыжую-бесстыжую москвичку приятной наружности. В сопровождении электронной музыки, смастеренной со свойственной русскому человеку симпатией к богом забытому трип-хопу, актеры Алексей Филимонов и Полина Грушка (последняя мелькнула во «Внутренней империи» поп-сюрреалиста Дэвида Линча) выступают одновременно и в роли главных персонажей, и в качестве рассказчиков, демонстрирующих перед студийным микрофоном аккуратную, но манерную артикуляцию.
Воспроизводя на свой лад десять вечных заповедей, они катают по зубам остроумные, но, в сущности, избитые сентенции про то, что: в смертельной русской еде есть только великодержавный пафос; за горстку травы сажают на пять лет, а за водку только на ночь в кутузку, утром выпуская героем; главный признак провинциальности души чувство ущербности. И прочая, и прочая.
Иркутчанину Вырыпаеву апологету «новой драмы», в последние годы набравшей популярность в прогрессивной арт-среде, после снятой им пару лет назад «Эйфории» в вину, помнится, ставили жеманность и надуманность персонажей, отсутствие сформулированного художественного высказывания и беспрепятственное переложение на кинорельсы техники вербатим вида театрально-документального представления, которое в литературе, к примеру, получило название нон-фикшн. К вышедшему в прокат «Кислороду» (экранизации авторской пьесы 2002 года), изрядно поднашумевшему на последнем «Кинотавре», где он получил приз за лучшую режиссуру и музыку, имеются и другие гораздо более важные претензии, кроме уже обозначенных.
Новая лента Вырыпаева это скорее не фильм в его привычном понимании, даже не фильм-клип, как его принято позиционировать, хоть он и правда составлен из эффектных (надо отдать должное) визуальных дорожек к десяти композициям и двум бонус-трекам и местами делает реверансы в сторону стилистики отечественного музтелевидения. Нет, «Кислород» явление иного толка. Он, будучи в этом смысле документом времени, собирает в одну кашу-малашу то, что в принципе характерно нынешнему поколению продвинутой молодежи: актуальную поэзию, арт-хаусное кино, исключительно модную музыку (и вообще все самое популярное в кругу как бы интеллектуалов), современное искусство, в конце концов. «Кислород» будто и вышел из музея упомянутого современного искусства, где играл роль растянутой на 75 минут видеоинсталляции.
Наверное, Вырыпаев хотел с ее помощью дать сатирическую пощечину своей целевой аудитории, описанной выше. Вышло, впрочем, нежное поглаживание по коже. Слишком поверхностное и расчетливое, чтобы тронуть.
Фильм «Кислород», вышедший в России на пятидесяти копиях, демонстрируется в Челябинске в двух кинотеатрах: «Мегаполисе» (247-45-45) и «Глобусе» (270-00-10). В августе картину покажут в кинотеатре имени Пушкина.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>