Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Как сделать Челябинск Парижем

Как сделать Челябинск Парижем

текст: Лидия Садчикова
фото: с сайта www.bronipoezd.ru
03.08.2009

КартинкаЭкспертное сообщество озабочено тем, чтобы наша область и ее центр стали туристически привлекательными

Чем будем удивлять?

Шесть лет назад в Челябинске побывал профессор славистики из США Уильям Брумфильд. Он изучал нашу область с фотоаппаратом в руках, ездил по самым старинным поселениям. Отснял 30 пленок. Потом поместил снимки на сайте библиотеки конгресса США. Чтобы уникальные южноуральские памятники церковной, бытовой и промышленной архитектуры прошлых веков, а также своеобразные образцы зодчества советского периода, могли увидеть любознательные люди, где бы они ни жили и каким языком ни владели.

За неделю Брумфильд узнал о моем родном крае больше, чем знаем я и другие мои земляки. Он восхищался тем увиденным, о чем многие из нас даже представления не имеют.

Южноуральцы ищут впечатления за границей или в других регионах страны и, в отличие от американца Брумфильда, не очень-то стремятся повидать Белый дом (усадьбу Демидовых) в Кыштыме, поселок Сыростан с его сохранившимися постройками, памятники архитектуры в Верхнеуральске или Троицке. Как же мы сделаем свой край туристически заманчивым, если сами не знаем, в чем его привлекательность?

О встрече с путешественником-ученым я вспомнила на заседании «круглого стола», посвященного туристической привлекательности нашего региона, на который информационно-аналитический центр администрации Челябинска пригласил экспертов из сферы туризма, культуры, образования. Заявленная тема муссируется не одно десятилетие, а результаты пока что не впечатляют. Требуется ускорение. Городская администрация даже конкурс среди жителей объявила: «Челябинск. Обновление. Будущее зависит от тебя». Удастся ли кому-то из конкурсантов придумать новый запоминающийся слоган? Организаторы акции считают: для имиджа Челябинска уже маловато только сурового девиза «УралP опорный край державы» и почетного звания «Танкоград». Согласятся ли с новой установкой старожилы? Вряд ли. Тем не менее участники конкурса ломают головы: «Жемчужный Урал», «Край золотоносный», «Казачья столица России»

Мне кажется, маленький шаг в сторону гостеприимства сделан: в местных магазинах все больше сувенирной продукции (колокольчики, декоративные тарелки и другие поделки) с изображением знаковых городских сооружений. СимволикаP важная составляющая имиджа. Но в Париж и Рим мы едем не за сувенирами, а чтобы посмотреть на Эйфелеву башню или Колизей. Чем может поразить Челябинск гостей из зарубежья?

Мнение на этот счет спросила у своего авторитетного коллеги Михаила Фонотова. Михаил Саввич с ходу назвал Кировку. Потом парк имени Гагарина. Я думала, он пошутил. Ведь наш парк гораздо скромнее, чем заграничные «диснейленды», «порты авентуры», «мирабиландии». Но услышала:P

А зато в нашем парке есть красивый реликтовый бор с родничками и карьерами, «тропой здоровья». Интересы у людей разные. Кому-то гламур подавай, кто-то хочет видеть дикий лес. Природа и ее ресурсы самая большая ценность нашего края. Пожалуй, она-то и привлечет. Национальный парк «Зюраткуль». Баландинский мраморный карьер. «Пороги». А может, даже и Коркинский угольный разрез 500-метровой глубины Pв Европе второго такого нет.

Снова вспомнились рассуждения профессора Брумфильда:

Места у вас удивительные. Но все они как бы дремлют. Не бурлит жизнь. Не хватает благоустройства. Ярмарки, ресторанчики, лавки ремесленников способны сделать малые города объектами семейного туризма. Для этого нужна областная комплексная программа, включающая экономическое оздоровление исторических городов и сохранение памятников. Пока ваша область может похвастаться лишь относительно хорошим состоянием дорог между населенными пунктами.

Мальчики налево, девочки направо

Хозяин «круглого стола», директор информационно-аналитического центра Евгений Алексеев посетовал, что Челябинск стал известен по юмористической телепрограмме «Наша Раша». Кстати, год назад в Праге молодой чех-продавец, узнав, откуда я, засмеялся, процитировав на ломаном русском языке какую-то шутку на тему «суровых челябинских мужчин». Право, не смешно.

Есть более позитивные поводы гордиться нашим городом,P сказал Е. Алексеев.P Надо научиться грамотно пиарить его, создавая имидж. Вот почему мы ставим целью создание экспертного сообщества. Хотим объединить опытных профессионалов, хорошо знающих городскую среду, и сформировать программу по развитию имиджа Челябинска как туристической территории.

За год мы приняли 120 иностранных туристов. Это же слезки, заметила Людмила Мосина, директор туркомпании «Спутник», президент Челябинской ассоциации туристических организаций.P Такое количество для экономики края погоды не делает. Въездной туризм, как известно, отрасль весьма прибыльная. Но сначала надо ее создать. Информационное поле за рубежом формируется медленно. Мы шесть лет участвуем в Лондонской международной выставке. И только недавно из-за рубежа пошли запросы, появился интерес к уральским маршрутам.

В Челябинске, считает Л. Мосина, есть все, чтобы сделать его туристическим центром. Купола церквей, европейского типа здания, развлекательные центры. От Москвы не так далеко, как до Новосибирска или Хабаровска. Хорошее авиасообщение со многими странами. Правда, не из местного аэропорта (когда же и из него?), а через свердловское Кольцово и так называемые хабы (крупные транзитные аэропорты) в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. 90 процентов поездов, идущих на юг или в центр России, проходят через Челябинск.

Хорошие природные условия для активного отдыха самый большой плюс. Но когда гид показывает туристам красоты «южноуральской Швейцарией», а на вопрос «Где туалет?» разводит руками, мол, мальчики налево, девочки направо,P это сигнал. Отсутствие инфраструктурыP системы условий для цивилизованного туризмаP губит все старания местной туриндустрии.

PБез поддержки власти и бизнеса нам не светит заманить столько гостей, сколько их ездит в другие российские города, оставляя там свои деньги: за услуги, местные товары и прочее. Разумеется, эти деньги потекут только как отдача за вложенные средства. У турфирм их нет,P подвела итог Людмила Мосина.

Открыть закрытые ворота

Участники встречи вспомнили бренд: «Южный УралP ворота между Европой и Азией». «Ворота» по умолчанию отошли к Екатеринбургу, уверенно позиционирующему себя столицей региона. А еще Челябинск, оказывается, исключен из списка городов Транссиба, поэтому маршруты крупных туроператоров пройдут мимо него.

Зашел разговор о том, на какие виды въездного туризма делать ставку. На деловой? Нет, тут нас тоже обошел Екатеринбург. Скорее всего, на познавательный, тем более что некоторые, так сказать, объекты, уже известны и за пределами области, такие как горнолыжный курорт «Абзаково» (спасибо Путину за визит!). Знамениты каслинское литье и златоустовская гравюра. Почему бы не пригласить гостей-туристов на родину этих ремесел? Аркаим ассоциируется с Челябинском уже и в международных масштабах. Немало у нас заповедных мест: мистический остров Веры, пещерные комплексы. Оставшиеся с незапамятных времен золотодобывающие прииски. Есть, много чего есть! Но, может, имеется и своего рода реестр, в который внесены все эти объекты и должным образом систематизированы? Присутствовавшие на встрече представители турфирм такой информацией не обладают, а нужда в таком реестре острая. Без него хотели бы, да не могут разработать новые маршруты. Есть просьба к челябинским зодчим: пусть сообщат, каковы архитектурно-строительные перспективы областного центра.

Максим Клещевников, директор городского туристического клуба «Родонит», полагает, что внимание к Челябинску может привлечь туризм событийный, особенно в области спорта и культуры.

Образ Челябинска как промышленного региона нужно менять на более гостеприимный имидж туристического города,P сказал он.P С него начинают познавать край туристы, которых влечет Аркаим или лечение на местных курортах. Значит, надо искать способы подольше задержать их в областном центре. У нас много хороших спортивных объектов с перспективой проведения мировых чемпионатов. В 2010 году пройдет чемпионат мира по керлингу, ведутся переговоры о чемпионате Европы по дзюдо. Богата событиями культурная жизньP это тоже «база» для привлечения туристов. Областной краеведческий музей не уступает парижским.

Все это хорошо,P высказался Алексей Мешин, директор компании «Тургид»,P но пока мы не можем предложить нашим гостям даже самые обычные каталоги с описанием достопримечательностей и картой Челябинска и области. Есть проблемы и с расселением. За последние годы построено немало частных отелей приличного уровня, правда, в основном в Челябинске. Но цены там от 100 евро в сутки. Нужны и гостиницы эконом-класса, тогда желающих приехать к нам станет больше. И последнее. В начале этого века мы в соавторстве с Людмилой Мосиной создали закон о туризме в Челябинской области, предусмотрели механизмы выполнения этого закона. Он был принят. До 2005 года планировалось потратить 5 миллионов рублей на претворение закона в жизнь, а реально потрачено только 5 процентов от намеченного объема. Снова напрашивается сравнение с Екатеринбургом, с которым мы все время пытаемся соперничать. Там такой же закон выполнен на 85 процентов. Могут быть интересные идеи, прекрасные предложения, но если нет воли и поддержки властей, все хорошие начинания канут в Лету.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>