Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Всё о железнодорожниках

Всё о железнодорожниках

текст: Ольга Титова
фото: автора
06.08.2009

КартинкаВ областном краеведческом музее открылась выставка, посвящённая 75-летию Южно-Уральской железной дороги

Протяжённость Южно-Уральской магистрали около восьми тысяч километров. ЮУЖД входит в число крупнейших железных дорог страны. Она обслуживает территории семи субъектов РФ: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Самарскую, Саратовскую, Свердловскую области, Республику Башкортостан и Северный Казахстан.

Первые железнодорожные пути на Южном Урале были проложены в 1890 году. Они связывали Самару и Златоуст через Уфу.

Год спустя железная дорога протянулась до Миасса, а ещё через год она добралась и до Челябинска. Южно-Уральская магистраль с административным центром в Челябинске была образована в 1934 году, когда Пермскую железную дорогу в целях повышения эффективности работы решено было разделить на две.

С 1 октября 2003 года Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании «Российские железные дороги».

Почти 100-летняя история дороги на Южном Урале в фотографиях и предметах ушедшей эпохи разместилась в двух залах Челябинского краеведческого музея. Собирали выставку общими усилиями: из фондов краеведческого музея и музея истории ЮУЖД предоставили старые предметы, имеющие отношение к железной дороге.

Например, дорожный сундук на колёсах XIX века, вызывающий неизменный интерес у посетителей, или собранный из подлинных вещей начала XX века кабинет начальника железной дороги. Здесь же отрезок стального рельса 1900 года с клеймом Катав-Ивановского завода князя Белосельского, кувалда, сигнальные керосиновые фонари начала XX века и так далее.

Приковывают внимание и фотографии особая часть выставки, организованной уже творческим объединением «Каменный пояс». Заместитель директора объединения Дмитрий Графов принимал участие в подготовке фотографий.

Здесь представлено порядка пяти авторов. Большинство фотографий сделано фотокорреспондентами газеты «Призыв»: Шулепов и Глебов снимают повседневную жизнь дороги, и самый богатый архив у них, рассказал Дмитрий Григорьевич.

P Анатолия Шулепова я вообще назвал бы фотолетописцем ЮУЖД, он снимает дорогу на протяжении последних 15 лет.

Всего было отобрано 100 фотографий, которые условно можно разделить на две части: в одной представлено прошлое, в другой настоящее железнодорожников.

Это портреты работников и руководителей магистрали, пассажиров, фотографии подвижного состава и железнодорожного оборудования, виды дороги.

Особого внимания заслуживают работы Сергея Прокудина-Горского, датированные началом XX века, например участие Николая II и великого князя Михаила Александровича в проводах на русско-японскую войну 282-го Черноярского и 214-го Мокшанского пехотных полков. Эта фотография была сделана 30 июня 1904 года.

Сергей Михайлович по образованию был химиком, оставил огромный след в истории фотографии. Он изобрёл собственную технологию производства цветного фотографического изображения.

Прокудин-Горский задумал запечатлеть в фотографиях жизнь страны и с этой целью на протяжении ряда лет путешествовал по России в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему министерством путей сообщения. Дело в том, что эту идею учёного поддержал император Николай II.

К сожалению, оригиналы, стеклянные негативы, были вывезены из России. Теперь они хранятся в Библиотеке Конгресса США.

Распечатки фотографий, украсивших выставку, были сделаны с цифровых архивов, размещённых на сайте Библиотеки.

Что касается современного периода, то здесь основную сложность представляло выбрать наиболее удачные кадры. Сначала было отобрано 300 фотографий, затем их число было сокращено втрое.

Большинство фотографий, представленных на выставке, были сделаны фотокорреспондентом газеты «Призыв» Анатолием Шулеповым. Говоря об особенностях съёмки железной дороги, он отметил: «Репортёрская работа везде одна и та же.

У всех нормальных фотографов одна задача: принести в газету хорошую карточку. А недостатка сюжетов на дороге нет».

Выставка будет действовать до конца августа. Вход свободный.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>