Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Могучая кучка

Могучая кучка

текст: Айвар Валеев
12.08.2009

КартинкаЧелябинский фотоклуб это не только снимки, вошедшие в историю, но и важный человеческий и культурный опыт, считает основатель клуба Евгений Ткаченко

В этом году Челябинскому городскому фотоклубу исполнится 50 лет. Первую свою годовщину в конце 1960-го он отметил «отчетной выставкой» в областной картинной галерее. Неожиданно для всех та экспозиция стала популярной. Еще через несколько лет у дверей картинной галереи стояли очереди. Это случилось в дни работы выездной выставки «Интерпрессфото» главного фотофорума стран соцлагеря.

Расцвет интереса к искусству фотографии совпал с тектоническими сдвигами в общественной жизни страны. А в Челябинске, городе, где не было глубоких культурных традиций, возникло уникальное явление своя фотографическая школа. Наши фотографы получали награды всесоюзных и международных конкурсов. Авторитет челябинской школы фотографии был общепризнанным в стране. И сегодня, когда весь мир стал другим, традиции этой школы живы. Но это не все. Интересно сейчас, из нашего времени, посмотреть, как работал клуб, каковы были взаимоотношения между людьми и что двигало ими в ту пору, когда деньги не были во главе всего. Об этом основатель клуба, тогда младший литсотрудник отдела промышленности газеты «Челябинский рабочий» Евгений ТКАЧЕНКО. Теперь он признанный фотомастер, авторитетный журналист, собственный корреспондент ИТАР-ТАСС по Челябинской области, автор снимка «Труба тебе, Аденауэр!»

Что снимаем и для чего

Евгений Иванович, чтобы понять то воодушевление фотографией, надо вернуться в эпоху. Процесс фотографирования был интересен технически?
Наверное, в том числе. Хотя техника это только ремесло. Нынешнему человеку, у которого в руках цифровая «мыльница», это понять трудно. Нажал на кнопку и автомат все сделал. Сегодня уже кто-то не захочет, а кто-то просто не сможет понять, в чем прелесть той нашей работы. Сережа Васильев и сейчас снимает на пленку. Это не консерватизм это возможность управлять процессом. Настоящий фотограф доложен знать, что он снимает и для чего.

Я вспоминаю один ваш известный снимок, где молодой металлург с жадностью пьет газированную воду. Сам процесс труда за кадром, но просто физически чувствуешь эту горячую работу
«Первая плавка»! Я сделал это фото на электрометаллургическом комбинате. Практикант из ремесленного училища, его первый выход к огню. Этот снимок получил поощрительный приз на международном конкурсе «Комсомольской правды» в конце 50-х годов. Конкурс был очень сильный. Гран-при присудили японскому фотографу за репортажный снимок: полицейские разгоняют демонстрантов. Все полицейские в черном, демонстранты в белом. Черное на белое, дикая динамика! После этого конкурса у меня произошло понимание вот для чего нужно снимать, вот что остается. Володя Белковский много об этом говорил. Мы, снимая, создаем фотографический архив. И самой высокой оценкой нам будет, если через 20-30 лет люди, рассматривая наши снимки, увидят, какими были люди. Постарайся сделать так, чтобы через много лет твои кадры рассказали бы о каком-то кусочке жизни, которая была при тебе.

Члены фотоклуба всегда мыслили историческими категориями?
Мы сначала получали удовольствие. Максимальный результат человек может достичь, делая то, что ему больше всего нравится. Несмотря на то, что трудно. А может, как раз именно поэтому.

«Свежая голова»

Как проходили встречи в фотоклубе?
Мы говорили о том, что удалось и не удалось снять. Собирались в «Челябке». На первом этаже стоял стол для настольного тенниса. Это был наш стенд. Все раскладывали здесь свои фотографии. Весь стол был завален. А потом все вместе сортировали на маленькую и большую кучи. Большая куча значит особого разговора фотография не требует. А вот попасть в маленькую это было уже достижение.

И вот вы разложили фотографии. Что дальше?
Шел разговор по отдельным снимкам, детально. Каждый член клуба что-то предлагал. Эти замечания, советы нанизывались на мнение самого автора. После чего он выдавал законченную работу. Обтесанную, так сказать, коллективно.

А этот разговор был творчески честным? Без зависти?
Абсолютно! И откровенным. Когда у нас собиралась содержательная папка, мы приглашали к себе в клуб гостей. Скажем, приходит Лева Головницкий. Скульптор, уважаемый нами человек. Даем ему из маленькой кучи подборку фотографий и просим поделиться своими впечатлениями.

«Свежая голова», выражаясь языком редакции.
Ну да. Причем мы приглашали людей разных профессий. Артист из драмтеатра. Музыкант. Преподаватель вуза. Очень интересно было слушать! Кстати, среди наших обозревателей были и ведущие журналисты и фотографы Советского Союза того времени: Василий Песков, Геннадий Копосов, Лев Шерстенников.

А бывало так, что автор не соглашался с мнением других членов фотоклуба?
Могло и такое быть. Вот в пылу полемики чуть ли не в большую кучу хотят отправить твой снимок. Это ведь самое страшное! Ты уже думаешь, что зря потерял время. А спустя время вдруг с какой-то выставки приходит диплом или медаль за эту работу. Так случилось, например, с одной известной фотографией Юрия Теуша «Трудное золото».

«Показывает Челябинский фотоклуб»

Тот факт, что клуб работал при редакции «Челябинского рабочего», что-то значил?
Газета нам помогла очень крепко. Прежде всего прочувствовать свой внутренний авторитет, что ли. В течение нескольких лет на страницах «Челябинского рабочего» существовала рубрика «Показывает Челябинский фотоклуб». Раз в неделю, а иногда и чаще здесь публиковались наши снимки. Их отбирали из малой кучи тщательно. У газеты ведь был огромный тираж. Позже, когда я стал работать в секретариате, предложил идею выпускать воскресный номер форматом А3. Как нынешние «толстушки». Появилась возможность давать на обложке почти страничную фотографию. И это тоже работало на авторитет фотоклуба.

Чай от Фурцевой

Помните первое заседание?
Помню тех, кто на нем присутствовал. Пришли Володя Белковский, выпускник УПИ. Юра Рожков, инженер-строитель, мы с одного потока. Жора Шнякин, студент мединститута. Рудик Финк, скрипач оперного театра. Ефим Мондросов, врач-рентгенолог. Игорь Викторов, преподаватель пединститута. Аркаша Ходов, «челябкинский» фоторепортер. Владимир Георгиев, он работал тогда в фотохронике ТАСС. Ну, и Юра Теуш, естественно.

На своих собраниях выпивали?
Нет! Позже у нас даже появилась традиция: самовар и баранки. На фотофестивале, вместе с главными призами, мы авторам лучших, по нашей оценке, работ надевали на шею связку баранок.
Когда наш клуб стал известен в стране, Челябинск был избран Союзом журналистов СССР местом для проведения первого и второго всесоюзных фотофестивалей. Это конец 60-х начало 70-х годов. К нам приезжали признанные мастера фотографии Советского Союза, и, по их собственным словам, делали это с большущим удовольствием.

Члены Челябинского фотоклуба и сами ведь выезжали
Если где-то что-то интересное фотографическое проводилось, мы обязательно стремились туда попасть. В Прибалтику, в Пермь. Я выезжал в составе делегации Союза журналистов на выставки «Интерпрессфото» в Берлин, Прагу, Софию. Все, что привозил оттуда, мы в клубе «переваривали». Мы участвовали в ежегодных всесоюзных выставках «Семилетка в действии» в Манеже. Мы обнаглели до такой степени, что узнавали, когда в Москве развеска, приезжали «бандой» и помогали до поздней ночи. Случай забавный был. Развешивали мы выставку, посвященную очередному съезду КПСС. У Юрия Теуша в экспозицию включили кадр: прибой, пень корявый против света и силуэт обнаженной девушки. Это был прогресс! Юрка ходил страшно гордый: вот, говорит, на партийную выставку мою голую бабу взяли. А однажды, помню, накануне открытия, уже за полночь, вдруг приехала Е. Фурцева, министр культуры СССР. «Ну что?» спрашивает. А Юрка не узнал ее, что ли, и выпалил запросто: «Вам-то хорошо, а мы тут вкалываем, даже чаю не выпить!» Сопровождающие, что называется, выпали в осадок. А она говорит: «Как так? Напоите ребят чаем!» Много было всего интересного.
Мы, как губка, впитывали все хорошее, что было в фотографии. А потом в течение многих лет формировали «фарш».

Фотографический смысл

Сколько фотоклуб просуществовал в таком тонусе?
Более 30 лет. Его пик пришелся на 60-70-е годы. Количество желающих попасть в клуб стало таким, что мы даже ввели кандидатство. Число членов в 70-е годы доходило до 100 человек.

Мы часто говорим о челябинской школе фотографии. В чем ее особенность, критерии, суть?
Это, прежде всего, фотографии из жизни. И сейчас все наши лучшие фотографы снимают в этой же манере. Из этих снимков можно лепить историю. Посмотрел и понял, как жили люди. Володя Богдановский сделал альбом «Челябинская область в фотографиях». Четвертый том, охватывающий 60-80-е годы прошлого столетия, на 90 процентов состоит из работ членов фотоклуба.

Но в любом другом городе наверняка были фоторепортеры, снимавшие в те годы
Но не везде было столь сплоченное профессиональное сообщество, способное оценить свои успехи или неудачи, отобрать лучшее. Да просто создать кипучую творческую атмосферу. У нас в Челябинске это было. И в каком-то виде продолжается. Главное сам смысл фотографический остался.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>