Разобрать людей на запчасти?
текст: Питер Сингер, профессор биоэтики в Принстонском университете (Project Syndicate)11.09.2009
Вопрос о законности продажи органов вообще и почек в частности в мире до сих пор остается открытым.
Недавний арест в Нью-Йорке Леви-Ицхака Розенбаума, бизнесмена из Бруклина, который, как утверждают полицейские, посредничал в сделке при покупке почки за $160 000, совпал с принятием закона в Сингапуре, который, как полагают, откроет путь для торговли органами.
В 2008 году в Сингапуре ритэйл-магнат Танг Ви Санг был приговорен к лишению свободы сроком на один день за попытку незаконной покупки почки. Позже он получил почку от тела казненного убийцы: это законно, но более сомнительно с этической точки зрения, чем покупка почки, так как косвенно такая процедура стимулирует процесс вынесения приговора и приведения его в исполнение по отношению к обвиняемым в преступлениях, наказуемых смертной казнью. Теперь выплаты донорам органов в Сингапуре легализованы. Официально эти платежи предназначены только для компенсации затрат. Выплата суммы, которая является «неуместным стимулом», остается запрещенной. Каким образом определить составляющее «неуместного стимула»P остается не вполне понятным.
Оба вышеназванных события снова поднимают вопрос о том, считать ли продажу органов преступлением вообще. Только в США 100 000 человек ежегодно нуждаются в пересадке органов, и только 23 000 получают донорские органы. Приблизительно 6000 человек умирают ежегодно, не дождавшись помощи.
Желание расплатиться с долгами
В Нью-Йорке пациенты, нуждающиеся в пересадке почки, ждут донорских органов в среднем по девять лет. В то же время есть много бедных людей, готовых продать почку за сумму гораздо меньшую, чем $160 000. Несмотря на то, что покупка и продажа человеческих органов незаконны почти всюду, по оценке Всемирной организации здравоохранения, приблизительно 10 процентов всех пересаженных почек во всем мире куплены на «черном рынке».
Самое расхожее возражение против торговли органами в том, что она эксплуатирует бедных. Такое мнение аргументировано, к примеру, исследованием, проведенным в 2002 году среди 350 жителей Индии, которые продали свои почки на «черном рынке». Исследователи заявляют: основной мотивP желание расплатиться с долгами, но спустя шесть лет три четверти участников исследования все еще имели непогашенные долги и сожалели о продаже своих органов.
Некоторые защитники свободного рынка не согласны с тем, что правительство должно решать за людей, какие части тела они могут продаватьP волосы или сперму и яйцеклетки, как например, в США,P и какие части тела не могут. В выпуске телепрограммы «Табу», посвященном проблеме продажи органов, показали обитателя трущоб в Маниле, который продал свою почку, чтобы купить моторизованный трехколесный велосипед и иметь возможность обеспечить семейный доход, занимаясь частным извозом. После операции донор выглядел довольным, разъезжая на своем такси по окрестностям.
С теми, кто утверждает, что узаконивание торговли органами могло бы помочь бедным, полемизирует Нэнси Шепер-Хьюс, основатель организации Organ Watch, которая отслеживает торговлю органами по всему миру:
Мы должны искать лучшие способы помочь людям, терпящим нужду и лишения, чем разбор этих людей на запчасти.
Риск смерти для донораP 1 к 4000
В идеальном мире, разумеется, не будет людей, живущих в нужде и лишениях, и будет много альтруистических доноров, готовых отдать свою почку, чтобы никто не умер в ожидании помощи. Зелл Кравински, американец, который отдал свою почку чужому для него человеку, говорит, что передача в дар почки может спасти жизнь, в то время как риск смерти для донораP только 1 к 4000. Не жертвовать почку, по его словам, означает оценивать вашу собственную жизнь в 4000 раз значимее, чем жизнь другого человека. У большинства из нас, тем не менее, все еще две почки, и потребность в большем количестве донорских почек сохраняется, наряду с бедностью тех, кому мы не помогаем.
По примеру Ирана
Мы должны принимать законодательные решения, исходя из потребностей и условий реального мира, не идеального. Может легализованный рынок продажи органов быть отрегулированным таким образом, чтобы гарантировать информированность продающих о возможных рисках для здоровья? Будет ли в таком случае удовлетворена количественно потребность в донорских почках? Будет ли финансовый результат действительно приемлем для продавца?
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нужно обратиться к опыту страны, о которой мы обычно не думаем как о лидере в сфере социального эксперимента или в сфере отмены госконтроля над рынкомP к Ирану. С 1988 года у Ирана существует финансируемая правительством, отрегулированная система торговли почками. Благотворительная ассоциация пациентов устраивает сделку за фиксированную цену, и никто, кроме продавца, не получает с этого прибыли.
Согласно исследованию, изданному в 2006 году иранскими специалистами по пересадке почек, схема устранила в стране очередь на донорские почки, обойдя сложные этические проблемы. В 2006 году в программе на телеканале Би-Би-Си были показаны потенциальным доноры, которые были отклонены из-за несоответствия строгим критериям возраста, и другие, которым были назначены консультации психолога.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>