Сочините историю сами
текст: Айвар Валеевфото: Александр Кондратюк
05.10.2009
Челябинский хореограф Ольга Пона: «Если человек считает, что раз муха не полюбила комара, то это нечто западное, мы имеем дело с примитивным сознанием».
Многие люди в России и за границей узнают сегодня о существовании Челябинска лишь потому, что здесь живет и работает знаменитый хореограф Ольга ПОНА. Семь раз ее работы номинировались на главную театральную премию страныP «Золотая маска». Она единственный театральный деятель на Южном Урале, кто становился ее лауреатом. И уже два раза. Современная хореография по сию пору вомногом остается вещью в себе. Хотя именно этот жанр искусства необычайно близок к жизни. Вероятно, «понять» это искусство трудно в той же самой мере, в какой трудно «ухватить» текущую реальность. Имея возможность выразить себя на сцене, Ольга Николаевна редко дает интервью. Возможно, первый ее личный юбилейP это хороший повод сформулировать какие-то наблюдения о жизни, времени и о себе.
Найти себя
Как становятся современными хореографами?
Я приехала из Новотроицка, маленького городка в Оренбургской области, в 16 лет. И открыла танец для себя в Челябинске. Я просто влюбилась в этот вид искусства, не разделяя его на жанры, будь то классический танец, народный или зарождавшийся тогда так называемый эстрадный. Пришла в самодеятельный студенческий коллектив при ЧПИ, которым руководил Владимир Пона. Потом поступила в институт культуры на отделение хореографии. В 1992 году наш коллектив стал профессиональным. С этого момента начинается история Челябинского театра современного танца.
Меня интересует скорее ваше личное становление
Каждый художник открывает в себе однажды некую потребность делать что-то свое. Это случается само собой, как внутренний толчок, а отчего он возникаетP неизвестно. Может быть, есть внешнее влияниеP прочитанная книга или даже проезжающий трамвай. Существует и влияние людей, которые сделали в этом жанре что-то. Для меня это знаменитые наши балетмейстеры Якобсон и Голейзовский. Но самое главноеP внутренняя потребность.
У вас много было «черновиков»?
Разумеется. Художник обретает свой почерк через множество попыток, более или менее удачных. Для того чтобы называться хореографом, нужно уметь придумывать движения.P
Это трудно было делать в советское время?
Тогда очень многие люди занимались этим, и все двигались впотьмах. Любое андеграундное движение было популярно среди ограниченного круга людей, и мы все друг друга знали. В те времена мы познакомились с Татьяной Багановой, Натальей Фиксель, Натальей Агульник, Сашей Пепеляевым. У всех у них сейчас свои труппы.P
PОсновной мотив в современной хореографииP двигаться не так, как принято в классическом танце?P
Скорее, дополнительно к этому. Интересно расширить палитру движений. Уйти от стандартного танцевания, не споря и не бунтуя.P
Когда открылся железный занавес и вы увидели, как это делается на Западе, трудно было не подражать?P
Я пришла в танец взрослым человекомP в 21 год. Я не была испорчена танцевальной палочной дисциплиной, которая существует в хореографических училищах. Мне никто не навязывал приемы постановки танцев. Мой педагог по композиции Виктор Панферов давал творческую волю, не поучал нас, а скорее развивал наши мыслительные способности. То, что мы увидели после падения железного занавеса, было, скорее, подтверждением того факта, что в танце можно свободно мыслить, иметь свой взгляд на то, как может двигаться тело. Что можно, развиваясь, найти себя. Поэтому подражать даже не имело смысла.P
Ловлю себя на мысли, что в разговоре с вами готов был услышать какую-то долгую историю вашего становления. А получатся, что мы говорим о совсем небольшом отрезке времени.P
В современной хореографии все происходит очень быстро. Но и общество прогрессирует невероятными темпами. Думаю, оттого, что еще в советское время люди были уже готовы ко всему этому. Несмотря на запреты и инертность. И не только в хореографии. Сколько за 15 лет сделано у нас во всем! В экономике, в архитектуре, в культуре. И процесс продолжается. Меняется и бытовое поведение людей. Я сейчас даже реже вижу людей с пивными банками на улицах.
Как это понимать?P
PМногие люди хотели бы понять современное искусство, но им трудно это сделать. Что вы им посоветуете?P
Вы думаете, на Западе современное искусство всеми понимается? И его любит власть? Нет! Но элита осознает, что без развития современного искусства прогресс всего общества невозможен. Потому что современное искусство заставляет зрителя размышлять. Сначала над произведением, а потом размышлять вообще. Чем больше людей думающих, тем больше у шансов у общества двигаться вперед.P
А если это искусство людям кажется некрасивым или агрессивным?P
Если тебе это не близко, наверное, лучше не ввязываться в это, не смотреть, не прикасаться. Но не позволять другому делать то, что не нравится тебе,P это глупо, бестактно и недопустимо.P
PИ все-такиP как понять современный танец?P
Пытаться умом понимать, объяснять современное искусство необязательно. Это пусть делают искусствоведы. Невербальное искусство, как-то: живопись, музыка или танец, действует непосредственно на человека. Оно проникает в сердце, минуя голову. Такое интуитивное восприятие и есть самое верное. Нужен ли в танцевальном спектакле какой-то сюжет, история? Необязательно. Но если вы хотите, чтобы это было объяснено,P найдите объяснение в себе. Сочините историю из того, что видите! Я призываю к этому! А ваш сосед по зрительному залу составит свое впечатление. А третий не составит никакого, и это будет его личное объяснение.P
Многие считают, что для восприятия современного танца нужно быть подготовленным, знать историю культуры, хореографии.P
Хорошо, когда человек предыдущим образованием и воспитанием уже подготовлен к восприятию современного танца. Но мы, случается, выступаем и в глубинке. Не парадокс ли, что там люди воспринимают наш танец иногда даже глубже и легче, чем люди образованные?P
PЯ почему-то думал, что вы главным образом танцуете в Европе или в Москве.P
Нет! Мы были бы очень рады выступать здесь! И обязательно поедем, куда нас пригласят, даже если ничего при этом не заработаем. Вот в июне мы были в Красноярске и ВладивостокеP там нашлись люди, которые оплатили нам дорогу и арендовали сцену. Я вспоминаю наше выступление в Варне. В нашей, южноуральской. Там было ни туалета, ни водопровода. К концу представления нам привезли ведро горячей воды. Зачем? Грим смывать. Так у нас нет гримаP
А вас обижает, когда человек не в состоянии воспринять ваше искусство?P
Я бы сказала, задевает. В значительной мере это следствие неоткрытости человека, неразвитости. Но я оставляю за людьми это правоP быть такими. Все-таки 70 лет соцреализма даром не проходят. Мне иногда кажется а не передается ли это по наследству? С другой стороны, желание развиватьсяP оно в нас заложено и существует, пока мы живы. И возраст здесь не играет роли. Наоборот, человек способен с годами познавать больше.P
ВыP первый художник, который привез в Челябинск «Золотую маску», у вас репутация и в России, и в Европе. А здесь до недавнего времени как будто обязаны были доказывать свою состоятельность.P
Доказывать свою состоятельность художнику нужно каждый раз. А к наградам у меня отношение философское. У нас вся стена обвешана дипломами за первые места в разных конкурсах. Но искусствоP не спорт. Здесь состязательность неуместна. Попасть в коллекцию спектаклей, приглашенных на фестиваль «Золотая маска»,P уже честь. А получить или не получить премиюP это чистая лотерея. У меня есть спектакли, которые я считаю гораздо сильнее тех, что получили «Маски», но они не были даже номинированы. Просто так случилось. А что касается «широкой популярности», то она не делает людей счастливыми. Мое глубокое убеждение. Это не то, к чему следует стремиться.
КрасотаP
PА что такое красота по-вашему? Какая-то особенная гармония движения?
PНеобязательно. Вот 80-летняя деревенская бабушка, которая напевает какие-то народные песни,P она совершенно прекрасна! Разве это внешняя красота? Для меня это в первую очередь естественный человек. Когда он открыт, когда не позирует, когда бывает самим собой. Это ощущение ловишь иногда, наблюдая за человеком, если он не знает об этом. И такой момент, он прекрасен. Если попытаться вытащить это на сцену, то можно обозревать человека и наслаждаться той естественной красотой, которая в нем есть. Это не связано с какими-то техническими умениями, скажем, поднимает ли он ногу на 180 градусов или совсем не поднимает. Красивы движения естественные, не рафинированные, не сделанные. Я всегда говорю танцовщикам: забудьте о том, что есть зритель, не преподносите себя, углубитесь в размышление над собственным телом, как будто вы двигаетесь, размышляя. А если вы выходите к зрителю, открываете себя и говорите: «А вот он я, посмотрите на меня!»P то, что воспитывает традиционная танцевальная культура,P это не то, что я хотела бы видеть.
Линии судьбы
В вашем творчестве я вижу несколько сквозных сюжетов. ОдинP взаимоотношения мужчины и женщины. ДругойP легкая тоска по ушедшему времени.P
Не назвала бы это сюжетамиP скорее, линиями. Один из последних спектаклей называется «Притяжение». Тоже интересный феномен. Не просто гравитация, а в самом широком смысле притяжение и, наоборот, отталкивание. Например, человеческих душ. Люди сходятся и расходятся. У кого-то взаимное притяжение перерастает в дружбу, в любовь. Я не пытаюсь дать ответ, почему. Но ведь само по себе это удивительно и даже чудесно. У меня в спектакле играют четверо мужчин, им на голову падают с высоты «ньютоновские» яблоки. Каждый танцующийP как отдельная планета. Совершенно своеобразная, со своей пластикой и атмосферой, которая притягивается и притягивает.P
«Притяжение»P словечко из эпохи освоения космосаP
Кстати, в самом конце спектакля по сюжету 13 танцовщиков взмывают в небо в ракете и звучит тема спутника.P
Другой ваш знаменитый спектакльP «Киномания, или Есть ли жизнь на Марсе»P тоже ведь отсылает нас к тому времени. Как и «Одри», поставленная по вашей идее.P
Для меня образ Одри Хепберн притягателен своей чистотой. Чистота и наивность в сегодняшнем мире, самые большие ценности. Даже не ум, наверное. Мне кажется, что время, которое она олицетворяла, было светлее. Даже у нас в России, несмотря на неустроенный быт и личную жизнь многих женщин, мужья которых погибли на войне. «Киномания»P о послевоенном поколении, для которого основными ценностями были успехи страны, освоение космоса, вера в коммунистическое будущее. Абсолютно искреннее чувство, которое нужно только уважать, а не смеяться над ним. Здесь важно само наличие веры. Она ведь может быть не только религиозной природы. И для художника самое главноеP верить в то, что ты делаешь. Сегодня люди прагматичны, они редко верят даже в то, чем повседневно занимаются, чем живут. А на самом деле все есть внутри каждого человека. И если ты можешь вытащить это из него, дать ему веру в то, что он делает,P это и есть твое предназначение.
КоллективP
У вас ведь какой-то уникальный коллективP
В Театре современного танца 14 танцовщиков, они получают зарплату в 5 тысяч рублей. Конечно, на это прожить нельзя. Поэтому работают в других местах как педагоги, тренеры по шейпингу, выступают в ночных клубах.
Насколько я знаю, практически никто не уходит.P
Да, костяк труппы держится. Кто-то танцует у нас 16 лет, основная массаP больше 10, есть и молодые ребята.P
Как вы объясняете такую верность?P
От хорошего не уходят. Любая другая работаP это, как правило, сфера обслуживания, по крайней мере для людей нашей квалификации. Это не трогает душу, не развивает так, как занятия искусством. Трое уходили в декрет, теперь вернулись и снова танцуют. Кто-то ушел в свободное плавание, сам стал хореографом. Например, Катя Кислова и Лариса Александрова сейчас успешно работают в Москве. Володя Голубев здесь в Челябинске. Саша Гурвич когда-то танцевал у нас, потомP у Тани Багановой в «Провинциальных танцах», сейчас заведует факультетом современного танца в Гуманитарном университете в Екатеринбурге.P
У вас, наверное, были на них свои планы?
Если вы родитель, разве вы не позволите своим детям оторваться от семьи и найти себя? Здесь то же самое. Надо благодарить Бога, что человек работает, продолжается в этой профессии, значит, ты дал ему заряд этой энергии.
География почвы
Ольга Николаевна, давайте перечислим те страны, где вы выступали.
Германия, Италия, Франция, Норвегия, Англия, Польша, Голландия, Литва, Латвия. Испания, Тунис, Кения, Уганда, Корея, СШАP
С вами интересная история. В Москве и на Западе вас воспринимают как хореографа-«почвенника». А здесь, в Челябинске, вы почти иностранка.P
Ну, если человек считает, что раз муха не полюбила комара, то это нечто западное, мы имеем дело с примитивным сознанием. Я не считаю, что есть некая универсальная современная культура. У каждого человека она определяется его культурными корнями. Я люблю фольклорные песни, причем первозданные, от бабушек, и очень часто использую фольклорную музыку в своих спектаклях. И, в свою очередь, мне интересны такие хореографы, как, например, Жозеф НаджP французский хореограф венгерского происхождения. Все его спектаклиP синтетические, там даже не танец в чистом видеP не поймешь что! Нечто таинственное, магическое, чудесное. Как венгерские сказки. Думаю, именно корни влияют на него.P
Если продолжать тему почвы, то ваше творчество изменило состав культурной почвы Челябинска. Теперь выP естественная часть этого пространства, но ведь еще недавно было иначе. Вам никогда не хотелось уехать отсюда?P
Конечно, я теоретически могла бы реализоваться и в другом месте, и на Западе, но я предпочитаю делать это здесь, потому что мне здесь просто лучше, уютнее. Душа у меня здесь. Я хочу лишний раз сказать спасибо городу, который дал нам возможность стать профессиональным коллективом, с нуля создать здесь жанр современной хореографии. Кстати, очень немногие города в России имеют такие труппы. Сейчас я могу уехать хоть завтра. У меня муж иностранец, мы можем жить практически в любой стране мира. Но никогда я не буду иметь за границей такую труппу, какую имею здесь! Ни по численности, ни по уровню.P
Но в Москве, например, было бы легче продвигать себяP там инфраструктура, экспертное сообщество, публикаP
Еще туда приезжают с гастролями знаменитые танцевальные труппы. Все это есть. Но интересноP за границу из России приглашают-то чаще труппы из провинции. Ездим мы да Екатеринбург. Потому что самобытны, меньше ощущаем влияние чего-либо из столиц, а значит, с Запада.P
Ваш муж тоже постоянно живет здесь?P
Мы вместе уже 10 лет, 8 лет он живет в Челябинске. Его зовут Аарт Хаугей, он голландец. Аарт организовал и возглавлял хореографический факультет университета. Для того чтобы приехать сюда, он раньше вышел на пенсиюP у педагогов такое возможно, по выслуге лет, так сказать. Без работы не сидит: занимается компьютерным дизайном, все, что нужно ему,P это компьютер.P
Ему комфортно в Челябинске?P
Поскольку здесь его семья, Аарт не испытывает неудобств. А Интернет связывает его со всем миром.P
Больше всего коллективов современного танца в Штатах. Там центр мира для вас и ваших коллег?P
АмерикаP это самое неинтересное сейчас место в этом смысле. Там застой.P
Это не потому, что у нас сейчас принято ругать Америку?P
Нет, что вы, я люблю эту страну! А это мнение экспертов. Эпицентр современной хореографии не является чем-то статичным. Сначала он был в Америке, где зародился это жанр, затем переместился в ЕвропуP в 80-е годы современный танец получил мощное развитие в Германии и Франции. Потом переместился в Скандинавию, потом в Восточную Европу. На протяжении нескольких лет РоссияP равноправный участник этого поля. Это вообще нормально для живого искусства. В кинематографе, например, сейчас доминирует Румыния. Как в свое время Азия. Сначала возникают имена, потомP пристальный интерес мира к стране и региону.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>