Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Оборотная сторона луны

Оборотная сторона луны

текст: Виктория Олиферчук
фото: с сайта vecherka.su
29.10.2009

КартинкаНовая постановка «Панночки» на новой сцене в Новом художественном

«А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет».
Н.Гоголь. «Вий».

Панночка:
Погляди на меня.
Философ:
Нет!
И тут же глянул. В тот же миг Панночка прыгнула к нему и впилась. Но и сама «обрезалась» об «заслон». (Как бы бьётся стекло.) Так они оба и стоят, сцепившись какой-то миг, потом медленно оседают вниз и рушатся на них балки, доски, иконы, вся обветшалая, осквернённая церковь.
Н.Садур. «Панночка».

16-й театральный сезон Новый художественный театр откроет премьерой спектакля «Панночка» по пьесе Нины Садур. Режиссёр-постановщик Римма Щукина уже не первый раз работает с этим материалом.

Первоначальный вариант «Панночки» увидел свет ещё в прежнем зале на улице Свободы. В прошлом году гоголевский сюжет инсценировали выпускники театрального курса академии культуры.

В год 200-летия писателя «Панночка» возвращается на сцену НХТ.

Шёл-шёл неунывающий бурсак из Киева «до дому», да случайно забрёл по дороге на хутор, где его приветили местные козаки. Россказням про ведьм да вурдалаков под горилку поначалу верил с трудом, пока не заглянула ему в самые очи Панночка.

Знакомый сюжет? На самом деле пьеса Садур только на первый взгляд напоминает гоголевского «Вия». Опираясь на сюжетную канву, Садур рассказывает свою историю. Почему у Гоголя главный герой погибает, знает каждый школяр потому что побоялся.

Почему Хома гибнет у Садур? С этого вопроса началась наша беседа с режиссёром-постановщиком «Панночки» Риммой ЩУКИНОЙ.
Мы и в первом варианте решали финал как самопожертвование Хомы, герой уходит сознательно. В течение пьесы он преображается, любовь к Хвеське его изменяет и он жертвует собой, чтобы в этот мир не просачивались мерзость и гной, с которыми ему пришлось столкнуться.

По Садур зло требует жертвы. Раскрывшиеся врата грозят затопить весь мир тьмой и нечистью. Что произошло, почему открылась эта «брешь» и почему именно Хома станет жертвой, которая должна быть принесена ради восстановления равновесия, вопросы иного, космического порядка, недоступные человеческому осмыслению. Как и то, почему именно этот простой парень из бурсы, далеко не святой, способен спасти мир.
И герой, принимая на веру необходимость этой искупительной жертвы, идёт навстречу своей смерти.

В каждом человеке есть тёмное и светлое, и то, что он предпочтёт, вопрос его личного выбора, продолжает Римма Георгиевна. Но до такого шага человек должен дорасти, пережить нечто, что поставит его перед выбором.

В этом, кстати, основное отличие от первоначального варианта «Панночки». Если в первом спектакле большую роль играл страх, который был практически доминирующей темой, как и у Гоголя, то теперь страх отошёл на второй план.

Сейчас больший акцент сделан на психологических моментах. Меня интересует глубинное сознание, познание человеком себя и окружающего мира.

По словам режиссёра, новая версия во многом получилась экспериментальной. В первую очередь это касается способа актёрского существования.

Педагоги по пластике и вокалу объединили свои усилия в поисках своеобразного музыкально-пластического языка.

Это не просто сочетание музыки и пластики, чтобы было понятнее не танцы под фонограмму, объясняет Щукина. Это некий единый сплав, который рождается внутри актёра.
Мы долго искали новые способы выражения, и как мне показалось, нашли нечто своеобразное. На этом принципе построены сцены полёта, строительства храма, все ночные сцены.

Изменениям подверглась и сама пьеса. Постановщик убрал третью ночь, взамен которой появилась сцена свадьбы Хомы и Хвеськи.

В своё время я смотрела спектакль Женовача, это была одна из первых постановок, в которой фрагмент третьей ночи был «вымаран», рассказывает режиссёр. На просмотре присутствовала Садур, но она не возражала против такой трактовки.
Мы посчитали возможным также обойтись без этой сцены. Зато добавили вторую ночь, сцену свадьбы, в которой проявляется любовь героя к Хвеське, и здесь же Хома приходит к мысли о самопожертвовании.
Очень важный момент с подменой невесты, когда Хвеська вдруг оборачивается Панночкой. Ведь по большому счёту тень это оборотная сторона луны, добро и зло слиты воедино.

Одной из основных в спектакле неожиданно стала тема быта. Страшная, всепоглощающая сила, превращающаяся в какой-то мистический ритуал, который не менее опасен, чем ужасные видения потустороннего мира.

В хорошем произведении должно быть несколько тем, убеждена Щукина. И в этом отношении «Панночка» идеальный материал, с каждым прочтением открывающий новый повод для размышления.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>