Передвижение от Челябинска к Берлину
текст: Владимир Ефремов12.11.2009
Актеры трех челябинских театров отметили 20-летие падения Берлинской стены литературно-дискуссионным вечером в «Знамени»
Призрак свиного гриппа и реальный снегопад никого не заставили остаться дома. Зрительный зал кинотеатра «Знамя» на Кировке был полон. Как раз в этот вечер 20-летие падения Берлинской стены в столице Германии отмечали Ангела Меркель, Дмитрий Медведев, Николя Саркози и другие официальные лица. Челябинское событие в честь этой же даты собрало лиц неофициальных, но неслучайных. Главный авангардист нашего областного цента Лев Гутовский вместе с предпринимателем-путешественником Павлом Рабиным. Главный режиссер Челябинского ТЮЗа Владимир Оренов со своими молодыми актерами. Худрук Камерного театра Виктория Мещанинова со своим завлитом Ириной Камоцкой. Университетский профессор-филолог Марина Загидуллина с многочисленными студентами. Театровед Клара Антонова пришла без мужа, народного артиста Леонарда Варфоломеева, но зато со своей новой книгой о челябинском балете. Была большая прогерманская диаспора: от представителей Немецкого культурного центра до настоящего берлинца по имени Ян, преподающего немецкий язык в одном из челябинских вузов. А еще историки, музейщики, театралы, журналисты и телеоператоры всех челябинских каналов.
У вечера с длинным названием «Передвижение: на границе страха и мечты. Германия и Россия после падения Берлинской стены. Драматургия и документальная проза» (автор названия и самой идеи театрализованной читки на подобную тему Нурия Фатыхова) была трехчастная форма. В части первой актрисы Нового художественного театра Наталья Шолохова, Лилия Корнилова и Татьяна Каравайцева прочли три эссе из только что изданного на русском сборника немецких писателей «Минуя границы». Его составитель Юлия Франк стремилась «собрать субъективные впечатления людей, индивидуальные переживания, связанные с Западной и Восточной Германиями, личные утопические представления и их столкновение с действительностью». Три женские истории, прочитанные с редкой сердечной вовлеченностью и точным актерским отстранением, очень объемно представили этот частный взгляд маленького человека с самых разных сторон: Восток (эссе «Пограничный контроль» Клаудии Руш), Запад («Синяя Борода unlimited» Дагмары Лойпольд) и некий третий взгляд турецкой интеллектуалки, перемещающейся между Западным и Восточным Берлином («Дорогой Бессон» Эмине Севги Эздамар). Эта часть вечера (ее режиссером был Евгений Ланцов), лишенная каких-либо внешних эффектов, оказалась чрезвычайно содержательной внутренне, зал был внимателен и тих, слушал, сочувствуя и соразмышляя.
Вторая часть читка пьесы Владимира Сорокина «Свадебное путешествие» показалась серьезной заявкой на будущий спектакль. Драма Сорокина, рассчитанная на скандал, шок и трепет (как почти все сочинения этого автора), при чтении кажется достаточно головным и всего лишь умело сконструированным текстом с персонажами-символами (чтобы не сказать схемами): потомок нациста Гюнтер с неизбывным комплексом вины за преступления отцов и дочка майорши НКВД Маша без каких-либо комплексов и вообще без тормозов. Но в том, как прочитали (сыграли!) роли Маши и Гюнтера Ирина Бочкова (самая многообещающая молодая героиня академической драмы) и Петр Артемьев (главный молодой герой Камерного театра, его Раскольников и Костя Треплев), были не схемы, а заявки на серьезные, полнокровные, небанальные характеры с индивидуальной и общей драмой. Сделать историю острой, местами горькой, местами ироничной, Ирине и Петру помогли актеры Камерного театра Елена Евлаш и Дмитрий Крупкин и актер академической драмы Олег Барышев. Два года назад на челябинском марафоне-читке немецких пьес (он тогда проходил в клубе «Театро» «Мегаполиса») особый успех выпал на долю пьесы Игоря Бауэршимы «Norway. Today», представленной режиссером Камерного театра Олегом Хаповым и актерами Петром Артемьевым и Мариной Гез. Та читка впоследствии превратилась в очень успешный спектакль Камерного «Музыки и сигарет не хватит до весны». Режиссурой «Свадебного путешествия» тоже занимался Олег Хапов, и есть надежда, что и в этом случае продолжение следует.
Третья часть «Передвижения» была разговорной, дискуссионной. Остались люди разных поколений, говорившие о разном. Самые молодые (студенты!) о том, как мало они знают (и порой знают неверно) о давнем и недавнем прошлом двух наших стран, как лгут (или умалчивают) учебники и сегодняшние СМИ. Поколение времен великой свободы (то есть перестройки), открытых архивов, качественно иных газет и телевидения девяностых годов с некоторым изумлением узнало от поколения нулевых про эту новую реальность. Может быть, для таких открытий и нужны подобные разговоры.
Надо отметить, что этот вечер в кинотеатре «Знамя» (его ведущим был заместитель редактора «Челябинского рабочего» Владимир Спешков) стал не только первым событием нынешних Дней Германии в Челябинске, но и первым публичным мероприятием культурного менеджера Фонда Роберта Боша и Гете-института Оливера Фриске, приехавшего в нашу область на два года и планирующего немало интересных культурных акций. Ближайшая из них выставка немецкого плаката «От мирной революции к единству Германии», которая откроется в Челябинском областном краеведческом музее во вторник, 17 ноября.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>