«Бабий» ритуал
текст: Виктория Олиферчукфото: Вячеслав Никулин
12.11.2009
Творческая мастерская продолжает ставить эксперименты
Мастерская новой пьесы «Бабы» отмечает своё 10-летие. Небольшой женский коллектив решил отпраздновать юбилей без помпезного официоза, зато вполне в духе экспериментального театра.
Друзья и коллеги были приглашены на премьеру нового проекта «Там, где нет солнца».
За несколько недель пребывания в ханты-мансийском стойбище Янина узнала не только песни, легенды и сакральные символы древних ханты и манси, она научилась заново слышать шёпот травы и дуновение ветра, для неё приоткрылся древний смысл бытия, вековая мудрость северных народов, мистика старинных обрядов.
Мы разговаривали на самые разные темы, поделилась впечатлениями актриса мастерской новой пьесы «Бабы» Янина КРИВОСПИЦКАЯ. Когда речь заходила о каких-то сакральных вещах, они резко замыкались, прекращая разговор «это нельзя, не трогайте это».
Мы и сами чувствовали, что продолжать не стоит. Иногда становилось даже жутко.
Например, вдруг совершенно внезапно запотевало стекло камеры или что-то мешало нам фотографировать, или у нас не получалась съёмка, во всём этом действительно ощущалось присутствие какой-то энергии, высшего смысла. Я уверена, что эти народы знают что-то большее, чем мы, вероятно, природа даёт им такое знание и силу.
На основе материалов, собранных Яниной в экспедиции, окончательно оформился новый оригинальный проект. Хотя работа над ним началась гораздо раньше, ещё пять лет назад художественный руководитель и режиссёр Елена Калужских задумала сделать спектакль о женщинах Севера.
Мы очень долго к нему готовились, рассказала Елена Васильевна. Необходимо было получить финансовую поддержку, потом выиграли грант АНО, это такое подразделение фонда Форда, тогда проект получил возможность стать реальностью.
Сначала думали просто сделать спектакль о женщинах Севера, затем, когда стали более подробно изучать обряды, остановились именно на ханты-мансийских ритуалах.
Обрядовое действо на театральной сцене
В спектакле нет чётко выраженного сюжета. Условно его можно обозначить как «несколько дней из жизни одного семейства».
Главное событие появление на свет младенца проходит радостно, но в то же время достаточно буднично. Жизнь семьи во всём многообразии бытовых подробностей и ритуалов сама воспринимается как некое мистическое действо, где каждому отведено своё место и где не нужны слова и объяснения.
И всё-таки звуковой фон в спектакле играет далеко не последнюю роль. Стихи и музыка ханты-мансийской поэтессы Марии Вагатовой вплетается в действо, задавая ему определённый темп, ритм и эмоциональную окраску.
Авторское исполнение, лишённое каких бы то ни было изысков, делает проект практически документальным.
Чем отличается ваш спектакль от фольклорных инсценировок?
Это законченное цельное произведение, не обряд как таковой, а произведение, которое имеет свою историю, объясняет режиссёр. Обряд он скорее точечный, только обозначает что-то конкретное и заканчивается.
Здесь мы видим целую историю: как женщины Севера рожают, как протекает их жизнь.
Воспринимаем их взгляд на жизнь, который заметно отличается от нашего представления.
Тем не менее именно обрядовость, ритуальность выступает на первый план. Точность и тонкость проработки бытовых подробностей скорее заслуга исследователя, чем режиссёра.
Автор не стремится к проработке сюжетных перипетий и психологических взаимоотношений. В своей работе для Калужских важно достичь эффекта полного погружения.
На самом деле эмоции возникают очень светлые, мы это уже проверили на публике, уверяет Елена Васильевна. Зритель должен полностью погрузиться в атмосферу происходящего, и ему совершенно необязательно всё понимать от начала и до конца в этом таинство, в этом магия, в этом сакральность народа, если хотите.
Как дедушка превратился в бабушку
Несмотря на то что проект нельзя назвать спектаклем как таковым, всё-таки театральный жанр здесь явно присутствует. Это проявляется в эстетизме внешнего антуража и актёрской работе.
Изначально перед актрисами стояла довольно сложная задача: с одной стороны, образ должен быть ярким, узнаваемым, даже знаковым, другое необходимое условие естественность, ведь подобный жанр не терпит ни толики фальши. У Янины Кривоспицкой проблем оказалось больше других, ей пришлось сыграть возрастную роль слепой бабушки.
Кстати, Яна сама настояла на этой роли, предложила ввести её в проект.
Во время экспедиции я общалась с женщиной, которая прожила в стойбище более 50 лет, у неё семеро детей. Именно она рассказала мне о своём дедушке, который был совершенно слепой, тем не менее в его обязанности входило следить за детьми и помогать в их воспитании.
Он привязывал к малышам колокольчики, чтобы слышать, где находятся дети и чем занимаются. Я так ярко представила в воображении эти картинки, что решила создать подобный образ на сцене.
Однако и этот спектакль в репертуаре «Баб» станет скорее фестивальным, нежели массовым. Уже сейчас можно предполагать, что оценят его именно за границей.
Впрочем, создатели это понимают в нынешнем сезоне они намерены представить свою новую работу во Франции и Италии.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>