Два вечера с Романом Виктюком
текст: Виктория Олиферчук08.12.2009
Идёт суд над Уайльдом за преступное сожительство с неким молодым джентльменом. Среди прочих назойливо задаваемых вопросов звучит: «Чем вы занимались при встречах?» Ответ: «Разыгрывали сцены из «Саломеи». Так в спектакле Виктюка, оставляя на время в стороне обвиняемого Уайльда, переходят к повествованию о надменно-прекрасной и безмерно жестокой иудейской царевне.
Поэтическая драма «Саломея» в России была запрещена царской цензурой, но в 1917 году к ней одновременно обратились Малый театр и Камерный. Роман Виктюк вслед за Таировым отказался от историко-бытового воспроизведения сюжета, превратив уайльдовскую «Саломею» в притчу о пути художника в мире, где соседствуют любовь и смерть.
Антураж происходящего пурпурно-красный, багряно-красный, кроваво-красный. Красным лучом прожектора очерчено дно иссохшего водоёма, на котором распласталась фигура пророка Иоканаана.
Не становится зловеще-красной, противореча тексту пьесы, только луна один из трёх жёлтых фонарей, который время от времени раскачивается на длинном шнуре и чей колеблющийся свет делает призрачно зыбким и шатким всё вокруг.
Кульминация пьесы танец семи покрывал, за который Саломея потребует голову Иоканаана. Московская критика назвала этот спектакль Виктюка «формально безупречной» работой, проведя аналогию с его же «Служанками», которые стали визитной карточкой театра.
Режиссёр как будто выстраивает всё то же вязкое действие, те же переодевания, юбки на мужчинах, те же темы порока и страсти, та же пластика, те же шёпоты и крики.
В «Саломее» к танцам с обнажённым торсом, позволяющим любоваться красотой хорошо сложенных мужских тел, добавились силовая гимнастика и приёмы восточных единоборств, которыми режиссёр временами слишком увлекается и увлекает зрителя, что, впрочем, не разрушает цельности всего зрелища.
Несмотря на уже 10-летнюю историю спектакля, он является одним из самых востребованных у зрителей. Только в Челябинск спектакль привозили уже не единожды, и каждый раз он собирал полные залы.
Возможно, потому, что это прежде всего зрелищный, а не психологический спектакль, и он поставлен столь великолепно, столь красочно, в нём столько шума и ярости, выражающих борение страстей, что зритель теряет ощущение реальности, полностью растворяясь в происходящем на сцене.
Второй вечер театр Виктюка предлагает посвятить знаменитому роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Виктюк, работая над спектаклем, вывел на первый план политический контекст, используя фрагменты ранних редакций булгаковского текста.
«Мастер и Маргарита» это уже третье обращение режиссёра к культовому для русской литературы тексту после Вильнюса и Нижнего Новгорода. По сравнению с предыдущими версиями здесь меньше романтики и больше философского осмысления феномена сталинской эпохи.
Советская эпоха предстаёт во всём абсурде и нелепости, здесь властвует гротеск. Великий бал Полнолуния оказывается шабашем советских вождей, танцуют бюсты Ленина и Сталина. За происходящим наблюдает Воланд, холодный и отстранённый.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>