Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Не хлебом единым

Не хлебом единым

текст: Виктория Олиферчук
фото: с сайта vecherka.su
09.12.2009

КартинкаКризис отступил перед Спиваковым

Билетов нет! в который раз кричит в трубку директор филармонии и в изнеможении опускается на стул.
Весь зал продан, 260 билетов только входных мы выписали для музыкальных школ, куда народ сажать будем?!

Риторический вопрос повисает в воздухе, мы встречаемся с Пелымским взглядом и одновременно понимаем, что от судьбы не уйдёшь.
Только без места, умоляюще шепчет Алексей Николаевич. Я согласно киваю и отправляюсь приобщаться к великому, доброму, вечному.

Владимир Спиваков частый гость в нашем городе. В прошлом году музыкант блистательно выступил с «Виртуозами Москвы», теперь привёз на Южный Урал свой симфонический оркестр. Тем не менее каждый концерт маэстро проходит с неизменным аншлагом.

Даже невзирая на стоимость билетов, которая в этот раз доходила до 4,5 тысячи рублей. Зал набит битком, публика жмётся на балконе, стоит в проходах партера и даже сидит на сцене за оркестрантами.

Среди присутствующих и первые лица области замминистра культуры и вице-губернатор, почему-то, правда, без цветов, вероятно, все деньги ушли на билеты. Маэстро сразу встретили аплодисментами, озабоченные лица челябинцев просветлели, наконец зал стих и со сцены зазвучал Рахманинов.

Два оркестра лучше, чем один

Ещё в 1999 году Владимир Теодорович предпринял попытку сменить камерный коллектив на симфонический, возглавив Российский национальный оркестр, который передал ему Михаил Плетнёв.

Однако четырёхлетний контракт не устроил Спивакова, и он создал собственное детище Национальный филармонический оркестр, пригласив в коллектив лучших российских музыкантов.

Несмотря на то что симфонический оркестр очень большой, в нём 110 человек, это всё-таки младший ребёнок в семье.
Мы беседуем с Владимиром Теодоровичем до концерта. Несмотря на плотный график, он нашёл время встретиться и пообщаться с журналистами.P

По традиции младшим детям уделяется больше внимания, чем старшим. Старшие уже выросли, «Виртуозы Москвы» отметили 30-летие. Это уже зрелость, так долго не живут, шутит Спиваков и продолжает: Станиславский как-то сказал, что театр не может существовать больше 20 лет.

Оркестр тоже своего рода театр. Тем не менее после Испании «Виртуозы» пережили своё второе рождение. И сейчас музыканты очень хорошо играют, у коллектива свой репертуар.
Однако он несколько ограничен по сравнению с симфоническим. И потом, если есть возможность делать разное, это всегда лучше, чем делать одно и то же. Честно вам признаюсь, мне очень нравится, что у меня два оркестра.

Подобное положение вещей нравится не только дирижёру. По признанию директора коллектива Георгия Агеева, в симфоническом составе успешно работают четыре «виртуоза», совместительство здесь приветствуется. Ещё 12 человек пришли из светлановского коллектива, так что с профессиональными кадрами проблем нет, а вот с инструментами настоящая беда.

Секрет Страдивари не раскрыл даже спектральный анализ

Сам Спиваков по-прежнему играет на скрипке Страдивари и категорически не при-емлет звучания новых инструментов фабричного производства. Однако обеспечить старинными инструментами целый оркестр задача нереальная.

Но маэстро считает, что его музыканты должны играть на хороших инструментах, именно от этого во многом зависит идеальное звучание всего оркестра.

Не секрет, что после распада Союза много ценных вещей было вывезено за границу, сетует маэстро. Даже в госколлекции, я думаю, если внимательно присмотреться, обнаружатся пропажи очень многих инструментов, которые вернуть будет так же трудно, как и Крым.

Так что это проблема не только нашего оркестра, это вообще беда России. Новые инструменты не имеют такого качества звучания, хотя могут быть красиво сделаны, очень мастеровито. Но увы! Не всегда можно поверить алгеброй гармонию.

Сейчас уже можно измерить все параметры, подвергнуть состав знаменитого лака Страдивари химическому, спектральному, какому хотите анализу, однако нового Страдивари как не было, так и нет.

Покупать инструменты известных мастеров мы себе не можем позволить, всё-таки не «Газпром». Единственная возможность купить на аукционе старый инструмент и отреставрировать у хорошего мастера. Получается и цена не бешеная, и качество приемлемое.

Тапёр для Чаплина

Минувшей осенью вся Москва сходила с ума. Владимир Спиваков опять сумел как следует встряхнуть столичный бомонд. Проект «Час Чаплина» соединил два в одном: знаменитый чаплиновский фильм «Огни большого города» демонстрировался на огромном экране, а оркестр вдохновенно исполнял партитуру, реконструированную американцем Тимоти Бруком.

Говорят, публика на показе буквально неистовствовала. А чья была идея и почему выбрали именно этот фильм?

Честно говоря, идея принадлежит мне, словно оправдывается Спиваков. Но я не ожидал, что результат будет настолько хорош. Мне показалось, что это наиболее совершенный фильм Чаплина, а музыка фильма просто замечательная.

Я прекрасно помню из детства, как моя мама играла тему цветочницы: она садилась к роялю и играла пухлыми ручками, легко воспроизводя мелодию на слух. И я подумал: почему бы не сделать? Оказалось, что это возможно. Все мы знаем Чарли Чаплина с детства.

Но, когда кино подкреплено музыкой в исполнении большого оркестра, это усиливает многомерность образов, увеличивает всю экспозицию. Для меня Чаплин гениален. В своих фильмах он показывал нас с вами. Его герой, как и мы, всё время висит на волоске.

Оказывается, что человек довольно тонкое существо, страдающее достаточно много и с большим отчаянием. На мой взгляд, один человек от другого отличается степенью отчаяния. И ещё очень важный момент.

Всё-таки искусство Чаплина вселяет надежду, несмотря на то что человек оказался почти на краю гибели вот-вот упадёт в люк канализационный, но в последний момент крышку закрывают. Это очень важно давать человеку надежду.

Продолжение у проекта будет?

Продолжение? Такого совершенного фильма я больше не знаю. Были идеи относительно кинокартин, к которым писал музыку современный композитор Филипп Глас. В основном это киноленты 30-х годов. Но не знаю, мне кажется, это не столь совершенно.

Эксперименты продолжаются

Так что ближайшие планы маэстро оказались несколько иного рода. Но Челябинск в них по-прежнему присутствует и в качестве гастрольного города, и не только.

В Нью-Йорке, в центре Линкольна, я встречался с Лерой Авербах, она ваша землячка, тоже из Челябинска, рассказал музыкант. Прекрасный композитор, у неё есть значительные произведения, такие, как «Русский реквием», очень крупное сочинение, посвящённое памяти Марины Ивановны Цветаевой, симфонии, к тому же она ещё играет замечательно.
Я слушал си-минорную сонату Листа в её исполнении. Вполне возможно, что в будущем мы исполним что-либо из её музыкальных сочинений.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>