Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Праздник со слезами радости и печали

Праздник со слезами радости и печали

текст: Лидия Садчикова
фото: с сайта mediazavod.ru
17.12.2009

КартинкаСразу три юбилея отмечает челябинский трубач и создатель «Уральского диксиленда» Игорь Бурко.

Нынешний традиционный челябинский фестиваль джаза «Какой удивительный мир» не состоялся по причине кризиса. Почитатели надеются, что не навсегда. Своего рода компенсацией, почти равноценным утешением станет большой юбилейный концерт, посвященный трем датам: 65-летию со дня рождения джазового музыканта, народного артиста России Игоря Бурко, 50-летию его творческой деятельности и 40-летию джазового ансамбля «Уральский диксиленд».

В ближайший понедельник в Челябинском театре драмы свободных мест не будет билеты уже раскуплены. Так много желающих поздравить юбиляра и послушать выступления его звездных коллег и друзей из Москвы, Питера и Челябинска, а также его самого.

Накануне празднования Игорь Бурко оглянулся на свой творческий путь.

Все начиналось с пионерского горна в челябинской 52-й школе, вспоминает Игорь Владимирович. А потом в школьном духовом оркестре мне в руки дали дудку. Извлекал из нее хороший звук, меня хвалили: мол, явный талант. В 12 лет я уже играл на концертах в составе заводского молодежного оркестра. В 1957 году на открытии ДК металлургов меня четыре раза вызывали на бис с модной польской мелодией «Вишневый сад». Потом «отметился» на танцах в саду Челюскинцев. Трубой всерьез занялся в эстрадном оркестре ДК ЧТЗ. Им руководил великолепный эстрадный дирижер Семен Петрович Вайнштейн, он из нас душу вытаскивал, заставляя снова и снова играть синкопы. Тогда я и родился как джазмен.

Учась в музыкальном училище, я подрабатывал в кинотеатре Пушкина, играя в оркестре. Педсовет запретил мне это делать, а я не мог иначе: мама часто болела, в 15 лет я был за старшего в семье. Пришлось перевестись на заочное.

Когда земляки-музыканты позвали меня работать в ансамбле Кустанайской филармонии, у меня еще паспорта не было. Вскоре получил его, так началась моя профессиональная деятельность. Как же быстро эти 50 лет пролетели!

С концертами ездили на целину, по селам, колхозам. В сельских промерзших клубах ноги примерзали к сцене и руки коченели. Дождешься паузы, подскочишь к «буржуйке» погреться и дальше играешь. Румбу, что-то из классики, «Танец с саблями» Хачатуряна. А хотелось большего. Я предложил директору концертно-эстрадного бюро в казахстанском Петропавловске создать коллектив и получил согласие. Хороших музыкантов нашел в ЧПИ: двух саксофонистов, тромбониста, контрабасиста. Мне тогда было 17 лет. Отправились на большие гастроли. Помню, в Одессе выступали в здании бывшей биржи. Стена в конце зрительного зала была зеркальной, и ты, стоя на сцене, все время видел свое отражение. Одесские зрители имели такую привычку: если артист не нравится, они молча, один за другим, начинали ронять на пол гардеробные бирки и срывали выступление. На нашем концерте случайно упала только одна бирка. Нас там приняли с овациями.

Репертуар играли эстрадный, потихоньку подбираясь к джазу. Впервые оказавшись в Москве, я в молодежном кафе сыграл соло на трубе. От волнения аж сердце из груди выпрыгивало.

Спустя год меня пригласили в Узбекский оркестр под управлением знаменитого певца Батыра Закирова, и я согласился работать с ними, хотя были приглашения в оркестры Анатолия Кролла и Эдди Рознера. Потом меня сманили в Чимкент в нона-джаз. Оттуда уехал в Волгоград. Как-то на концерте пришлось по памяти играть диксиленд. Справился. И мне сказали: «Ну, ты диксилендщик!»

Я бредил мечтой о своем ансамбле, но меня забрали в армию. Образцовому оркестру почетного караула в Волгограде требовался кларнетист. Пришлось учиться играть, маршируя. С непривычки дудкой разбивал губы в кровь.

В Челябинск вернулся в 1967 году и неофициально создал джазовый ансамбль. Репетировали в Доме офицеров, пиджаки ради экономии заказали из разноцветных лоскутов вельвета, потому назвали коллектив «Радуга». Этим составом играли на открытии дворца спорта «Юность». Но в филармонии нам сказали: «На зарплату не рассчитывайте». Чтобы сохранить коллектив, поехали в Саратов, довольствовались скромными гастролями по области. Потом перебрались в Куйбышевскую филармонию, коллектив стал называться «Южный Урал». Сшили новые вельветовые пиджаки с эмблемой «ЮУ» на лацканах. Но однажды меня вызвал директор: «Ты где зарплату получаешь? У нас? Тогда смени названием на «Жигули». Пришлось подчиниться, но пиджаки с эмблемами принципиально не меняли.

А когда Челябинскую филармонию возглавил Петр Крамм, он узнал о нашем ансамбле от своего куйбышевского коллеги и прислал мне телеграмму: «Приезжайте домой». Мы рванули в Челябинск. Я не оставлял желания собрать состав, чтобы играть диксиленды, и сделал это. В начале 1969 года в Челябинск приехал знаменитый «Ленинградский диксиленд». Ребята пришли к нам на репетицию, и когда послушали нас, их руководитель Сева Королев сказал: «Ваш диксиленд состоялся».

К словам Игоря Бурко стоит добавить: они ни разу не подвели свою малую родину, много раз становясь лауреатами самых престижных международных конкурсов и фестивалей. В 2000 году оркестр стал носить название «Уральский диксиленд Игоря Бурко» и получил статус муниципального. 40 лет на плаву

Оркестр заслуженно величают легендарным, относя к брендам Челябинска. Он играет там, куда позовут: на светских тусовках, на сельских площадках, в армейских клубах и на презентациях, в заводских цехах и на стадионах. Не только земляки, но и гости города всегда выражали благодарность и восхищение. Еще более ценным достоянием Челябинска стал коллектив, учредив ежегодный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». Даже столичные города не могут похвастаться такой традицией.

Пока неизвестно, какая судьба ждет его после решения городской Думы о ликвидации «Уральского диксиленда Игоря Бурко». Оскорбительная формулировка.

Можно ликвидировать банду, подпольный синдикат, цех по изготовлению наркотиков, возмущается Игорь. Нам говорят: таков юридический язык. Пишите в приказе, но зачем выносить это на люди? Я устал отвечать на вопрос: «Неужели вас разогнали?» Ну, уж нет! Те, кто проголосовал за ликвидацию оркестра, еще не родились, а он уже существовал.

И правда: не могли бы корректнее написать, вроде того: лишить статуса муниципального и прекратить финансирование. Много ли от этого выиграет городской бюджет? Годовой фонд зарплаты коллектива равен полуторамесячной зарплате хоккеиста команды «Трактор». У них уже отобрали концертный рояль, украшавший джазовые фестивали. Не на что купить ни бумаги, ни питьевой воды. Думой необдуманно забыты все достижения и успехи оркестра. Как и в годы застоя, джаз «прессуют».

Нет, музыканты не пойдут играть на улицу, хотя я убеждена: встань они на Кировке возле барельефа Игоря Бурко, земляки их поддержат и морально, и копейкой.

«Уральский диксиленд» жил, живет и будет жить, не устает повторять его создатель.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>