Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Трудно быть человеком

Трудно быть человеком

текст: Анастасия Богомолова
18.12.2009

Картинка«Аватар» похоже, главный фильм года, снятый Джеймсом Кэмероном, создателем обоих «Терминаторов» и «Титаника».

Говоря в одном из своих эссе о феномене утраты иллюзий в эпоху постмодернизма, Бодрийар простите этот пафосный тон, случай обязывает очень чутко и верно подметил: в современном кинематографе все погружено в сферу гипертехничности, гиперэффективности и гипернаглядности; никаких белых пятен и пустот. «Мы все время идем по пути высокого разрешения. И чем больше подходим к реалистическому совершенству образа, тем больше теряется его способность порождать иллюзии». И хотя эти слова Бодрийара были обращены к «Основному инстинкту» Пола Верховена, свое звучание они приобретают по-настоящему только сейчас, в эпоху имперской гигантомании в области спецэффектов и с приходом популярности 3D-технологий. «Аватар», будь он снят каким-нибудь Майклом Бэем («Трансформеры») или Роландом Эммерихом («2012»), славно бы вписался в оглашенный французским философом вердикт, став энным по счету в списке экранных произведений, напичканных примочками и взрывами, но лишенных «магии кино».

Кэмерон, последние 12 лет промышлявший документалистикой и вернувшийся наконец к большим подвигам, дело другое. Он клинический случай. Тот представитель рода постановщиков (редкий, если не единственный на сегодняшний день), впитывающий в себя имеющиеся новые технологии и применяющий их на практике в такой комбинации с законами кинематографа, что на выходе рождается та самая иллюзия и волшебство.

Кэмерон вынашивал идею своего «Аватара» все эти последние годы (первую версию сценария написал вообще в 1995-м), подступался к нему сразу после успеха «Титаника». Однако в 1998-м на воссоздание мира планеты Пандора, населенной трехметровыми синими гуманоидами, у него не было ни финансовых средств (фильм тогда требовал бюджета в 400 миллионов долларов), ни, что главное, пресловутых технических. Кэмерон, большой педант и перфекционист, отступился до поры до времени, а, увидев «Властелина колец» Питера Джексона, вновь вернулся к прежней затее, решив сделать картину, специально предназначенную для 3D.

До «Аватара» трехмерный эффект был всего лишь занятным аттракционом с выпрыгивающими из экрана руками и длинными языками. Кэмерон использовал его иначе. Он сумел воплотить дивную иллюзию его синие человечки и правда живут, цветут и пахнут потом. С этой точки зрения, «Аватар» действительно, «о дивный новый мир», и его непременно нужно видеть в 3D. (Впрочем, справедливости ради надо отметить, что при всей реалистичности эта фантастическая вселенная слишком статична.)

Безусловно, драматургически картина Кэмерона неубедительна. В сюжетном отношении она в высшей степени шаблонна (однако режиссер «Терминатора» всегда эксплуатировал штампы и архетипы). Да, по сути, это переложенный на новый лад рассказ о Покахонтас: морпех Джейк Салли прибывает на планету Пандора, получает в пользование тело-аватар коренного жителя из племени Нави, пытается войти в доверие к аборигенам, чье селение стоит на крупном месторождении дорогого для землян минерала, и, разумеется, влюбляется в местную девушку, а после переходит на ее сторону, отстаивая первобытный мир. Да, «Аватар» это очередной антивоенный (аллюзии на Ирак, Афганистан и даже Вьетнам очевидны) и экологический манифест. Но есть в нем два «но», которые вкупе с упомянутыми неоднократно техническими решениями дают возможность забыть обо всех погрехах и примитивном пафосе и полюбить эту, в сущности, простую историю не только за ее простоту и красоту.

Дело в том, что «Аватар» это большое антиглобалистское высказывание. Не первое в кинематографе, но главное в последнем десятилетии. Обитатели Пандоры у Кэмерона защищают не столько свой дом, сколько в целом народную память, свою национальную идентичность, которой их хотят лишить люди, желающие построить на планете дороги и систему образования. Вторая немаловажная мысль фильма состоит вот в чем: «Аватар» до мозга костей антигуманен. В финальных эпизодах ленты (это ни в коем случае не раскрытие интриги интриги тут просто нет) племя Нави кидается человеческими телами так, будто это коровьи туши, а после отправляет землян на «их гибнущую планету», тем самым окончательно и бесповоротно закрепляя право на мизантропию в современном коммерческом кинематографе. «Аватар» в этом смысле уже не просто тренд демонстрирует. Он ставит диагноз цивилизации. И в него хочется верить так же, как в визуальную реалистичность Пандоры.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>