Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Почти каждый звездный артист  бульдозер

Почти каждый звездный артист бульдозер

текст: Татьяна Марьина
фото: с сайта mediazavod.ru
01.02.2010

КартинкаУправляющий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин считает, что плохой характер его подчиненных обратная сторона таланта.

В челябинском балетном фестивале «Татьяна Предеина приглашает» наметилась незапланированная традиция. Чем ближе фестиваль, тем крепче мороз. Хотя публику челябинской примы морозом не испугаешь. Зал на фестивальных спектаклях полон, ее партнерыP настоящие звезды, которых выбирает она. На днях ее партнером был известный танцовщик, заслуженный артист России, управляющий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин. Они танцевали «Анюту» Гаврилина в постановке Владимира Васильева. Это любимый спектакль Татьяны Предеиной, который еще недавно с ней репетировала Екатерина Максимова. Фестивальную «Анюту» артисты посвятили памяти великой балерины.

Накануне мы встретились с Геннадием Яниным. Он знает Татьяну давно. В Челябинске роль Модеста Алексеевича танцует во второй раз:
Помню свои ощущения от прошлого спектакля. На репетиции мы шутили, хохотали. А потом она вышла в спектакле и сразу стало понятно, что вышла прима, что это место она занимает по праву.

Кажется, на репетиции ничего особенного не происходило: все легко, весело, общение с полуслова.
Татьяна очень быстро откликается на любые порывы, нюансы. В прошлом году она меня удивила. На сцене я шаловливый, особенно в игровых партиях. Я говорю какие-то мелкие шуточки, и она на них отвечает. При этом может страдать, меняться в лице, как того требует роль. Мне очень с ней интересно. Разумеется, этого никто не слышит, кроме партнера. Получается спектакль для двоих.

За свою карьеру вы видели много Анют. А что вы скажете о Татьяне?
«Анюта» один из тех спектаклей, который для балерины дает возможность сделать роль, как чувствуешь. Ты не думаешь, получатся ли два пируэта, 32 фуэте. И не верьте, когда говорят, что это легко и приятно. Фуэте всегда ждешь с ужасом. В Анюте Тани Предеиной угадываются жесты Екатерины Максимовой. Я много работал с Екатериной Сергеевной: когда она была на излете карьеры, потом танцевал с ее ученицами. Я знаю эти жесты именно максимовские.

В жизни красавец, на сценеP старик

Даже на репетиции, когда старенький Модест Алексеевич обольщал красавицу Анну, Г. Янин выглядел хоть и смешным, но обаятельным не было ни лысины, ни накладного живота. Зато когда мы встретились на интервью и Геннадий сел напротив, вспомнилась фраза Татьяны Предеиной: «Я никогда раньше не танцевала с таким красивым Модестом». А как же образ, правдивость? Ведь красоту не спрячешь

Не волнуйтесь, все будет хорошо. В чем преимущество артистов балета? Актеры театра и кино прикованы к своему лицу и никуда от него не денутся. Ты Василий Иванов на всю жизнь: сначала молодой, потом постаревший. А в балете с помощью пластики, грима можно меняться до неузнаваемости. В напудренном парике я Людовик XVI, надел капор играю Мамашу в «Тщетной предосторожности». Есть роли, где меня не узнает родная мать. Она продолжает удивляться: «Как это возможно? Я не понимаю».

Я не боюсь себя уродовать: не страшно надевать лысины, горбы, надувать животы. В своей сценической внешности я уверен, поэтому все внимание уделяю актерской игре. Танцы мы видели всякие, и все равно второго Владимира Васильева нет и не будет. Так же как нет второй Майи Плисецкой. А вот актерскую игру можно вернуть на достойный пьедестал. Я всегда старался делать свои роли очень заметными. Эту линию продолжаю и как управляющий труппой. Чтобы все знали, что в Большом театре даже партии второго плана исполняют на недосягаемом уровне. Чтобы не было проходных партий или спектаклей, чтобы впереди стояли красивые балерины, потому что у нас самая красивая труппа мира. Мы первый театр страны. Это моя политика.

Кому пришла мысль сделать вас управляющим? Вы такой милый, улыбчивый, деликатный.
На это многие попадаются. А если серьезно, то выбор действительно очень странный. В Большом театре я не родной: первые девять лет танцевал в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (это почти половина пути). Когда генеральный директор Анатолий Иксанов решил сделать такой ход, мне было 35 лет, я не имел специального образования и не собирался заканчивать карьеру. Видимо, в 2003 году других кандидатур не было. На сегодня я установил рекорд: никто так долго не занимал эту должность. Конечно, ошибок было много. Года три ушло на то, чтобы понять, что надо делать, как общаться с людьми, чего от меня хотят. В балетной труппе Большого театра 267 человек. Соответственно у меня было 267 тактик, по три варианта на каждого от ссор и разрыва отношений до бескрайней любви. Как показал опыт, не работает ни то, ни другое: здесь садятся на шею, там никакого контакта. Все время приходится идти по тонкой грани, чтобы тебя не уничтожили. Потому что почти каждый звездный артист бульдозер. Что меня спасло? Вовремя понял, что их плохой характер, ужасные поступки, эгоизм, бестактность обратная сторона таланта. Чем талантливее человек, тем больше «сопутствующих товаров». Я могу легко вывести из себя любую звезду. Но тогда это будет плохой спектакль. Этого допустить нельзя. Как управляющий я несу ответственность за то, чтобы каждый спектакль был событием. Я научился молчать, пара телефонов разбита о стену (естественно, после выхода из моего кабинета звезды).

Неужели никто не скандалит? А как же зависть, конкуренция, изрезанные костюмы, интриги, про которые так много рассказывают?
Главное в работе коллектива стабильность. Мы ездим на гастроли, работаем с большими перегрузками, но в труппе спокойно. А конкуренция всегда была, есть и будет.
Я жду спектакля с одной мыслью: «Господи, скорей бы отдохнуть на сцене». Моя любимая роль фея Карабос в «Спящей красавице». Здесь я могу высказать все, что наболело, начиная с первой сцены, блистательно поставленной в Большом театре выход Карабос со всеми ее предсказаниями, демоническим хохотом. Я могу законно подойти к королю и сказать, погрозив пальчиком: «Вы про меня забыли? Ай-яй-яй». И вручить балерине веретено, которым она уколется.

Вам повезло с должностью: уход со сцены не будет таким болезненным.
После сцены Большого театра работы интереснее быть не может. Не важно, министр культуры, президент ли Франции Pвсе не то. Мне уже 42. Я давно на пенсии и бесплатно езжу в метро. Эту пропасть я преодолел легко. Балетная пенсия никогда, никем и нигде в разговоре не упоминается. Тем не менее это главная боль артиста балета. Сначала «бабочка крылышками бяк-бяк-бяк», а потом пенсия, которая во многих случаях приравнивается к смерти. Артисты балета искусственно выращенная порода людей, которые неприспособлены ни к чему. С детства ты должен принести свое туловище в зал, разогреть, потом перенести на сцену и достойно станцевать. Перед спектаклем загримировали, одели, причесали, объявили: «Ваш выход». На гастролях вручили билет и сказали: «Идите к автобусу, он повезет вас в аэропорт. Или в гостиницу». Что завтра? Вот расписание. Мозг отключается: он работает только на интриге. А потом оп-па: оказывается, ты никто: ни образования, ни налаженного быта, ни перспектив. А тебе нет 40 Это шок, хотя нам с детства твердят: балетный век короток.

Гламурное поколение

Как вы оцениваете сегодняшний уровень труппы Большого театра?
Каждый раз спрашиваю себя: «Геннадий Петрович, а не срабатывает ли в тебе эффект возраста, что раньше и «фонтаны били голубые, и розы красные росли». Мне кажется, нет. Я застал на сцене Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Людмилу Семеняка, Надежду Павлову, Лавровского. Помню, в детстве, когда оркестр играл вступление к «Спящей красавице» и на сцене появлялась принцесса Аврора Семеняка, я чуть в обморок не падал от восторга. Она сбегала вниз, спрыгивала с последней ступеньки в вариацию и танцевала без всяких поклонов и препарасьонов. Это было так естественно: юная принцесса сразу начинала танцевать.
Однажды я все-таки спросил ее: «Людмила Ивановна, так было или мне приснилось?». «Было». Став взрослым артистом, вдруг обнаружил, что во вступлении к «Спящей» скрипки играют незнакомую тему. Откуда она взялась, почему я ее никогда не слышал? Потом догадался: из-за аплодисментов, которые обрушивались сразу, как только принцесса Аврора показывалась из-за кулис.
Сейчас я не смотрю этот выход. Новое поколение более гламурное, красивенькое: в бриллиантах, шубах, на дорогих машинах. И ножки у них длиннее, и пачки красивее. Но того полета, порыва, который был у Екатерины Максимовой, я не вижу. Да, у нас есть прекрасные балерины, настоящие звезды. А много ли людей, которые знают их в лицо, могут назвать имя? На слуху только Анастасия Волочкова.

И Николай Цискаридзе.
И заслуга их в том, что они популяризировали балет, напомнили обществу, что есть такое искусство. Правда, есть и свои минусы. Балет чем опасен? Пропустил один урок, другой, третий. А потом выходишь на сценуP и это становится заметным. Если умудряешься вести публичный образ жизни и ходить на каждый урок пожалуйста. Но шоу-бизнес и театр несовместимые вещи. КоляP мой приятель, друг, и я вижу бешеный ритм, в котором он существует. Старая истина, что художник должен быть голодным, и сегодня работает. Когда ты получаешь несравненно больше за то, что просто показал свое лицо в кадре, уже не хочется, чтобы руки и ноги отвалились за ощутимо меньшую сумму.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>