Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Трудно быть богом

Трудно быть богом

текст: Виктория Олиферчук
фото: Вячеслав Никулин
11.02.2010

КартинкаИстория о «говорящей собачке» в челябинском ТЮЗе

Челябинский ТЮЗ готовится к премьере спектакля «Собачье сердце» по одноимённой повести Михаила Булгакова.
Рассказать собственную историю и удержаться от кинематографических цитат вот, пожалуй, главная цель режиссёра, решившегося инсценировать это булгаковское произведение.

Слишком велико искушение пойти по пути, проложенному Владимиром Бортко, чей фильм стал культовым в условиях постсоветской России.
Однако авторы постановки уверены, что повторов им удалось избежать, а новая постановка будет отличаться свежестью восприятия и оригинальностью воплощения.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» была запрещена сразу же, как только вышла из-под пера автора. Впервые опус увидел свет за границей уже после смерти автора, в 1968 году.
Итальянский режиссер Латтуада даже снял по «Собачьему сердцу» фильм. На родине официальное издание появилось только в 1987-м. А уже через год кинорежиссёр Бортко снял свой шедевр.

С тех самых пор время от времени возникают попытки перенести историю про «говорящую собачку» и на театральную сцену. Челябинцы уже видели постановку народного артиста России Валерия Золотухина .
Теперь свой вариант «Собачьего сердца» предлагает Челябинский театр юных зрителей.

Неповторимый Булгаков

Мотив был весьма интересный, мы беседуем с режиссёром-постановщиком спектакля Михаилом Филимоновым на одной из репетиций.
Я посмотрел английский документальный фильм о том, как в стерильных условиях клонируют свиней с человеческими органами, чтобы потом органы этих животных пересаживать людям.

И мне вдруг стало страшно! Недаром говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ведь ядерную реакцию тоже изучали на пользу людям, а потом процесс вышел из-под контроля.

И где гарантия, что подобное клонирование не отзовётся когда-нибудь через поколение, через два каким-нибудь аномальным взрывом? Это меня подтолкнуло поставить «Собачье сердце».

В повести поднимается та же тема собаку скрещивают с человеком, вживляют некоторые органы, а в результате из доброго, хорошего пса получается почти чудовище.

Почему вы решили поставить спектакль именно в ТЮЗе, ведь в повести достаточно много возрастных ролей, а в труппе театра пре-обладают молодые артисты?

Потому что Булгаков многогранен, а многогранность свойственна именно молодёжи: многогранность интересов, многогранность каких-то поисков.

К тому же мы пытаемся воплотить достаточно сложный жанр трагикомическую фантазию, а молодые люди более подвержены экспериментаторскому духу.

Не боитесь повториться? Ведь переплюнуть фильм Бортко весьма проблематично.

Я думаю, что театр и сам Булгаков не дадут возможности повториться.
Автор всегда будет разным, преломляясь через исполнителя, через видение, через сценическое, тем более театральное, действо, которое интересно тем, что рождается здесь, сегодня и сейчас.

Кандинский в помощь

Зрителям, мечтающим увидеть сценический вариант знаменитого фильма, придётся разочароваться. Авторы сознательно делают акцент на театральной условности, отходя от бытовых подробностей, активно используя в спектакле элементы символизма и сюрреализма.

Декорации спектакля совсем просты и условны: стол, несколько стульев, рама от зеркала и клавесин, хотя уместней смотрелся бы рояль.

Прозрачный белый занавес окутывает сцену призрачным налётом: это и дымка времени, и мистический туман, и марево зимнего дня. Общая серо-белая тональность резко контрастирует с яркими задниками.

На одном изображена Москва с многочисленными куполами, другой явно напоминает икону.

Здесь использованы две работы Василия Кандинского: «Георгий Победоносец», очень узнаваемая картина, и «Красная площадь», объясняет художник спектакля Елена Хохлович.

Мы, конечно, понимали, что зритель будет сравнивать наш спектакль со знаменитым фильмом. Хотелось от этого уйти, для чего необходимо было придумать неординарный ход.

Как раз Кандинский мне в этом помог. Мне кажется, что они с Булгаковым во многом перекликаются, творчество и того и другого художника это целый космос!

Символизм помог авторам и в решении другой сложной задачи. Как известно, одним из главных действующих лиц повести стал дворовый пёс Шарик.

Первоначально в театре думали вывести на сцену настоящую собаку, но потом решили от задумки отказаться. В результате все три ипостаси героя животного, получеловека и человека играет актёр Сергей Михеев.
И это главное отличие челябинской версии от киношного варианта и прочих сценических.

Я знаю, что в театрах использовали и живых собак, и пытались делать какие-то костюмы. На самом деле это очень сложно, качает головой Елена.

Но мы решили посмотреть на проблему под другим ракурсом. Кто эта собака? Для нас это не только животное, но и бездомный ребёнок, бомж, беспризорник, вообще, странный, другой человек.

Это животное, но это и душа, с которой можно сделать всё, что угодно, поскольку она абсолютно беззащитна. Вполне в духе символизма.

Акценты

Однако, несмотря на все старания авторов, некоторых повторов избежать всё-таки не удалось. Образы доктора Борменталя и парочки представителей домкома явно перекликаются с кинематографическими оригиналами.

А вот главные герои представлены в ином ракурсе. Преображенский и Шариков оказались в одном лагере, но на противоположных полюсах.

Учёный, охваченный жаждой эксперимента, становится лучшим представителем нового мира, в то время как Шариков воплощает в себе все пороки существующего времени.

Профессор устроился вполне комфортно, для деятельности ему созданы все условия: собственная клиника, семикомнатная квартира, два секьюрити, охраняющих светило науки от невежественных соотечественников.

Да и к пролетариату профессор, по большому счёту, не испытывает классовой неприязни, скорее пренебрежение человека, добившегося успеха, по отношению к менее удачливым согражданам.

Вполне понятно и логично, что учёный-выскочка раздражает окружающих, в том числе того же Шарикова. Конфликт лишён явно выраженной классово-исторической подоплёки, на которую делал особый акцент Булгаков, зато усилена актуальность проблемы.

Сохранив неизменными время действия повести и атмосферу того времени, театр акцентировал внимание скорее не на социальных, а на нравственно-этических и даже философских проблемах.

Человек не может и не должен соперничать с богом «зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?»

К сожалению, Спинозы рождаются гораздо реже, нежели Шариковы. Оглянитесь вокруг, вслушайтесь, как всё знакомо:
В театр я не пойду, неприязненно отозвался Шариков и перекосил рот.
Почему, собственно, вам не нравится театр?
Шариков посмотрел в пустую рюмку, как в бинокль, подумал и оттопырил губы:
Да дуракаваляние... Разговаривают, разговаривают... Контрреволюция одна.
То, что для Булгакова было лишь предвидением и догадкой, оказалось жестокой реальностью нашей жизни.

Премьера спектакля «Собачье сердце» состоится 12 февраля.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>