Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Кто вы, мистер Шариков?

Кто вы, мистер Шариков?

текст: Алина Казачихина
11.02.2010

КартинкаВ пятницу в Челябинском ТЮЗе состоится премьера спектакля «Собачье сердце».

Есть постановки, которые не нуждаются в рекламе. Когда на афише появляется фамилия «Булгаков», зрителя не нужно заманивать в театр: он и сам придет, выкупив все билеты на премьеру. Но как рискованно ставить одно из его произведений! Его читали все, каждый знает, как лучше трактовать, несоответствия книге не будут прощены, не воспримут неудачных актеров вот почему Булгакова на сцене мало. Михаил Филимонов, режиссер-постановщик Челябинского театра драмы имени Орлова, оказался не робкого десятка, и 12 февраля в ТЮЗе состоится премьера его спектакля «Собачье сердце».

Постановка далась непросто. Михаил Евгеньевич долго искал исполнителей главных ролей, в особенности актера для Шарикова. Сам Филимонов комментирует так: «Если есть актер можно ставить, если нет нечего и выдумывать, так как основа в театре актер». К Сергею Михееву режиссер присматривался около двух лет. В этом году звезды сошлись: актеры встретились со своим режиссером, и получился спектакль, на первых два премьерных показа которого уже не достать билетов. Кроме Михеева в трио главных ролей Шариков-Преображенский-Борменталь примут участие Андрей Гаврилюк и Денис Филоненко.

Однажды «Собачье сердце» уже было удачно экранизировано Владимиром Бортко. Фильм получился очень близким к реальной жизни, ко времени, описанному в произведении. А Михаил Филимонов решил представить на суд зрителей фантасмагорическую трагикомедию, полную театральной условности. Такой подход отразился и в декорациях: столы, стулья, зеркала это только мелкие детали привычной жизни на фоне глобальных и в то же время простых декораций. Вот пустынная ночная улица, засыпаемая снегом. В темноте виднеются только неясные очертания оперного театра, в котором дают любимую Преображенским «Аиду».

Вот с потолка неожиданно выныривают полотнища-репродукции картин Кандинского, которые сразу очерчивают пределы жилища светила мировой медицины и придают ему тот неповторимый налет интеллигентности, который заставляет Шарика воскликнуть: «Нет, здесь пролетарием не пахнет!»

Как же выглядит фантасмагорическая трагикомедия и с чем ее едят? Фантасмагория это не просто театральный стеб или пустое преувеличение. Это абсурдность: того, послереволюционного, да и нашего времени. Так, в спектакле появляются люди с Лубянки, которые призваны приглядеть, чтобы Преображенского «никто не беспокоил». Они старательны и назойливы, знают все и обо всех (даже о биографии Клима Чугункина), появляются в самое неподходящее время: к примеру, во время срочной операции профессору подает инструменты человек в форме ЧК. Поражают и абсурдные сны пса Шарика под наркозом, когда перед его одурманенным эфиром разумом предстают репортер из желтой газетенки, пациенты Преображенского и все домашние в самом неожиданном виде.

Несмотря на всю фантасмагорию тюзовское «Собачье сердце» все та же история о Шариковых и Швондерах. Мы смеемся над комичностью ситуаций, в которые героев вовлекает глупость и невежество этих персонажей. Несомненно, это комедия, в которой есть над чем посмеяться, но в то же время нет ничего печальнее происходящего (это подчеркивает музыка, которую подобрала Анна Розенберг). Трагичность ситуации в том, что пытавшийся создать «новую человеческую единицу» профессор лишь воспроизводит худшего представителя общества.

«Клим!» восклицает он. Клим Чугункин, он же Шариков, жуткий монстр, без принципов, без морали, способный на все ради собственного удобства.

Михаил Филимонов показывает нам не человеческий мусор того времени, он тычет зрителя носом в Шариковых и Швондеров всех времен. «И сегодня Климы существуют, говорит он. Кто резал детям руки в Ижевском интернате? Кто издевался над ними? Это все Климы. Они здесь и в наше бандитское время». Но если Булгаков никак не разрешает конфликта, просто превращая Шарикова обратно в Шарика, то Михаил Филимонов дает зрителю шанс на надежду. Его Шариков после обратной операции не рявкает на следователя: «Неприличными словами не выражаться!», он в полусознательном состоянии повторяет слова профессора Преображенского о том, что со всеми существами можно обходиться только лаской. И рождается надежда: вдруг это понял не только Шарик, но и живший в его теле Клим?

Наверное, хорошая постановка Булгакова это не та, которая ищет в произведении качественно новый смысл, ведь то, о чем это произведение, давно обсосано режиссерами, критиками и литературоведами. Самое главное для нового спектакля заставить зрителя заново задуматься над тем, уже давно известным «старым» смыслом. Это и есть настоящая задача, с которой труппа ТЮЗа во главе с Филимоновым справилась.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>