Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Я не богема: я из советского театра

Я не богема: я из советского театра

фото: с сайта cheldrama.ru
19.02.2010

КартинкаСегодня актеру Челябинского театра драмы Сергею Акимову исполнится 60 лет

Сергею Акимову, заслуженному артисту России, актеру Челябинского театра драмы имени Наума Орлова, исполнилось 60 лет. 21 февраля состоится спектакль «Поминальная молитва», которым отпразднуют это значимое событие. Сергей АКИМОВ не любит давать интервью, но, как он сам мне признался, раз в пять лет, на юбилей, приходится.

Как получилось, что вы, закончивший Казанское театральное училище и немало лет путешествовавший по городам России, в качестве постоянного места работы выбрали именно челябинскую сцену?
Так сложилось. Возможно, стал старше, оттого менее мобилен. С другой стороны, я знал актеров и старше меня, которые продолжали ездить по стране. Может, остался в Челябинске оттого, что началась перестройка и передвигаться стало дорого. Смотрю сегодня на всех прежних знакомых никто больше не кочует по театрам. Все осели кто во Владивостоке, кто в Самаре, кто в Сибири. А уж кто попал в Москву, тот тем более никуда с места не двинется. Впрочем, может, я и ошибаюсь.

Так как вы все же попали в театр Орлова? Помните свой первый спектакль?
Очень просто попал. Я знал Наума Юрьевича со школьной скамьи: он вел занятия в училище у соседнего курса. Все студенты делятся впечатлениями о преподавателях: я о нем много знал, ходил на его дипломные спектакли. Когда мне исполнился 21 год, он пригласил меня в театр в Казань. Но я не согласился, чему сейчас очень рад, поскольку попал в новый самарский театр. Это был удивительный опыт: театр отличала особая атмосфера студийности, единомышленников, работы круглыми сутками. Это был театр-банда. Но нас прикрыли. Началась травля главного режиссера Льва Шварца, он ушел, затем и театр распался. Потом я работал в разных городах. Однажды встретил Наума Орлова, он пригласил меня на роль Мити Сухожилова в пьесе «Беги, беги, Вечерняя заря». Я прекрасно помню ту роль. Сюжет спектакля был бы актуален сегодня: ученый-математик играет на бегах и проигрывает все деньги и даже свою диссертацию, поскольку он влюбился в лошадь по кличке Вечерняя заря. Спектакль сняли по указанию «сверху» с формулировкой: «Таких интеллигентов у нас нет». Постановка шла недолго, но из-за нее я и приехал в Челябинский театр драмы.

У каждого театра свои особенности. Какой «на вкус» наш театр драмы?
Если традиции Наума Орлова будут сохраняться, театр еще какое-то время будет существовать «на легенде». Мейерхольд говорил, что театр живет легендами. Раньше были такие советские слова «высоко держать знамя». Это звучит пафосно, но при этом наполнено высоким смыслом. Как бы глупо это ни звучало, нужно сохранять романтику. Между театром с романтикой и без та же разница, что и между браком по любви и по расчету.

Была ли за время работы в театре роль, которую очень хотелось сыграть, но не удалось?
Нет. Сыграть Гамлета или Ромео мечтают студенты театрального, а для настоящего артиста важнее не роль, а та игра, которую задумал режиссер. Важнее роли способ существования в ней.
Ах, да! Вспомнил роль, которую хотел бы сыграть, но не удалось. В молодости прочитал только что вышедшую пьесу «Сказание о Тиле», и мне очень хотелось сыграть Тиля Уленшпигеля. Один режиссер даже дал мне читать эту роль на лето, но мы поссорились. Так что я положил пьесу ему на стол и ушел. Затем мне предлагали эту же роль в другом театре, но так и не сложилось.

Скажите, актером можно научить быть или нужно, чтобы в человеке был особый дар?
Я не мудрствую на этот счет. Иногда мне кажется, что есть что-то от рождения, а иногда кажется, что нет. Все же, вероятно, необходимо внутреннее воображение, которое есть у детей. Это вовлечение в ту реальность, которую создают, играя в игрушки на столе. Люди могут играть и что-то постигать в той реальности. Поэтому я люблю читать пьесы. Читаю и думаю: как же хорошо, что я это не сыграл! После пьесы в моем воображении возникают идеальные образы: эту сцену хорошо бы сыграть так, а тут выразить именно это чувство. Но это такой труд! А лежать на диване и прокручивать все сцены в своем воображении замечательное удовольствие!

Вы говорите, что видите сцены пьесы в воображении. Попробовать себя в качестве режиссера не хотели?
Я ставил пьесы. К примеру, «Золушку» Шварца. Меня очень увлекала эта работа, поскольку для нее нет возраста. Есть сцены, где в детской сказке просвечивают проблемы уровня Теннесси Уильямса. И вытащить их, не ломая сказку для детей, интересно. Но режиссером мне не случилось быть: всегда был слишком погружен в театральный процесс. Иногда приходилось играть по 30 спектаклей в месяц, и сил на режиссерскую работу не хватало.

Вы преподаете в ЧГАКИ. Чему и как учите студентов?
Важно научить исследовать материал, чувствовать партнера. И самое главное, хотя это практически невозможно, научить их не быть иждивенцами в театре. Это большая беда нашего времени. Старые актеры, которые вечно переезжали из театра в театр, имели всего два сундука, в которых лежали пьесы, детали костюмов, театральные находки. Сейчас бы сказали: они всю жизнь вложили в этот бизнес. Называли театр «дело», никогда не говорили «плохой режиссер» или «плохая пресса», они говорили «в Ульяновске дела нет» или «В Омске хорошее дело». Это значило, там есть все: и хорошая труппа, и репертуар, и режиссер, и влюбленный в свою работу администратор.

Один из челябинских режиссеров сказал: когда в спектакле нечего изменить или добавить, его нужно снимать с репертуара. Каждая роль в процессе того, как ее играют, меняется и развивается. А у вас были роли, которые так и не сыграли до конца?
Их много. Любимые роли все время недоигрываешь. Иногда бывает этап, на котором кажется, что все уже понял и спектакль смело можно снимать. Но стоит вернуться к роли через год, и вот ты понимаешь ее совсем иначе, потому что сам изменился. За жизнь сыграл более 100 ролей и видимо, уж такой я счастливый человек половину из них так и не доиграл.

Как вы обычно настраиваетесь на спектакль? Есть какой-то ритуал?
Вообще не настраиваюсь. Просто отдыхаю. Главное, накопить энергию и не растратить ее до спектакля. Тяжело играть, если на день спектакля есть какие-то планы, потому что обязательно случится что-то, что выведет из равновесия, так что по возможности бездельничаю хотя бы два часа перед спектаклем, чтобы потом поделиться накопленной энергией с залом. Я больше всего не люблю, когда артист ходит по сцене пустой, а зритель всегда это понимает и чувствует. Если тебе есть, что ему отдать, то он обязательно вернет тебе свое тепло.

На сцене вы всегда помните про зрителя или бывает, что начинаете проживать свою роль?
Как сказать Мы же работаем на глазах у публики. Это как у спортсмена: помнит ли он, когда соревнуется, о публике, или забывает обо всем и идет на результат? Трудно ответить, но у актеров происходит нечто подобное.

Есть миф, что актеры ведут необывательский, богемный образ жизни.
Ничего подобного. Вот сейчас пойду варить суп. Ну какая богема? Везде кушать надо. Может, у Анджелины Джоли с Брэдом Питтом и богемная жизнь они живут на глазах у публики, а мы из советского театра, и у нас все по-простому.

Как бы вы продолжили фразу: «чтобы быть актером, нужно»?
Пахать, как конь, честное слово! Это самое лучшее. Как пианист тренируется каждый день, так же должен и актер, чтобы не терять форму. Вообще, более всего на профессию актера похож спорт. Каким бы ты ни был гениальным, всегда придет кто-то новый, кто тебя переиграет. Как говорится в песне Пахмутовой и Добронравова, «Придут честолюбивые дублеры, дай Бог им лучше нашего сыграть!»

А если фраза будет звучать иначе: «чтобы быть актером, нельзя»?
Знаете, есть мания величия. У актеров она тоже бывает. Хочу сказать об этом словами Ницше: «Великий человек? Я вижу только актера, играющего собственный идеал». По-моему, здесь все понятно. Есть еще очень подходящие слова Станиславского: «Он думает, что он идеальный актер? Он конченый актер».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>