Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Обществу нужна информация о войнах

Обществу нужна информация о войнах

текст: Анастасия Богомолова
фото: с сайта www.frontlineclub.ru
03.03.2010

КартинкаАльтернативный взгляд кинофестиваля Minifest на военные конфликты вызвал у челябинской публики много вопросов

«Слишком много войны» эта реплика из кинозала как нельзя точно характеризует программу фестиваля Minifest, проходившего на прошлой неделе в челябинском КРК «Мегаполис» и в стенах ЮУрГУ. Организованный британским клубом независимых журналистов Frontline (в его составе принципиально нет штатных сотрудников крупных медиахолдингов) четырехдневный смотр преимущественно документальных лент был многословен по отношению к теме вооруженных и этнических конфликтов. И даже те фильмы, что войны не касались напрямую, затрагивали проблемы другого рода борьбы: цензуры и самоцензуры (работа Таги Амирани «Красные линии и крайние сроки» об иранской прессе) или противостояния блоггеров в Интернете в предвыборную кампанию (этому посвящена картина американца Джеймса Рогана).

После каждой из восьми кинолент следовало активное обсуждение. В среду на открытии мероприятия в дискуссии по поводу псевдодокументального фильма «Россия 88» принял участие режиссер Павел Бардин (интервью с ним в «Челябинском рабочем» за 26 февраля 2010 года). В четверг после показа картин «Анна Политковская: семь лет на линии фронта» и «Война блогов» полемику со студенческой аудиторией вел координатор проекта Frontline в России Юрий Бурцев. Неоднократно приглашавшиеся на просмотр представители Челябинского отделения Союза журналистов дискуссию проигнорировали.

В пятницу прилетевший из Лондона документалист Воан Смит, основатель клуба, представил две документальные ленты, к созданию которых имел причастность. В биографической истории «Кровавый след» о военном фотографе Роберте Кинге Воан выступил в качестве оператора, а отмеченную многими призами «Долину» о войне в Косово продюсировал. Обе эти работы своим альтернативным взглядом на проблемы профессии и вооруженных конфликтов вызвали у публики живую реакцию. Кинга амбициозного репортера, впервые отправившегося в «горячую» точку в начале 1990-х и думавшего чаще о хорошем материале для «Пулитцера», нежели о гуманистической миссии, большая часть зрителей восприняла как персонаж, далекий от положительного образа. Воан Смит выбор неоднозначного героя объяснил просто: «Компания BBC заказала нам сделать фильм о каком-нибудь известном репортере, но мы нашли такую работу скучной, а всех больших шишек в журналистике, с которыми общались до Роберта, плоскими и разочаровывающими. С ними не было понятно, что они как люди сами чувствуют. Я не считал, что они лучше. Роберт был, по крайней мере, честен сам с собой».

«Кровавый след», по мнению Воана, поднимает ряд важнейший этических вопросов в профессии: нужно ли, например, репортеру помогать раненому при обстреле мирному жителю. Делясь своим немалым опытом военного журналиста, британец заметил в беседе с челябинской публикой: «Если кто из моих четырех дочерей захочет работать в «горячих» точках, я буду счастлив, что это мой пример вдохновил их. Общество, где больше информации, в том числе о войнах, способно принять больше правильных решений».

Еще одним горячо обсуждаемым фильмом фестиваля стала «Долина» Дэна Рида, снятая за три летних месяца 1998 года в зоне сербско-албанского конфликта и демонстрирующая мнение о войне в Косово, кардинально отличающееся от позиции центрального ТВ. Собственно последняя особенность документальной картины и породила большее число вопросов у публики. Тем не менее «Долина», лишенная закадрового оценочного комментария, отражает мнения и показывает мотивы поведения обеих сторон конфликта.

Одним из двух закрывающих Minifest фильмов стал «Багдад: скорая помощь» Джона Алперта, номинированного в этом году на «Оскар». В 2006-м эта откровенная картина о работе медиков в Ираке стала прорывом, единственным фильмом, показавшим в тот момент потери американской армии. «Сейчас такое кино уже невозможно, замечает Воан Смит. Власти просто не дадут вам разрешение на съемки». В «Багдаде» столько кровавых подробностей и сцен с ампутацией конечностей, что, по признанию создателей ленты, ее монтажерам пришлось обращаться к психологу после отсмотра всего материала.

Не менее неоднозначная «Катынь», повествующая о массовых казнях польских граждан, осуществленных весной 1940 года сотрудниками НКВД, закрыла фестиваль проекта Frontline. В Санкт-Петербурге после показа этого фильма Анджея Вайды один из местных «молодогвардейцев» встал с места и с вызовом заявил: «Это все неправда. Об этом не написано в учебниках». В Челябинске дискуссия вокруг картины на обсуждение прилетел директор польского Культурного центра Марек Радзивон развивалась в более мирном ключе. Можно сказать, поставила тем самым точку в словесных баталиях четырех фестивальных дней.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>