Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
«Золотой петушок» полетит на «Золотую маску»

«Золотой петушок» полетит на «Золотую маску»

текст: Виктория Олиферчук
04.03.2010

КартинкаОзёрский театр кукол представил в Челябинске Брехта

В Челябинске завершились гастроли озёрского театра кукол «Золотой петушок». В течение недели зрители увидели три спектакля из репертуара театра две детских сказки и постановку для взрослых спектакль по пьесе Брехта «Мамаша Кураж и её дети».
Премьера постановки состоялась в октябре прошлого года и стала настоящим событием не только для Озёрска, но и для всей театральной России.
Эту работу театр планирует выдвинуть на соискание премии «Золотая маска».

Знаменитая брехтовская «Мамаша Кураж» и вдруг в кукольном театре?! Казалось бы, трудно придумать более противоречивое сочетание.

В массовом сознании уже давненько между кукольным и детским театрами появился знак равенства. О спектаклях Вольховского «Карьера Артура Уи», «Мёртвые души», «Процесс над Жанной Д`Арк» помнят лишь старожилы да критики.

К тому же пьесы Брехта не слишком жалуют на российской сцене. Так что озёрский театр представил челябинцам в полном смысле эксклюзивную постановку.

Риск благородное дело

Дерзкую идею поставить «Мамашу Кураж» предложил студент дипломник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Алишер Багамедов.

Почему дерзкую? Дело в том, что знаменитая пьеса Брехта прежде никогда не ставилась в кукольном театре. Доверить столь смелый эксперимент студенту-дипломнику было вдвойне рискованно. Однако в театре идея понравилась.

Постановщика привлекла тема войны, которая вечна и бесконечна, рассказал руководитель озёрского театра кукол «Золотой петушок» Борис Макаров.

Он сам из Дагестана, вырос в период постоянных войн вокруг и внутри, и для него это очень больная тема. В этом вопросе мы с ним солидарны.
Тема войны, людей на войне и на сегодняшний день остаётся актуальной.

Как признаётся Борис Макаров, работа оказалась не из лёгких. Больше года длились репетиции.P Постановка была сдана, но на этом трудности не закончились.

Премьера так и не состоялась из-за каких-то формальностей с документами. В результате год с лишним спектакль «пролежал на полке». За это время труппа успела обновиться практически наполовину.

Уехала и главная исполнительница. В результате работу пришлось репетировать практически заново. На главную роль ввели совсем молодую актрису ещё один рискованный шаг.

Екатерина Замула всего год назад окончила екатеринбургский институт. Однако упорство актрисы и терпеливое, мудрое наставничество руководителя сделали своё дело спектакль по достоинству оценили как зрители, так и критики.

«Отстранились» по Брехту

Роль первооткрывателей столь же почётна, сколь и сложна. Брехтовский метод отстранения используется для того, чтобы избавить пьесу от излишней сентиментальности.

Своими зонгами Брехт намеренно раздражает, выводит зрителя из равновесия, как, впрочем, и актёра, не позволяя ни тому, ни другому полностью проникнуться благородным чувством сопереживания, что так близко русскому менталитету хлебом не корми, дай пострадать.

Может быть, поэтому драматургия Брехта столь сложна для российской сцены. Актёры играют «на разрыв» аорты, зачастую забывая о том самом отстранении, которое для Брехта чрезвычайно важно.

Собственно, Брехт так редко удаётся не потому, что непонятно, о чём его сегодня играть, а потому, что непонятно, как играть.

Поэтому озёрским актёрам пришлось действовать методом проб и ошибок: постигать специфику брехтовского метода и пытаться совместить её со спецификой кукольного театра.

Во-первых, драматургия сложная, рассуждает Борис Анатольевич. Во-вторых, очень много текста. Должен быть высокий уровень мастерства, чтобы кукла, как мы говорим, могла тянуть такой большой объём текста. В этом главная проблема.

Тем не менее труппе удалось найти свой подход к столь сложному произведению. А приём отстранения, провозглашённый Брехтом, оказался идеальным для кукольного театра, когда актёр и кукла предстают то как единое целое, то как разные персонажи.

Знаменитые брехтовские зонги в зависимости от действия привносят долю иронии или скепсиса, не позволяя актёрам и зрителям перейти ту грань, где заканчивается театр и начинается реальность.

В спектакле удивительно ровно выстроены все актёрские работы. Как правило, постановщик делает основную ставку на мамашу Кураж, другие роли на её фоне кажутся бледнее.

В данном случае все образы получились индивидуальными, с яркой характерностью, несмотря на то, что актёрам приходится играть по нескольку ролей.

Благодаря этому спектакль приобрёл необходимый объём, превратившись из частной истории о мамаше Кураж и её детях в настоящую сагу о войне.

Планы ближние и дальние

Спектакль уже получил высокие оценки не только челябинской публики и критиков. Работа была показана экспертному совету «Золотой маски» и уже одобрена к номинации.

А в ближайшее время «Мамаша Кураж» отправится на фестиваль кукольных театров, который открывается 16 марта в Иваново. Сразу после возвращения в родные пенаты озёрские кукольники совместно с коллегами из театра «Наш дом» будут принимать гостей со всей страны, собравшихся на Российскую театральную биржу «ДИП-студия».

Мероприятие пройдёт уже в четвёртый раз. Его главная цель помочь выпускникам театральных вузов обрести работу, а директорам театров найти молодых, талантливых артистов.

В этот раз в Озёрск съедутся студенты не только из Екатеринбурга, Челябинска и Магнитки, к ним присоединятся выпускные курсы Иркутского, Новосибирского, Ярославского театральных институтов.
В рамках мероприятия намечены показы студенческих работ, семинары, мастер-классы, педагогическая лаборатория.

Брехт так редко удаётся не потому, что непонятно, о чём его играть, а потому, что непонятно, как играть. «ДИП-студия» пройдёт в Озёрске с 21 по 24 марта. Фестиваль организован по инициативе Владимира Кулика, бывшего директора кукольного театра «Золотой петушок», ныне возглавляющего театр драмы «Наш дом».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>