Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Юбилей маэстро

Юбилей маэстро

текст: Виктория Олиферчук
06.03.2010

КартинкаО чём мечтает главный челябинский органист?

«Это человек, который всегда стремится к чему-то совершенному, к чему-то новому, всё время ищет какие-то пути».
Игорь Бурко.

«Его исполнение классики, музыки импровизационной это всегда открытие, всегда удовольствие, стремление, и это всегда интеллектуальная подпитка через музыку».
Виталий Владимиров.

«Музыкант очень чуткий, музыкант современный, энергичный, большой работяга».
Сергей Пронь.

Для челябинцев имя Владимира Хомякова неразрывно связано с органом. Он стал не просто исполнителем и мастером, он стал хранителем челябинского инструмента.

Мы говорим «орган» подразумеваем «Хомяков», мы говорим «Хомяков» подразумеваем «орган».

В честь своего 50-летия маэстро преподнёс челябинской публике роскошный подарок очередной фестиваль «Новое органное движение», а в придачу новый музыкальный диск.

Извините, нам надо пробежаться ещё по двум регистрам, Владимир Хомяков стремительно поднимается по лестнице вверх в «запретную комнатку», куда посторонним вход запрещён, его напарник остаётся внизу за клавиатурой.

Настройка органа производится в четыре руки, двумя никак не обойтись, слишком уж «королевский» размах от клавиши до источника звука.

В праздничный вечер у юбиляра больше всех хлопот, но самая главная забота настроить орган. В зале даже выключили свет огромная люстра слишком быстро нагревает воздух, а это может плохо отразиться на звучании инструмента.

5:0 в пользу юбиляра

Волнуетесь? улучив свободную минутку, спрашиваю у виновника торжества.

Нет, суета организационная не даёт возможности нормально поволноваться, шутит Владимир Викторович.

У вас два диплома: органиста и пианиста. Почему всё-таки выбрали орган?

Переломным моментом стала встреча и общение с одним человеком. Его звали Гунаш Робертович Далманис это главный хранитель, мастер Домского собора. Тогда я и решил, что орган мне более интересен, чем фортепиано.

А на рояле вы сейчас играете?

В концертных программах нет. Хотя использую как рабочий инструмент, дома музицирую, даже рояль есть хороший «Стейнвей».

Всем известно ваше трепетное отношение к челябинскому инструменту. Если отставить в сторону эмоции, вам приходилось играть на идеальном органе?

Сложно оценивать. Есть инструменты исторические, такие, как скрипки Страдивари, сделанные гениальными мастерами прошлого, которые сохранились до сих пор.

Подобные инструменты идут вне конкурса. Что касается современных органов, свой инструмент мне дороже. А после возвращения из Калининграда я люблю его ещё больше.

Благодаря Хомякову Челябинск стал не просто городом, в котором есть орган, он стал одним из российских центров органной музыки.

С лёгкой руки Владимира Викторовича на Южном Урале «прописалось» фестивальное движение. Не так много городов могут похвастать столь солидным списком: «Джаз на большом органе», «Прощай, XX век», Laudatio Organi, «Фестиваль премьер».

Как раз в юбилей мастера в городе открылся очередной международный музыкальный форум «Новое органное движение».

Самый-самый первый фестиваль, чему я очень рад, проходил в 1992 году в Челябинске. С нас всё началось, и наш город чемпион по количеству мероприятий «Нового органного движения»: у нас были первый, четвёртый, седьмой, девятый и вот теперь уже десятый фестиваль.

Джаз и орган две вещи «совместные»

Полтора часа до концерта. Из Екатеринбурга приехали музыканты, с которыми маэстро предстояло сыграть на юбилейном концерте совместную импровизацию.

Трио Free brass в составе Сергея Проня, Игоря Паращука и Виталия Владимирова. Тёплая встреча, поздравления, но о предстоящем выступлении ни слова.

Это принципиальная позиция. Музыка рождается прямо на сцене, композиции никогда не повторяются.

Я о Владимире узнал от Аркадия Шилклопера, вспоминает заслуженный артист России Сергей Пронь . Он как-то сказал, что есть такой органист, который может играть креативную музыку импровизационно и при этом сразу создавать образы.

Я приехал в Челябинск, и за трое суток мы сделали программу. Меня сразу поразила во Владимире его готовность к эксперименту.

Несмотря на то что многое для него было новым, ведь игра по нотам это одно, без нот совсем другое. Честно скажу, гораздо больше было аргументов против, чем за подобное сотрудничество.

Менталитет инструмента массивность, монументальность, соответствующая архитектуре готического стиля. Что значит сыграть на органе по-новому? Это просто невозможно! Всё равно что изобрести заново велосипед.

Однако ничего невозможного для музыканта-профессионала нет. И чем сложнее задача, тем интереснее её воплощение. Для Владимира Хомякова возможность экспериментировать, двигаться вперёд в профессии главная жизненная установка.

Я знаю Володю давно, к разговору подключается Игорь Бурко, пришедший поздравить юбиляра. Это человек, который всегда стремится к чему-то совершенному, к чему-то новому, всё время ищет какие-то пути.

Он сделал единственный в России фестиваль «Джаз на большом органе». Это просто замечательно. Думаю, что со временем ещё и репертуар подберётся специальный, который будет приемлемым.

Прекрасно зная специфику своего инструмента, Хомяков нашёл ту самую нишу, которая оказалась свободной.

На сегодняшний день музыкант остаётся практически единственным российским органистом, владеющим импровизацией, хотя сам оценивает свои таланты более чем скромно.

Нет, я не позиционирую себя как джазовый музыкант, это было бы и нескромно, и неправильно, энергично протестует органист.

Для меня это скорее хобби, дилетантизм. Но, пользуясь тем, что органистов, которые вообще что-либо умеют в этом плане, очень мало, наверное, на их фоне я выгляжу более-менее прилично.

Заветное желание

В юбилей принято много говорить: поздравления, пожелания. На празднике Владимира Хомякова слова отошли на второй план, всё пространство было отдано на откуп её величеству Музыке.

В первом отделении звучала классика. Во втором классический стиль сменился стремительным полётом фантазии. Назвать это в полной мере джазом вряд ли возможно, определение «новая импровизационная музыка» более уместно.

Ещё не успели отзвучать поздравления с юбилеем, а музыкант уже думает о будущем. Его волнуют новые проекты и концерты. Неуспокоенность главное пожелание самому себе.

Заветное желание не состариться, Владимир Хомяков даже на секунду не задумался. Чтобы не пропало желание что-то придумывать, осуществлять какие-то планы и вообще что-либо предпринимать.

Cудя по афише, опасения юбиляра вряд ли обоснованны. В марте состоятся ещё два концерта в рамках фестиваля «Новое органное движение».

14 марта в Челябинск приезжает литовский органист Балис Вайткус, а 21 марта выступит исполнительница Людмила Камелина из Самары.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>