Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Он знает, как сделать выставку для жабы

Он знает, как сделать выставку для жабы

текст: Анастасия Богомолова
фото: с сайта mediazavod.ru
09.03.2010

КартинкаВ челябинской галерее «Okno» выставка екатеринбуржца Виктора Давыдова, одного из зачинателей уральского видеоискусства.

В его художественной биографии сложно будет отыскать другую подобную ретроспективу, какая с названием «Жизнь как перформанс с перерывом на сон» открылась в Челябинске в галерее современного искусства «Оknо» и проработает до 19 марта. Виктор Давыдов, по его признанию, больше любит работать проектами, а не выставками за означенный период творчества, на которых, как он говорит, непросто представить полностью те жанры, в коих он передвигается. Челябинск, впрочем, принял художника практически во всех его ипостасях, сделав акцент на ироничной живописи (триптих «Север. Урал. Сибирь» насмехается над симпатией уральских потребителей искусства к жанру пейзажа), на видеоопытах и перформансах 1990-х.

Атмосферу того времени кураторы выставки воссоздали в галерее в буквальном смысле: оклеили белые стены помещения газетными листами 10-летней давности, в одном из залов в углу установили старый телевизор, напротив него неповоротливые кресла, напольную лампу и журнальный столик (на нем сплошь старая пресса). ТВ-ящик в режиме нон-стоп транслирует давыдовские ролики и собранные им для студии «Ю-7» выпуски «Галереи арт-клипов» экспериментальной телепередачи, выполненной в пародийном ключе и намекающей отчасти на советский ТВ-авангард «Веселые ребята». В соседнем зале фото- и видеодокументация перформансов. На них Давыдов с коллегами по галерее «Атомная провинция» в течение недели бреет голову наголо (проект «Семь дней из жизни птиц», 1993), вместе с австрийцами расставляет в центре города Заречного жестяные бочки, куда всякий может бросить записку с заветным желанием («Исkunstво», 1993), наконец, бросает в Исеть пенопластовые руки с привязанными к ним бутылками водки в качестве подкупа избирателей («Руки», 1999).

Скучно нам было тогда, потому и придумывали такое, вспоминает художник то 10-летие в художественной среде Екатеринбурга, называемое нередко «героическим периодом бури и натиска».

Когда начались ваши практики на поле перформанса?
Перформансы начались на закрытом элитном фестивале нестыдного кино, на который из Москвы приехали культуролог Кирилл Разлогов, много известных режиссеров и актеров: Тодоровский, Мордюкова, Терехова, Теличкина. Организаторы выбрали удаленный от столицы город Заречный и свезли туда тусовку. Меня и других художников тоже привлекли к подготовке фестиваля. Был год 1989 год. Первый перформанс мы сделали с Дмитрием Приговым (столичный поэт-концептуалист и художник. Прим. автора).

Как вы заставили уральских художников рисовать для обычной жабы?
В 1994 году художников вокруг нашей галереи «Атомная провинция» (мы ни с кем не конкурировали, со всеми поддерживали отношения) было много, и зрителей на всех них не хватало, поэтому мы решили сделать выставку не для обычной публики, а для жабы по имени Иван. Мы ее взяли напрокат у екатеринбургского поэта Андрея Санникова. Стол в галерее поставили, посадили на него жабу, пригласили всех художников, и у них начался между собой соревновательный процесс. Кто и что нарисует.

В 1990-х вы много сотрудничали с телевидением, ваши работы были экспериментальны. Как такие авангардные опыты стали возможны на местном ТВ?
Студия «Ю-7», где я работал, продавала программы Свердловской гостелерадиокомпании, а той нечем было расплачиваться за них, потому нам давали 10-15 минут эфирного времени раз в неделю. Сначала решено было делать пародии на рекламу, потом уже «Галерею арт-клипов». Материала не было, я крал с западного видео все, что плохо лежит, нарезки делал, привязывал это к профессиональным праздникам, прокачивал на какие-то идеи художников. С нами тогда работали Лена Шарова, Слава Мизин (ныне участник скандальной российской арт-группы «Синие носы». Прим. автора).

Вряд ли вы думали о рейтингах в то время. Однако, интересно, была ли активной реакция зрителей?
Была. Мы же в программе над всем издевались, делали пародийные рекламные ролики про готовящуюся гонку шагающих экскаваторов и предлагали желающим разместить объявления на стреле. Нам письма писали по этому поводу. Но в итоге мы вступили в конфликт с работниками СГТРК. У них в то время был отдел культуры или что-то вроде этого, они снимали по одной выставке зараз, показывали, как их сонный журналист ходит по залам и спрашивает художников, что они хотели сказать своими картинами. А наша передача была более динамичной, к тому же рейтинговой, и встал вопрос о том, чтобы разогнать на СГТРК кучу народу. Им это, разумеется, не нравилось. В результате разогнали нас.

А как сложились у вас отношения с чиновниками? Вы согласовывали с ними перформансы или попросту брали бутылки водки и пускали их в реку?
Чиновники не хотели с нами связываться. Милиция могла нас заметить и сама тихо убежать. В тот момент, когда я устроил перформанс «Руки», выборы были, и наверняка все думали, что я такую агитационную кампанию вел.

Почему вы к концу 1990-х не уехали вслед за Мизиным в Москву?
Не хотелось на съемных квартирах жить и «Дошираком» питаться, к тому же в начале 1990-х я уже с москвичами поработал, все об этом знал, и мне было неинтересно продолжать. А потом меня стали на Запад активно приглашать: на Роттердамский, Берлинский фестивали, в Кассель. Мне для участия во всем этом необязательно было проходить через Москву.

Вы по тому времени сейчас скучаете?
Нет, сейчас так же весело, как и тогда.

Но с тем, что перформанс остался в 1990-х годах, вы согласны?
Да, причем он самоликвидировался, потому что Госдума делала перфомансы гораздо более интересные, нежели какой-то Олег Кулик. К тому же начали организовываться государственные центры современного искусства, денег у них тоже было не очень много: для начала они стали делать перформансы, потому что они малобюджетны. Купят какой-нибудь целлофан и устроят представление. Пропала основательность в перформансе, и он в итоге исчез, остался только в пространстве видео.

Как с видеоискусством в Екатеринбурге теперь обстоит дело?
Оно начало вырождаться, как и перформанс, даже хуже. Раньше видеоарт был дефицитным. Сейчас любой десятиклассник может наделать кучу роликов и запустить их на Youtube.com, поэтому теряется смысл этим заниматься все равно все утонет в общем потоке. И это ситуация в принципе, не только в Екатеринбурге.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>