Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Жизель в смирительной рубашке

Жизель в смирительной рубашке

текст: Виктория Олиферчук
24.03.2010

КартинкаРомантизм неуместен

6 апреля челябинцам предстоит увидеть спектакль, который вот уже более четверти века вызывает жаркие споры в мире хореографии.
Балетная труппа Лионской оперы представит на сцене театра имени Глинки знаменитую «Жизель» шведского постановщика Матса Эка.

Премьера первой версии, поставленной в Стокгольме в 1982 году с труппой «Кулльбергбалет», имела эффект разорвавшейся бомбы.

Малоизвестный шведский парень сумел соорудить нечто экстраординарное, при этом слово в слово пересказав навязшую в зубах балетную сказку.

С тех самых пор балетный мир спорит: имел ли право Эк так вольно обращаться с классикой? Непосвящённые зрители растерянно хлопают глазами при виде простушки Жизели в берете и заношенной кофточке и голого графа Альберта.

Неудивительно: в России, несмотря на все интерпретации, этот балет прочно ассоциируется с классикой. Эк превратил мрачноватую сказку в современную трагедию, где романтизм оказался неуместен.

Я хотел усилить контрасты, рассказал в одном из интервью хореограф. «Жизель» наполнена ими, но они не так явны в классической версии: контраст замка и деревни, высокого и низкого, индивидуума и группы, жизни и смерти.

Я хотел подчеркнуть и выделить второй акт, в котором пробовал показать living death, живую смерть. Жизель фокус этих противоречий, они разрывают её на части. Она не может выдержать и сходит с ума.

К счастью, противоречия и создают человека. Жизель оказывается в сумасшедшем доме, но на этом ничего не заканчивается. Любовь в конечном итоге побеждает смерть.

Пейзанская простушка Жизель далека от тех пасторальных образов, к которым привыкли зрители. Атлетически сложенная, с сутулой спиной, длинными руками, резким профилем, бесшабашная и откровенная, к тому же, по версии хореографа, она уже родилась с «дрейфующей крышей». Абсолютно разрушая все каноны, постановщик оставляет самую суть.

Концептуально я уважаю балеты-первоисточники их музыку и ту сагу, что скрывается за их сюжетами, признаётся Эк . Но, честно говоря, относясь к ним с уважением, я обращаюсь с ними довольно бесцеремонно.
То есть в моём отношении присутствуют оба противоположных начала разрушение и созидание. Я всё должен делать по-своему.

Выпуская на сцену угловатую, нелепую, непосредственную Жизель, постановщик как бы говорит нам: «Смотрите, вот так выглядит подлинное чувство.

Истинная страсть, не скованная приличиями, не всегда выглядит эстетично». Этой Жизели можно всё: задирать юбку, хватать героя за нос, сутулиться, валяться по полу, шевелить босыми пальцами.

Эк любит её за естественность поведения, за открытость и натуральность чувств, за то, что она не похожа на героиню и женщину, а напоминает стихию, явление природы, воздух, ветер.

Она квинтэссенция природы и свободы. Поэтому Альберт, элегантный, как белый рояль в своём белоснежном фраке, не может отказаться от Жизели. Несмотря на явный мезальянс.

Даже предав любимую, он всё равно возвращается к ней, как преступник на место преступления. Их последняя встреча происходит в приёмном покое психушки.

Жизель Матса Эка не умирает, как классический прототип, однако уготованная ей судьба не менее печальна. От полученного потрясения она теряет рассудок и оказывается в психиатрической клинике, населённой современными «вилисами», сменившимиP вуали и длинные пачки наP смирительные рубашки.

Перенос действия в другую эпоху приём весьма распространённый. В «Жизели» Эка мы видим новый век, новый взгляд, новые проблемы и их решения.

Постановка созвучна нашему времени, её можно принимать или отвергать, но в любом случае это надо смотреть. Челябинцам в этом отношении повезло.

До последнего времени только столичные жители могли лицезреть творческие опусы шведского новатора. Благодаря Челябинскому концертному объединению знаменитый балет теперь покажут и на Южном Урале.

Лионская национальная опера один из самых старейших и интереснейших творческих коллективов Франции, новая трактовка «Жизели» пополнила репертуар театра в ноябре прошлого года.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>