При таком минимуме максимума не надо
текст: Алина Казачихина29.03.2010
На сцене театра оперы и балета состоялась премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин».
Премьерный спектакль может выйти по-разному: тихо и почти незаметно для города, удостоившись пары строчек в газетах и полупустого зала, в нормальном режиме, когда на сцену уже несут цветы, хлопают стоя и пару дней обсуждают в кулуарах. Последняя премьера в театре оперы и балета «Лоэнгрин» получилась высшего сорта в зале не продохнуть, «браво» терзало артистов на сцене еще минут десять после окончания спектакля, а зритель уходил в приятном недоумении от увиденного.
Хотя перед началом спектакля многие заранее готовились зевать, поскольку даже великая музыка Вагнера в концертно-сценической версии не казалась собравшимся таким уж захватывающим зрелищем. Обыкновенно формулировка «концертно-сценический» означает, что передвигаться исполнители по сцене будут минимально, костюмы будут скудными, а декорации отсутствуют вовсе.
Не тут-то было! Театр оперы и балета по-хорошему обманул своего зрителя. Если честно, уровень сценографии и оформления постановки поражает. Так и хочется сказать: при таком минимуме максимума не надо! Костюмы героев хотя и схематичные, стали настоящими символами. Каждый, даже тот, кто не в курсе происходящего на сцене, без труда бы разобрался: вот эти в белом с красными деталями «хорошие» (Лоэнгрин и Эльза), эти в черном с красной отделкой «плохие» (Фридрих и Ортруда), а в красно-черном остальные (Король и Глашатай). Смотрелись они, сохраняющие средневековые очертания, внушительно, а мастерская сценография режиссера-постановщика Андрея Сергеева (Москва) и вовсе превратила их в столь эпическое зрелище, что дух захватывало.
Отсутствие декораций тоже впечатляло. Надо суметь, чтобы они настолько эффектно отсутствовали. Вся сцена была задрапирована черным, и только в заднике был вырезан огромный крест. Эту пустоту то подсвечивали контрастными тонами, то задымляли, что вызывало абсолютно мистические ассоциации. Правда, задник оказался не единственным местом, куда закрался крест. Честно говоря, с этим символом слегка переборщили: он сиял с каждого плаща, был поднят как знамя отрядами, использовался вместо меча Смотрим с балкона на «пол» сцены и что же видим? Правильно, крест! Да и не в один слой. Впрочем, это даже не недостаток, а скорее попытка макнуть нас головой во время действия и не дать высунуться на поверхность до конца.
Исполнение было чудесное. Три с лишним часа в сильнейшем напряжении связок (музыка Вагнера не дает расслабиться) стали немалым испытанием для артистов. Если сравнить исполнение того же Лоэнгрина (Федор Атаскевич) или Ортруды (Лилия Пахомова) с репетицией, то можно заметить некоторые недочеты и легкую слабость, что, впрочем, объясняется премьерным напряжением. В целом же все справились со сложнейшим классическим материалом прекрасно: помимо перечисленных и Фридрих (Сергей Гордеев), и король Генрих (Станислав Трофимов), и королевский Глашатай (Александр Краснов). Но особенно хотелось бы отметить прекрасное исполнение и актерскую отработку народной артистки РФ Натальи Заварзиной в партии Эльзы Брабантской. Она определенно покорила публику. Кроме того, все артисты вполне справились с немецким языком, который звучал очень аутентично. Впрочем, это не мешало зрителям понимать происходящее: как было и обещано, русский текст светился для зала с жидкокристаллических экранов.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>