Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Нам помогала природа Чукотки

Нам помогала природа Чукотки

текст: Андрей Кулик
фото: ИТАР ТАСС
02.04.2010

КартинкаРежиссер фильма «Как я провел этим летом» Алексей Попогребский получал белых медведей по съемочному графику.

Сегодня в челябинский прокат выходит фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом», получивший на Берлинском кинофестивале-2010 три награды в двух номинациях: один «Серебряный медведь» достался оператору Павлу Костомарову, два актерам Сергею Пускепалису и Григорию Добрыгину. По регламенту фестиваля должны были вручить приз одному артисту, но актерский дуэт в российской картине заставил жюри отступить от правил.

Название отсылает к стандартной теме школьного сочинения «Как я провел лето», но у слова «провести» есть несколько значений. Можно провести время, а можно провести (обвести вокруг пальца, обмануть) кого-то. В фильме есть и то, и другое, а явно неполная, неправильная конструкция фразы привлекает дополнительное внимание публики. Режиссер Алексей Попогребский в эти дни ездит по России, представляя свою «психологическую драму с элементами триллера» зрителям. Нам удалось пообщаться в Екатеринбурге.

Алексей, приглашая зрителей посмотреть вашу картину, как бы вы кратко сказали, о чем она?
Мои внутренние ощущения лучше всего сформулировал Сергей Пускепалис, исполнитель роли начальника станции: «Фильм о хрупкости человеческой жизни, о том, насколько это чудо жизнь подвержено нашим неосторожным действиям».

Действие разворачивается на полярной метеостанции, на севере Чукотки. Почему именно там?
Будучи городским, московским ребенком, я почему-то много читал книжек про полярников. Не красивую беллетристику типа «Двух капитанов», а документалистику их мемуары, дневники сами в руки попадали, и я, наверное, прочел все, что было издано в Советском Союзе. Меня потрясал их невероятный, запредельный опыт, который в какой-то момент становился бытом. Помню, читал воспоминания спутника Георгия Седова, который в 1912 году предпринял попытку покорить Северный полюс. Экспедиция была подготовлена скверно, и они вмерзли во льды в середине пути. Седов собрал всех в кают-компании и спокойно сказал: «Я думаю, мы здесь зазимуем». У меня, 14-летнего, мурашки пошли по коже и волосы встали дыбом: человек распоряжается еще одним годом своей жизни, а возможно, и жизнью вообще! Так и получилось: они все остались там на три года, а Седов навсегда погиб в 1914 году. Я чувствовал, что на такое не способен. И когда стал заниматься кино, понял, что оно дает мне возможность что-то новое в себе открывать, а прочитанные в детстве эти книги кладезь реальных коллизий и конфликтов, и в сюжете фильма некоторые из них отразились.

Но вы и весь фильм сняли на месте событий. Разве не дешевле было снять там натуру, а потом выстроить декорацию в Москве в павильоне и без проблем, окружив себя благами цивилизации, заканчивать съемки на киностудии? Зачем было мучить и актеров, и себя?
Для меня было принципиально снимать не в павильоне, а на полярной станции. То, что вы видите в кадре, никак не отличалось от того, как мы жили за кадром. Актеры все время ходили в этих костюмах, Гриша Добрыгин ночевал в этой же комнате. Он отчасти прошел путь своего персонажа, много сложного понял про себя и про отношения с людьми. Когда я уже выбрал место съемок, выяснилось, что Сергей Пускепалис девять лет в детстве жил на Чукотке. Когда он надел костюм, то слился с пейзажем. Нас в съемочной группе было 20 человек, и каждый вспоминает эту трехмесячную экспедицию летом 2008 года как момент истины в своей жизни.

В самом начале фильма герой Добрыгина, Паша, замеряет радиацию, которая исходит от непонятного объекта. Что это такое? Вы придумали или действительно это радиоактивное сооружение там имеется?
Все взято из жизни! Нам это кажется сюрреализмом, а люди там так живут, это их повседневность. Данный агрегат называется РИТЭГ радиоизотопный термоэлектрический генератор. Их по Северу сотни оставила советская система нам в наследие. В каждом из них запаяна капсула с радиоактивным материалом, который распадается в течение 30 лет, это такая ядерная батарейка. Сегодня они представляют реальную угрозу экологии и жизни человека, зафиксированы случаи, когда люди гибли от их радиоактивного воздействия. Там, где мы снимали, их было четыре слава богу, в более-менее исправном состоянии и не очень сильно фонили. Из нескольких сотен РИТЭГов, отслуживших свой срок, увезли для утилизации пока штук 10.

Техническое оснащение метеостанции действительно такое допотопное, как в фильме?
То, что вы видели, на том люди и работают. У нас в рабочем съемочном материале есть такой момент: из-за того, что подошел срок, выходит из кадра наш актер, на его место садится местный полярник.

В фильме это понятие «срок» не раз звучит. А сколько это времени на самом деле?
Четыре часа. Каждые четыре часа дежурный метеоролог должен выйти из дома, снять показания с термометров, гигрометров и прочих приборов и передать по рации. И неважно, что там происходит за порогом, полярная ночь, пурга, белые медведи Каждые четыре часа метеорологи снимают показания. У нас в фильме «срок» более абстрактное понятие.

Начальник станции говорит практиканту: «Жили тут два геофизика. Так вот, однажды от того, который хитрил, осталась дырка в потолке потому что здесь серьезно». И мы видим дырку
Дыра в потолке та самая, реальная дыра, история не придуманная. Когда человек изолирован и предоставлен власти стихии, происходят драматические и даже трагические коллизии. Этот случай произошел восемь лет назад.

Полярники, посмотрев фильм, что сказали?
Они его еще не видели, но не думаю, чтобы они к чему-то придрались, как это было, например, с фильмом «Экипаж», который летчики смотрели просто как сказку, не имеющую отношения к жизни. У нас не сказка все, что есть в кадре, есть в реальности. Одна копия фильма из 105 напечатанных поехала на Чукотку, а когда выйдет DVD, я его обязательно пошлю на полярную станцию.

На DVD будет та же версия, что и в прокате? Или, как это сейчас модно, вы представите какую-нибудь «альтернативную», «режиссерскую», «полную» версию?
Я очень долго монтировал мы привезли из экспедиции много материала.PНо то, что в итоге получилось, и есть единственный вариант, он будет и на диске, и по ТВ. Однако на DVD непременно будут бонусы, в том числе замечательный фильм о фильме. В нашей группе работали два режиссера-документалиста: во-первых, оператор Павел Костомаров известный режиссер-документалист, во-вторых, оператором фильма о фильме был не менее известный режиссер-документалист Александр Расторгуев. Из 70 часов материала о том, как мы там жили и работали, они сделали фильм на час 15 минут.
Есть замечательный фильм о фильме, который не был снят «Потерянный в Ла-Манче». Это о том, как Терри Гиллиам начал снимать «Дон Кихота», и на него ополчилось все мироздание. Подробно показывается, как он два месяца готовился, все с любовью делал, но на третий день съемок говорит: «Наверное, мы не снимем этот фильм». У нас что-то вроде «Потерянного в Ла-Манче», с той только разницей, что мы свой фильм сняли
И еще в бонусах на DVD, думаю, будет что-то из 20 часов съемок полярной природы, которые не могли войти в фильм. А вот удаленные при монтаже сцены они потому и удалены, что их в фильме быть не должно, так что не знаю, надо ли их давать на DVD.

Северная природа капризна и коварна, могла ведь и пурга на месяц зарядить или туман, и тогда бы ваша экспедиция закончилась ничем. Но впечатление, что погода была по вашему заказу
Когда мы туда прилетели, я повесил на стену такую «простыню», где было 74 квадратика 74 эпизодика (в окончательном варианте фильма их 67). Каждый квадратик имел меточку, какая погода должна быть. Причем снимали мы хронологически, так, как разворачиваются события на экране, хотя обычно снимают не по порядку техника, объекты, разные организационные сложности диктуют, что когда снимать. Я же сценарий отложил в ящик, с вечера переписывал по своему новому ощущению сцену и давал актерам. Гриша Добрыгин вообще не читал полностью сценарий пластика его характера эволюционировала по ходу съемок.
Природа не только соответствовала графику она уточняла его и помогала невероятно! Буря случилась именно тогда, когда была запланирована. Последний план-кадр фильма сделан с минимальным участием компьютера: мы неделю сидели с оператором в охотничьем домике и снимали, как солнце садилось, вставало, как пошел снег. То, что было задумано, природа нам продемонстрировала. Вертолет у нас был проплачен на 14 рабочих смен, и мы ни разу не могли его использовать, поскольку город Певек, где вертолетная база, отделен горной грядой, сильная разница в погоде, и вертолету все не давали вылет. Но я не очень расстраивался мы обходились как транспортом вездеходом. Вертолет в кадре должен был появиться только через две недели. И в тот самый день, когда его надо было снимать, установилась летная погода! А когда я уже думал, что медведей, написанных в сценарии, придется рисовать в Москве на компьютере, и медведи появились и отлично у нас «снялись»!

А что значит «природа уточняла»?
В сценарии об одной из первых сцен сказано: «Они сливают из ржавых бочек топливо, парень нервничает». Перед Гришей стояла психологическая задача сыграть это состояние раздражения. Сначала снимать не могли несколько часов шел дождь. А когда начали, из тундры прилетели миллиарды комаров, которых до этого не было. И случилось то, что я так люблю психология пришла из внутреннего плана во внешний: парень бьет на себе этих комаров. А Сергею я дал задание: «Тебя комары не кусают». И они его действительно не кусали, он, спокойный, контрастировал с нервным Гришей, который сражается с комарами.

Поскольку полярники были кумирами вашего детства, вы, наверное, имели о них романтическое представление. Приехав на Чукотку, нашли там романтиков?
Я пишу первый вариант сценария голую конструкцию, без привязки к реалиям. Первый вариант «Коктебеля» я написал, еще не побывав в Коктебеле, потом приехал туда и обнаружил массу деталей, который отлично уточнили сценарий. Так и тут: сначала я написал структуру, потом в 2007 году мы с оператором и художником поехали на полярную станцию. Я думал, что встречу там персонажей наподобие Высоцкого из фильма «Вертикаль». А там сидят нормальные мужики. Начальник моего возраста, из города Алексин Калужской области, такой хозяин, там же его жена работает. Он явно пришел в эту систему с ощущением романтики, но сейчас для него главное им худо-бедно что-то платят, там особых трат нет, и они смогут накопить на квартиру в Алексине. А есть человек с обратной ситуацией.
В 1960 году вернулся из армии, не знал, чем заняться, и пошел в полярное училище. Полгода там проучился, его направили на станцию, и он потом по полярным и таежным станциям прошел всю свою жизнь. Вышел на пенсию, попробовал жить в городе не получилось, вернулся на станцию. То есть стал он полярником без всякой романтики, но теперь это его образ жизни, другой он не представляет. Жить там дико сложно. Наверное, культура северных народов так отличается от нашей потому, что они живут в какой-то гармонии с миром. Человек западной цивилизации, наверное, не должен там находиться. Мы провели там лето и кусочек осени это ничто по сравнению с тем, чтобы там прозимовать. Не уверен, что я нормально бы выдержал зимовку.

Григорий Добрыгин публике известен как исполнитель главной роли в фантастическом боевике «Черная молния», в котором снялся после вашей картины, но та лента раньше вышла в прокат. Вы ее видели?
Нет, но слышал, что актерам там делать особенно нечего, сплошныеPспецэффекты. А Гриша парень с наполнением, мне с ним было очень легко. Он родился на Камчатке, учился в балетном училище, потом в духовной семинарии, сейчас доучивается в РАТИ. На днях его приняли в труппу театра «Современник», с чем я его горячо поздравляю. Он очень интересный актер.

В титрах всех трех ваших фильмов значится фамилия Пускепалис: в «Коктебеле» Глеб, в «Простых вещах» и «Как я провел этим летом» его отец Сергей. Надо полагать, и в следующем фильме без Пускепалиса не обойдется?
Вообще-то в главной роли там должна быть девушка. Но, наверное, Сергей может там появиться в камео какого-нибудь сантехника, допустим, сыграет.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>