Чехов под гоголевским соусом
текст: Алина Казачихина08.04.2010
СегодняPв Челябинском театре кукол играют премьеру «Человека в футляре».
Челябинские премьеры, посвященные чеховскому юбилею, начались в 2009 году с «Чайки» Камерного театра. Сегодня театр кукол вместе с молодым московским режиссером Алексеем Смирновым внесет свою лепту: для взрослых (или почти взрослых) зрителей покажут премьеру «Человек в футляре».
Живет на свете педант и зануда учитель греческого языка Беликов. Терроризирует родную гимназию и весь город. Куда ни обратит внимание, везде углядит что-то подозрительное: и катание на велосипедах занятие неоднозначное, и спектакли удовольствие сомнительное. На любую инициативу одна реакция «как бы чего не вышло». Его девиз: «Если не разрешено, то и не стоит».
Режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов увидел в Беликове большее. Его герой получился тонким и чувствующим. Он романтик, зачитывающийся древнегреческими историями, живущий миром эллинских мифов. Что же сделало из мечтателя сухаря? Об этом рассказывают мистические сны Беликова. То его подминает колеса гигантского велосипеда, которых герой панически боится, то его увлечение греческой литературой высмеивают одноклассники. И вот это уже простая история об идущих из детства комплексах и фобиях. На зависть старику Фрейду.
Все вокруг Беликова мечтают выделиться: в маленьком городе вызывают духов, цитируют страницами Пушкина, интригуют. Тем не менее не могут перестать быть серой массой. А несчастный Беликов, пытающийся спрятаться в футляр обыденного, выстроить стену из «так положено» и «так делают», не может скрыть свою необычность. Даже посредственность из него выходит экстраординарная.
Действие начинается с раскачивающейся колыбели, в которой спит будущий учитель греческого. Такая апелляция к детству героя напоминает начало гоголевской «Шинели». Да и гротескные сны, мистические сцены с ироничным духом Байрона, к примеру, это скорее Николай Васильевич, чем Антон Павлович. Можно сказать, блюда из Чехова приправили Гоголем.
Так бы спокойно и жил наш герой в футляре, если бы не блажь окружающих чтобы Беликов успокоился, его нужно женить. Тут в несчастном учителе греческого разворачивается поле битвы между мечтателем и занудой. Битва столь мучительная, что Беликов ее не перенесет и окончательно спрячется в самый надежный футляр, который может быть у человека, гроб.
На сцене классический «черный кабинет». Яркими будут только куклы и некоторый реквизит. Игра света, теней, дыма и предметов даст тот мистический эффект, которого добивался режиссер.
Если главный герой получился не совсем в духе Антона Павловича, то остальные куклы как раз вполне чеховские. Это типажи, над которыми можно иронизировать: уездные сплетницы и карьеристы, недалекие домоседки и невежи. Некоторые даже «перебирают»: так, у Чехова Варенька, предмет неудачного ухаживания Беликова, нежная простая девушка, а по версии Смирнова «прекрасная няня» даже из большей провинции, чем Мариуполь. Воплощают эти характеры не только куклы, но и актеры: Николай Архипов, Федор Псарев и Андрей Дрыгин, Наталья Балдина, Галина Ульянова, Александр Малышев, Арина Жарикова, Марианна Тарасова, Ринат Загидуллин и Елена Дрыгина.
Хитросплетения мифических снов и психологических подтекстов образуют лабиринт, в котором нетрудно заблудиться. Впрочем, спектакль еще будет видоизменяться.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>