Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Сочинитель фотографии

Сочинитель фотографии

текст: Анастасия Богомолова
фото: автора
05.05.2010

КартинкаЧелябинский фотохудожник Сергей Жатков о природе своих снимков, цифровом буме и собственной ретроспективной выставке.

Композиции Жаткова, представленные на открывшейся в галерее «ОkNо» выставке «Пространство времени», в большинстве случаев невозможно назвать «просто фотографией» скорее фотографическими полотнами. Они в определенном смысле подобны тем снимкам, что еще в начале прошлого столетия делал, к примеру, Эдвард Стайхен, автор «Озера в лунном свете» одного из пяти самых дорогих кадров в мировом искусстве. Как и многие его современники, он собственные работы ставил в зависимость от традиций живописи и графики. И фотографии Сергея Жаткова, начавшего свои эксперименты в 1980-х, исповедуют, в сущности, ту же тесную связь с изобразительной культурой. Разведенные по двум залам галереи современного искусства (в одном ощущается наследие абстрактной графики, в другом импрессионистских холстов), снимки челябинского фотохудожника многослойны и в техническом отношении (для компоновки одного отпечатка автор зачастую использует несколько кадров), и в содержательном.

КорреспондентуP«Челябинского Рабочего» Сергей ЖАТКОВ рассказал о том, почему он ищет выход за пределы фотографии.

Для выставки были отобраны снимки из ваших старых серий. Изменилось ли ваше восприятие их с течением времени?
Изменилось, пожалуй, не отношение к ним, а к тому, что происходит вокруг снимков, как их воспринимают другие. О некоторых фотографиях мне говорят такие вещи, которые я и не подразумевал, когда их делал.

А как долго вы с фотокамерой в руках?
Я стал фотографировать еще в школе. В 12. Буквально тогда же я сделал снимок, который примерно через семь лет, когда я уже стал студентом, был напечатан в газете «Челябинский рабочий». Я рулонами приносил Евгению Ивановичу Ткаченко свои пленки.

Из чего складывалось ваше фотообразование?
Во-первых, на меня повлияла классическая живопись и графика. Во-вторых, многочисленные художественные альбомы. Из фотографов на меня оказали влияние первые челябинские авторы, а позже и мировые имена. Вообще в те времена не существовало таких лиц в фотографии, которые были бы близки мне изобразительно.

Мне кажется симптоматичным то, что, говоря о влиянии на себя, вы сразу упомянули живопись. В ваших фотографиях очень чувствуется связь с ней. Это принципиальная художественная позиция?
Не думаю, просто во мне это все заложено. Я не склонен к тому, чтобы ломать самого себя. Я ушел от чистой, буквальной фотографии, исключил свойственные ей случайности. Поэтому мои снимки теряют документальность, по ним трудно сказать о времени и месте, где сделан кадр. Мои фотографии это не факт. Если их перевести в графический формат, то из них все выхолостится, останутся только линии и пятна, только композиция без каких-либо случайностей. А это выход из фотографии совсем. Почти с самого начала я пытался делать такие вещи, которые бы оказались более долговременными, чем репортаж.

Стоп. По-вашему, репортаж недолговечен?
Я имел в виду другое. Убирая конкретику, я стараюсь создавать обобщенные образы: яблоко как плод вообще, мужчина и женщина не как обозначение половой принадлежности, а как человек в целом. Репортаж же всегда является носителем большого количества информации о месте, времени и участниках съемки.

К стоковой фотографии (изображениям на определенную тематику, которые используются в качестве иллюстрации или рекламы прим. автора) вы тоже обратились по той причине, что она создает обобщенные характеры?
Не поэтому, но стоковая фотография действительно в идеале должна быть такой, и тогда только она будет наиболее востребованной. Вообще же когда организовывался «Press Foto» (один из крупнейших банков цифровых изображений России), меня пригласили туда работать, и уже четвертый год я там ведущий фотограф.

В нашей стране к фотостокам довольно пренебрежительное отношение: все ими пользуются, но никто не любит.
Это мы не доросли.

А что нужно сделать, чтоб доросли?
В стоковой фотографии ничего особенно нет, это просто один из видов рекламной съемки, и спокойно надо к ней относиться. Фотография в газете или журнале тоже делается для определенного рода рекламы, для продажи информации. Почему-то к этому мы хорошо относимся, а к стоковой фотографии плохо. Ведь это тоже информация, просто с другим лицом. Людям же нужны разнообразные изображения: журнальные, художественные, любительские да какие угодно.

По сравнению с 1970-ми, к примеру, сегодня гораздо сложнее удивить потребителя фотографии. Существует определенная визуальная пресыщенность. Как с этим жить фотографу?
А очень легко: или завоевывать вершины в известных направлениях и темах, или же делать только свое, находить себя и быть более долговечным, неповторимым.

С того момента, как вы стали заниматься фотографией, в этой сфере много чего произошло. Цифровой бум, прежде всего. Как вы пережили эти перемены в профессии?
Не без проблем, но с удовольствием. Цифровой век это все-таки более управляемый процесс создания фотографии. До сих пор еще не превзойдена пленка, но со временем и это произойдет, причем не только в отношении качества, но даже в плане передачи чувства «настоящего». Непревзойденным останутся только руки и идея человека.

А цифровой бум означает для вас желание человека завоевать фотографию, которая изначально была чем-то неконтролируемым, возникающим где-то в темноте черного ящика?
Означает ли это падение фотографии с высоты? Не думаю. Люди всегда стремятся к тому, чтобы их быт улучшился. Придумали сначала сковороду обычную, потом с антипригарным покрытием, но суть осталась же одна: главное хорошо приготовить продукт. В фотографии то же самое.

Сейчас благодаря доступной технике снимают почти все. При отсутствии фотографической культуры может ли это в конце концов обесценить фотографию?
Нет, чем больше будет людей фотографировать, тем лучше. Каждый человек, взявший фотоаппарат в руки, может, думает, что хочет снять своего знакомого или близкого, но ничего не подобного! Он, не понимая этого, желает реализовать свои потребности эстетические, он идет к искусству. И меня это радует. Правда, есть другой аспект: многим молодым фотографам не плохо бы пообщаться с теми, кто уже что-то умеет. Сейчас не хватает людей, которые бы хотели достичь в фотографии конкретных высот.

Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова говорит, что сегодня многие авторы занимаются накопительством снимков, даже не находят времени все отсмотреть. Вы наблюдаете в профессии подобное исчезновение значимости процесса выбора художественной информации?
Это нормальный процесс. Сегодня этапом осознания того, что фотограф сделал, занимаются уже другие люди (фоторедакторы), которые снимки трансформируют в нужный продукт: газетный материал или рекламу.

То есть тщательный отбор, каким, например, занимался Картье-Брессон, теперь и не нужен, потому что есть посредники?
По сути, да.

А сами вы тоже накапливаете снимки?
Я всегда архивировал свои фотографии, они у меня находились в памяти и со временем подтягивались друг к другу, складывались в картинки, то есть я реализовывал их. Я всегда был не просто накопителем, но и сочинителем своих композиций.

Выставка Сергея Жаткова «Пространство времени» открыта в галерее «ОkNо» до 13 мая.

СПРАВКА:

Сергей ЖАТКОВ, член Союза фотохудожников России (1991).
Работает в жанрах художественной, театральной, рекламной фотографии. Автор 20 персональных выставок. С 1980 года участник общероссийских, областных и городских выставок, зарубежных фотосалонов, международных проектов. С 2006 года ведущий фотограф банка цифровых изображений «Press Foto».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Обзор прессы

24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов

Все статьи раздела Обзор прессы >>