Как из человека сделать борца
текст: Айвар Валеев17.05.2010
Субботний митинг-концерт в защиту органного зала с предысторией.
В субботу, как и планировалось, на Алом поле в Челябинске прошел митинг-концерт против решения губернатора М. Юревича передать церкви органный зал (бывший Храм Александра Невского).
В поисках сцены
Под так называемым «мазволеем Ленина» до сих пор собирались на свои митинги коммунисты. Здесь же всегда стояла деревянная сцена, принадлежавшая местному отделению КПРФ. В субботу она должна была стать концертной площадкой для десятка групп и музыкантов, которые прошли «кастинг» у Владимира Хомякова. Однако «коммунистическую» сцену за три дня до концерта вывезли под покровом ночи. Кто вывез и почему вдруг остается загадкой. Пришлось ставить новую, с тентом от солнца, который, кстати, прикрыл бюст Ленина. Так же в спешном порядке организаторы митинга нашли фирму, обеспечивающую звук. Искать пришлось в Екатеринбурге: три челябинские фирмы помогать даже за деньги митингующим отказались.
К трем часам возле сцены собралось около трехсот активистов «Общественного комитета по защите челябинского органа». Поодаль дежурили несколько милицейских машин. Заглянул «на огонек» вице-губернатор Олег Грачев видимо, чтобы воочию убедиться в отсутствии бунта.
Концерт начался с голоса челябинского органа. Это была запись фантазии соль-мажор Баха в исполнении Владимира Хомякова. Затем на сцену поднялся Игорь Паращук, известный джазовый саксофонист из Екатеринбурга, не раз выступавший в органном зале вместе с Хомяковым. Эстафету продолжили также екатеринбуржцы фолк-группа «Райдо» показала, как уместна бывает на уличной сцене кельтская арфа и флейта. В продолжение концерта публика услышала барда Александра Деревягина, группы «Гардарика», «Записки на манжетах» и «Система».
«В короткий срок»
Вообще, историю этого митинга нужно начинать с первых дней после сенсационного заявления Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, сообщившего о том, что Михаил Юревич (тогда только предложенный президентом на роль губернатора области) пообещал «в короткий срок» передать здание органного зала церкви. Спустя несколько дней в социальной сети «ВКонтакте» возникла группа «В защиту челябинского органа». А через неделю после приезда патриарха Кирилла в Челябинск самые активные члены группы встретились «в реале». Итогом встречи стало создание «Общественного комитета в защиту челябинского органного зала». Тогда же и было принято решение выйти на митинг.
История повторялась. В 1992 году православные активисты требовали вернуть Храм Александра Невского местной епархии и вынести оттуда «католический» инструмент. Тогда многочасовое стояние «стенка на стенку» возле дверей органного зала, да еще в 20-градусный мороз (дело происходило зимой) едва не переросло в потасовку. Накал страстей удалось снять благодаря действиям областной власти во главе с губернатором Петром Суминым. Позже, во время визита в Челябинск покойного ныне предстоятеля РПЦ Алексия Второго якобы даже было заключено что-то вроде джентльменского соглашения. Область строит два новых храма, взамен руководство РПЦ не требует возвращения Храма Александра Невского
То, что приводит к аллергии
Слава прогрессу, теперь самые жаркие споры происходят в Интернете.
Число членов группы защитников органного зала «ВКонтакте» уже спустя два дня достигло трех тысяч. А к моменту концерта перевалило за пять тысяч человек. Параллельно с движением молодежи выступили представители творческой интеллигенции. Они написали открытое письмо против переноса органного зала.
Для Владимира Хомякова это стало приятной, но обязывающей неожиданностью. В первую очередь, активность молодежи. Знающие Хомякова люди и предположить не могли, чтобы этот спокойный интеллигентный человек мог бы стать борцом. Именно искренность молодых челябинцев, которые советские годы знают по учебникам и фильмам, подтолкнула солидного музыканта к активным действиям.
Собственно, эта активность до поры ограничивалась исключительно просветительской деятельностью. Кто-то из членов группы написал, что благодаря всей этой истории челябинцы стали самими продвинутыми жителями России в органной теме. Молодые люди, вставшие на защиту органа, не столько, быть может, являлись поклонниками этого действительно уникального инструмента, сколько были шокированы безаппеляционностью нового губернатора. И еще, очевидно, озадачены напором РПЦ и конформизмом местных политиков. Интересно, что именно студенческая молодежь зачастую становится активной политической силой, когда лицемерие старших зашкаливает.
Меж двух жерновов
Вскоре, однако, Владимиру Хомякову пришлось стать не только экспертом, но и включиться в процесс подготовки митинга.
Во-первых, новые власти стали давить. Активист «Общественного комитета» студент Иван Надеин был вызван на профилактическую беседу в органы правоохраны. Подписантов «Открытого письма интеллигенции» Олег Грачев обвинил в экстремизме, а это теперь уголовная статья. Инициатор написания этого письма Ирина Аргутина от переживаний попала в больницу. За самого Хомякова принялись СМИ, так или иначе зависимые от «команды Юревича». Если говорить мягко, то это были неуважительные материалы. Наконец, в один прекрасный день филармоническое начальство намекнуло органисту, что было бы хорошо, если бы он написал заявление. Доверять команде губернатора становилось все сложнее
Во-вторых, не секрет, что у Михаила Юревича есть политические оппоненты. И разумеется, конфликтная ситуация вокруг органного зала еще один повод жестко критиковать как нового губернатора, так и нынешнюю власть в целом. Оппозиционеры предложили Хомякову помочь в приглашении на митинг известных противников режима Бориса Немцова и Виктора Шендеровича. Пришедший на субботний митинг-концерт политолог Александр Подопригора заметил, что мероприятие могло быть более многочисленным, если бы оно было бы «против Юревича». Однако Владимир Хомяков и его новые соратники приняли решение: «Обойдемся без политики и Шендеровича». Интернет-дискуссии модераторы группы стали еще жестче отслеживать на предмет излишней эмоциональности и некорректных реплик в адрес церкви.
Итоги акции
Для новой власти в регионе любое уличное проявление недовольства было бы очень некстати. В Кремле могли быстро разочароваться своим выдвиженцем. Как это случилось в Екатеринбурге. Там буквально двумя неделями раньше общественность активно выступила против решения также вновь назначенного губернатора Владимира Мишарина передать местной епархии площадь в центре города под строительство нового храма. На улицу вышли более шести тысяч человек.
Челябинский митинг не стал таким массовым. С учетом приходящих-уходящих, на нем побывало, по оценкам журналистов, около тысячи человек. Однако организаторы митинга довольны. Сюда никого не завозили на автобусах, не снимали студентов с лекций, ничего хорошего не обещали. А даже и напротив. В частности, труженики филармонии и некоторых вузов получили наставление от начальства «не участвовать». Они и не стали. К тому же в по-летнему жаркий выходной день многие горожане, как водится, выехали на природу. Наконец, Челябинск, в отличие от Екатеринбурга, город с менее глубокими традициями самосознания
В субботу на Алом поле не было громких обличительных речей: в перерывах между выступлениями музыкантов ведущие читали письма поддержки. В том числе и новое письмо от органостроительной фирмы «Герман Ойле», которое по факсу получил Владимир Хомяков накануне. Мастера, хранящие в течение нескольких веков традиции создания этих удивительных и весьма технологически сложных инструментов, предупреждают, что перенос органа в новое помещение заставит навсегда забыть его аутентичное звучание
В ходе митинга-концерта продолжился начатый ранее сбор подписей в защиту органа. К вечеру субботы их количество перевалило за восемь тысяч. Для достоверности каждый из подписантов оставлял и свой домашний адрес. Теперь подписные листы будут отправлены президенту Д.А. Медведеву.
Сам концерт прошел спокойно. Зная, что в Кузбассе 15 июня объявлен траур в связи с массовой гибелью шахтеров, организаторы концерта решили, что веселых и заводных песен не будет. Публика также вела себя достойно. Руководивший действиями подчиненных замначальника УВД города Александр Новиков был в штатском, и если что и беспокоило его, так это палящее солнце. Даже пьяных почти не было. Исключение два явно чужих мужичка бомжеватого вида. Они расположились на лужайке перед сценой и пьяно паяснисчали. Когда Владимир Хомяков попытался с помощью милиции их «попросить», девушка-репортер «31 канала» (входит в медиа-холдинг М. Юревича) загорелась идеей взять у них интервью
Милиционеры также задержали двух молодых людей, раздававших публике газету неизвестного никому из защитников органного зала движения «Армия русского сопротивления», прописанного в Златоусте.
Самое драматичное событие произошло с самим Хомяковым. После совместного выступления с группой «Система» он неудачно спрыгнул со сцены и вывихнул палец на ноге. Как настоящий мужчина, Владимир Викторович не сразу заметил «ранение». «Скорая», вызванная друзьями, оказала ему помощь. А вечером наш знаменитый органист, превозмогая боль, дал концерт в органном зале.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>