Автопробег «Пекин-Париж» прошел через Златоуст
текст: Владимир Толкач, краевед30.06.2010
Недавно мой знакомый Сергей Волокотин нашел в Интернете информацию о первом в мире автопробеге «Пекин-Париж».
Оказалось, одним из пунктов маршрута был Златоуст. Информация во всемирной паутине сопровождалась старинной фотографией, сделанной французским экипажем. На ней запечатлены принадлежащий французским гонщикам автомобиль на одной из златоустовских улиц.
В январе 1907 года парижская газета «Матэн» опубликовала такое обращение: «Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Маршрут длиной в 16 тысяч километров! Награда победителю 100 000 франков!!!»
Этот газетный призыв телеграф разнес по всему миру. Принять участие в автомобильном сверхмарафоне поначалу изъявили желание 25 гонщиков со своими экипажами, но к началу старта их осталось только пять.
Организаторы предложили стартовать не в Париже, а в Пекине, чтобы в столице Франции с триумфом встретить победителя. Так и сделали.
Под 1 в пробеге участвовал экипаж на автомобиле типа «Итала», специально подготовленном к длительным гонкам. Его масса в снаряженном состоянии составляла две тонны. Возглавлял экипаж 36-летний итальянский князь Боргезе самый богатый в то время человек в Италии. Помощником у него был механик Этторе Гуицарди. С ними ехал пассажиром журналист Луиджи Барзини, благодаря которому мир узнал о подробностях сверхмарафона. Об этом автопробеге он также рассказал в своей книге.
Голландию представлял автомобиль тамошней фирмы «Спайкер», весивший со снаряжением 1400 кг. Водитель-француз уговорил владельцев автомобильной компании в обмен на бесплатную рекламу предоставить ему машину для пробега. Вместе с ним также был журналист.
Францию представляли два экипажа на автомобилях «Де Дион Бутон». Каждая из них в снаряженном состоянии имела вес 1400 кг. Пятым в соревнованиях участвовал трицикл «Конталь», изготовленный во Франции и весивший с экипажем и вещами 700 кг.
Все названные экипажи с автомобилями до Шанхая доплыли пароходом, а до Пекина добирались уже своим ходом.
Утром 10 июня по новому стилю под звуки трубачей французского посольства колонна гонщиков отправилась в многодневный путь. Толпа китайцев с изумлением смотрела на невиданные экипажи.
Маршрут пролегал через города Российской империи Иркутск, Красноярск, Омск, Петропавловск, Курган, Златоуст, Бирск, Елабуга, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Москва, Смоленск, Борисов, Брест. Не счесть трудностей, которые пришлось претерпеть участникам автопробега! Все было на их пути: ущелья и перевалы, пустыня Гоби, где экипаж 5 сошел с дистанции. Трицикл оказался абсолютно непригодным для гонки по пескам, он попросту рассыпался.
Экипаж 1 первым пересек российско-манчжурскую границу в районе старинного города Кяхта. В Иркутске, куда итальянцы прибыли вечером 18 июня, им был оказан радушный прием. На отдых экипаж «Италы» остановился в доме купца Родионова, где собралась вся знать города. Обилие яств на столе поражало воображение, а вино лилось рекой. Князь Боргезе был восхищен русским гостеприимством. На следующий день состоялось всенародное чествование итальянцев. А 20 июня, в 11 часов дня, экипаж продолжил путь. Остальные участники автопробега прибыли в Иркутск лишь через два дня. Поскольку им нужно было догонять лидера, они покинули город уже на следующее утро.
Дорога на запад постепенно становилась лучше и суше. У автомобилей менялись в основном шины, которых хватало на несколько тысяч километров.
Переход по Сибири и Уралу длился почти две недели. Для преодоления вязкого грунта пришлось применять цепи: их надевали на колеса. Цепи изрядно подтачивали деревянные ободья и спицы. Разбухшие от луж и грязи спицы, высыхая на солнце, начинали свободно болтаться в своих пазах. Их периодически приходилось поливать водой.
Преодолев немало труднопроходимых участков, лидирующая в гонке «Итала» прибыла 27 июля в Москву, жители которой тепло и сердечно встретили итальянский экипаж. В четыре часа утра 31 июля он отправился в дальнейший путь. Автопробег, длившийся с 10 июня по 10 августа 1907 года, финишировал в Париже.
Победителей встречали цветами и грандиозной овацией. Лишь спустя 12 дней на автомобиле «Спайкер» в Париж прибыл экипаж 2. В пути у них случилась серьезная поломка, в результате которой автомобиль на неделю выбыл из гонки. А две французские машины «Де Дион Бутон» (экипажи 3 и 4) финишировали еще неделю спустя.
В газетах и журналах того времени публиковалось много фотографий, снятых участниками автопробега. На снимке, сделанном французами в Златоусте, справа видна часть улицы Большой Ветлужской (ныне П.П. Аносова) с автомобилем марки «Де Дион Бутон» на грунтовой дороге. Слева скалистый склон горы Косотур с хвойным лесом.
С тех пор прошло более 100 лет, многое изменилось. Дорога, ведущая к плотине, уже не грунтовая, а асфальтированная. Нет на горе хвойного леса. Но скалы все те же, да и деревянные дома, запечатленные на фотографии, еще стоят. ОниP свидетели событий вековой давности.
P.S. В 2007 году состоялся автопробег ретро-автомобилей «Пекин-Париж», посвященный столетию первого в мировой истории автомарафона. Его маршрут не совпал с первым ралли, и многие пункты, в том числе Златоуст, остались в стороне.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>