Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Свой своему поневоле брат

Свой своему поневоле брат

текст: Xavier
18.11.2004

Меняются лица
на морды и рыла,
Руки - на лапы с когтями,
копыта и крылья
«Горячее время», Каста

Из немецкого плена бегут трое бойцов Красной армии. Политрук (Хабенский), Чекист (Гармаш) и Снайпер (Евланов). Они не герои. Они и сдались-то сами, переодевшись в гражданское. Однако во время конвоирования выясняется, что буквально в трех верстах родная деревня Снайпера. Появившись в деревне, они находят убежище у отца Снайпера. «Батя» (Ступка) человек битый судьбой. Раскулаченный и сосланный в Сибирь, он сумел вернуться и зажить новой жизнью. Когда на Псковщину приходят немцы, обида на советскую власть вкупе с просьбами односельчан заставляет его согласиться на должность старосты. И вот этот человек встает перед выбором убить или укрыть беглецов. О сыне, понятно, речь не идет, сын - свой. А остальные двое?PP

В июне этого года фильм Дмитрия Месхиева «Свои», поставленный по вышеизложенному сценарию Валентина Черных, получил «Золотого Георгия» на ММКФ-2004. С тех пор весь околокинематографический РунетP и тем паче печатные издания бьются в пароксизмах пафоса. Скупые слезы патетики не высыхают на лицах критиков и рецензентов. Все говорят о «новой войне», «трудном нравственном выборе», «абстрактности добра и зла» и прочих благоглупостях.P

По сути же, вопрос, поставленный режиссером, банален и прост. Как банальны и просты все самые важные вопросы в этой жизни.

Ответить, правда, сложнее. Но все мы отвечаем на этот вопрос постоянно, и мне непонятен звучащий в голосах критиков надрыв, словно режиссер открыл им глаза. Что за нарочитая наивность?

О «новой войне» Не знаю, как вы, а я себе войну представляю именно такой. Быт и рутина, только грязнее и жестче, чем мирная жизнь. Здесь нас держат мораль и законы, которые на войне неизбежно ломаются. Но никуда не пропадает стремление вкусно пожрать и повалять девку. И в спины стреляли, и глотки резали, и старые счеты сводили Образ русского солдата бессеребренника, постоянно готового на самопожертвование, уже давно не актуален. С Константина Симонова, а то и со времен Осляби и Пересвета. Не актуален, ибо не соответствует действительности.P

Занявшие Варшаву солдаты Суворова расхаживали по городу, насадив на пики польских младенцев. Так было. Так зачем закрывать на это глаза, а потом старательно притворяться, что Месхиев сказал что-то новое, да еще «плюнул в лицо ветеранам»?

К счастью, эта полуистерическая шумиха ни в коей мере не портит удовольствия от просмотра самого фильма. А фильм удался. Сразу хочется сказать, что это не фильм о войне. Война здесь лишь декорация, в которой разворачиваются события и кипят страсти. Только если во времена Шекспира декорации были табличками с надписями «Лес» или «Замок», то здесь все абсолютно достоверно. «Лес» - это ветви, хлещущие бегущего по лицу и налипшие на подошвы хвоинки. «Болото» - это сапоги, полные воды и чавканье шеста, уходящего глубоко в черную жижу. «Сарай» - это скрип досок под ногами и падающий сквозь узкое окно луч света, от которого хочется чихнуть. И в этой достоверности истоки силы Месхиева.

«Свои» - не фильм о войне, и этим сильно напоминает «Кукушку» Александра Рогожкина. Однако Месхиев не скатывается до пошлой метафоричности, а говорит «в лоб». Главная черта фильма простота. Но это та простота, которая граничит с мудростью. Ничего лишнего.P

Даже убийство и смерть Месхиев показывает предельно натуралистично, не опускаясь при этом до смакования «Чистилища». Хотя человеческое мясо, наматываемое на танковые гусеницы, присутствует и тут. Но Месхиев не чувствует себя вправе осуждать убийство. Оставляя за собой режиссерское право ставить своих героев в нечеловеческие обстоятельства, он оставляет за ними моральное право не всегда оставаться людьми.P

Об актерах стоит сказать отдельно.

Это тот редкий случай, когда в фильме нет провальных ролей. Даже Хабенский, большую часть фильма пролежавший в сарае с кашлем и температурой, очень точно создает образ человека, подмятого окружающей действительностью и поступающего с осознанием того, что деваться теперь некуда.P

Украинский мастер Богдан Ступка безраздельно властвует в пространстве кадра, подчиняя себе и коматозного Хабенского, и привычно упрощенного Бондарчука, и удивительно аутентичного Евланова, и временами гениального Гармаша. Роль необычайного трагизма и накала. Месхиев собирался снимать покойного ныне Евгения Матвеева, но Ступка это попадание «в яблочко».P

Сергей Гармаш играет так, как не играл еще никогда, но так, что становится понятно это не предел его возможностей.P

Поразил Михаил Евланов - сильнейший дебют за последнее время.P

Другая сильная сторона фильма - сценарий Валентина Черных. У него получилось создать ощущение обреченности, когда происходящее подчиняет человека, оставляя ему лишь возможность примириться с неизбежным или сломаться. Черных мастер своего дела, достаточно сказать, что в активе у него сценарий для эпохальной ленты «Москва слезам не верит». Он не рассказывает историю, а выстраивает цепь событий, которые случаются потому, что не могли не случиться. И закономерный финал никакого финала, открытая концовка, полет камеры над лесом и озером.P

Не все песни нам допеть и не все спектакли досмотреть. Только жизнь нам дано прожить от начала до конца. А уж какая она будет, Бог ведаетPP

«Свои» - это клубок судеб, запутывающийся тем более, чем страшнее становится это существование в безвременье и безродстве. И когда, казалось бы, само время и неумолимые обстоятельства говорят: «Ты сам за себя!», именно этот страх оказаться нигде, ни с кем и ни за кого определяет поступки. И бывший раскулаченный, ныне немецкий староста, отправляет сына «защищать Родину».P

Одно обидно После фильма осталось ощущение, что чего-то не понял, что-то прошло мимо Но это и неудивительно. Это признак хорошего кино. У каждого в жизни свои «свои», поэтому каждый увидит своих «Своих».



10 последних статей в разделе Кино

16.08.2010 Страницы биографии
11.08.2010 Трюки тела и сознания
10.08.2010 За любовь и против всех
22.07.2010 Лаборатория сна
20.07.2010 Практическая магия
15.07.2010 «Игра в имитацию» (The Imitation Game)
14.07.2010 Курс магии и взросления
08.07.2010 Доктор Добро
02.07.2010 Вкус к крови
01.07.2010 Ажиотаж вокруг вампиров

Все статьи раздела Кино >>