Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Как репортеры становятся режиссерами

Как репортеры становятся режиссерами

текст: Алла Скрипова
фото: Вячеслава Шишкоедова
29.08.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Жители Челябинской области теперь могут с полным правом отмечать завтрашний День российского кино. Южный Урал выступил в роли опорного края кинематографа. В эти дни завершается монтаж первой полнометражной кинокартины, созданной нашими земляками. Фильм уникален уже тем, что от начала и до конца сделан собственными силами, без привлечения столичных инвесторов и кинопродюсеров. В то же время уральский дебют свободен от провинциального налета и уже удостоен обнадеживающе-лестных оценок профессионалов киноиндустрииP от известных актеров до редакторов «Мосфильма». Первый показ новой картины, для участников съемок и потенциальных покупателей, намечен на начало сентября.

Правда, нашей коллеге Наташе Исаковой пришлось отдуваться за троих: автора сценария, режиссера и продюсера нового приключенческого фильма.

Наталья Исакова

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Наталья ИСАКОВА

Окончила факультет журналистики Уральского университета, работала корреспондентом на телевидении в Катав-Ивановске, старшим редактором телерадиокомпании ТВС (г. Трехгорный).

Автор телефильмов «Вот так и живем», «Уральская Агафья», «В гостях у власти, или Почему индюк садится на яйца», «Любовь к лошади», «Копперфильд из Аши» и других. Лауреат областных и всероссийских конкурсов журналистов, Всероссийского фестиваля телефильмов и программ.

Трудоголик. Любит ставить перед собой нереальные планы, упорно сопротивляется обывательскому принципу «Так не бывает». Мечтает о собственной студии. Не устает искать смысл жизни и верит в людей.

Замужем, есть сын Никита.

Сказка для взрослых

В жизни каждого человека большую роль играет его величество Случай. Но ярким результатом может похвастаться лишь тот, кто вольно или невольно готовил для него почву. Два года назад у тележурналистки из Трехгорного Натальи Исаковой выдалась редкая пораP сразу четыре выходных дня. Этот период был не самым легким в ее жизни, в один клубок сплелись разные проблемыP со здоровьем, работой, домом, мировоззренческие искания.


Я перестала понимать, для чего живу. Мне было до такой степени плохо, что решила утешить себя придуманной «сказкой»,P вспоминает Наталья.P Села и на одном дыхании, всего за четверо суток сочинила сценарий фильма. Впервые в жизни. Работалось мне необычайно легко, не было привычных для документального очерка рамок и ограничений. Я смешивала реальных персонажейP героев моих телефильмов с вымышленными, всячески прикалывалась над ними, играла, можно даже сказать, издевалась. Что бы такое с ними еще сделать, в какие обстоятельства поместить, спрашивала я сына, который крутился тут же.

Девятилетний Никитка внимательно слушал отрывки и активно помогал советами. Получилась история о поисках человеком своего места в жизни. Главный герой фильмаP тележурналист. Он отправляется на обычную съемку в деревню, но рядовая командировка круто меняет всю его жизнь. Герой пытается понять, как жить. Философия фильма проста: сделанное тобой добро обязательно возвращается. Как и зло, даже маленькое.

«Выплеснув» свою историю на бумагу, Наталья перепечатала сценарий и положила его в стол. В тот момент далеко идущих планов она не строила. Позже Наталья Исакова напишет еще пару сценариев и даже попытается продать их. Столкнется с прозой жизни, когда сладкие обещания заканчиваются банальным нарушением авторских прав. Так, выдав задаток, одна фирма сообщила, что отказывается от ее сценария. А позже Наталья совершенно случайно узнала, что съемки идут полным ходом, только автором сценария значится другой человек. И доказать ничего уже нельзяP она ведь сама, без всяких условий отдала рукопись Это теперь Наталья знает, что достаточно было заверить страницы у нотариуса

Тогда же она просто развлеклась, с улыбкой поведав об этом коллегам. И вдруг мистическое совпадение. Владимиру СаловуP оператору, с которым Наталья Исакова вместе трудилась в телерадиокомпании ТВС, позвонила знакомая из Москвы. Искала какой-нибудь сценарий фильма. «Да вот, говорят, Наталья что-то писала»,P оператор переадресовал ее к Исаковой. Москвичка ухватилась за подсказку, начала искать кинокомпанию и продюсера. Переговоры шли с переменным успехом, а потом новая знакомая и вовсе поостыла к проекту.

Сам себе продюсер

Наталья решила не отступать и отправила сценарий в кинокомпанию ТТО концерна «Мосфильм». Просто щелкнула мышкой, и рукопись улетела по электронной почте в столицу.

Хорошо, что тогда я не знала, что существуют специальные сайты сценариев, а на киностудиях стеллажи завалены рукописями,P смеется Наталья Исакова.P Там огромный конкурс, бумаги годами лежат.

Вечером зазвонил телефон. Главный редактор кинокомпании Елена Нечаева сообщила, что ставит Натальин сценарий в план на 2004 год вне очереди. Шутки кончились, Исакова с головой окунулась в процесс кинопроизводства. Перечитывала вгиковскую литературу по сценарному мастерству, режиссуре, операторскому искусству, монтажу, истории кино, в редкие приезды в столицу брала специалистов за горло, впитывая чужой опыт. Общалась с продюсерами, актерскими агентствами. И снова обстоятельства ставят подножкуP ТТО не может найти заказчика. Чтобы не терять время, оптимистка Наталья собирается снимать фильм на «родной» телекомпании ТВС.

Тем более что здесь есть суперсовременное оборудование, опытные люди (оператор фильма Владимир Салов участвовал в съемках телесериалов «Рокировка» и «Клетка»). Дело «лишь» за инвестором.

Почти всем моя идея казалась безумной. На самом деле я очень долго готовилась к принятию решения о съемке, сомневалась, взвешивала «за» и «против». Много раз пыталась отступиться и забыть. Но что-то вдруг снова манило, какая-то надежда,P рассказывает Наталья.P Еще Окуджава говорил: «стремленье избежать ошибок опаснее любой из них» Слишком правильные люди, знающие ответы на все вопросы и никогда ни в чем не сомневающиеся, всегда вызывали у меня тоску и страх. У них железный аргумент: «Так не бывает!» И он всегда действовал на меня как красная тряпка на быка

Десять минут отчаяния

В «Пещерной истории» минимум нравоучений, зато есть детективная и любовная линии, много иронии и юмора. По жанру картина скорее тяготеет к лирической комедии. Однако тем, кто работал над фильмом, частенько было не до смеха. Казалось бы, все складывалось гладко. Нашелся инвесторP юрюзанский предприниматель Сергей Климанов. Поначалу Наталья обратилась с просьбой разместить актеров в его гостинице. Но постепенно Климанов втянулся и уже не представлял себя вне этого проекта. Сергей говорит, что его привлекли одержимость, горящие Наташины глаза и сценарий, от которого стало тепло на душе.

Наталья, в свою очередь, признается, что не надеялась встретить такого бизнесмена. Думала, их вообще на свете не бывает:

Конечно, он заинтересован в прибыли. Но мечта, даже не собственная, для него важнее любой прибыли. А как он повел себя в самый кризисный период? Просто нет слов!
За неделю до начала съемок группа лишилась всего оборудованияP телекомпания отказалась от участия в проекте. Это был очень тяжелый момент, о котором Наталья Исакова старается вспоминать как можно реже: слишком плохо становится Но отчаяние длилось десять минут. В 10 часов утра стало известно о роковом решении, а уже в полдень Климанов и Исакова договаривались о поддержке с коллегами из Сатки. Еще через четыре часа удалось найти телекомпанию, спасшую кинопроект. Техническую поддержку оказало облТВ.

«А режиссер у вас одноразовый?»

Поначалу Наталья искала актеров через московские агентства. Рассчитывала на некоторые конкретные фамилии. Но то у них свободное время не совпадало с графиком съемок, то Наталья понимала, что они ей не подходят. Начала проводить кастинги в челябинских театрах. В голове сценариста и режиссера уже сложились образы героев картины, она искала их по глазам. Например, главного герояP актера Камерного театра Петра АртемьеваP нашла на первом же кастинге. Из известных артистов остановилась на кандидатуре Владимира Стержакова.

Я ужасно его боялась,P признается Наталья.P Не знала, как себя с ним вестиP все-таки известный московский актер. Но оказалось, с ним настолько легко работать! Он не давил авторитетом. Напротив, переспрашивал: «А вот здесь я все правильно сделал или надо по-другому?» Долго не получалась у него сцена с глухарем. Но он покорно слушал, играл дубль за дублем. Я объясняла, что это за птица, как и когда глухарь токует, щелкает и так далее

По словам Владимира Стержакова, он много лет ждал такого сценария. Но все же не ожидал, что здесь, на Урале, где-то в лесах, встретит людей, которые могут профессионально снимать кино. Словно ребенок, удивлялся, как из ничего получаются сказочно красивые кадры. Переводил взгляд с монитора на площадку и обратно, а в глазахP удивление и уважение. У группы был священный документ со скучным названием «график съемок», где было все очень плотно расписано. Съемки шли с утра до ночи, по 12P 15 часов.

Стержакова тоже изрядно гонялиP нужно было успеть снять все его сцены за три дня. Наблюдая за ритмом работы наших ребят, он не удержался от замечания: «У вас что, оператор с режиссером одноразовые?» А деревенские жители в один голос заявляли: «Да уж, труд у вас тяжелый, мы лучше сено покидаем» И при каждом удобном случае подкармливали артистов. Наталья, несмотря на усталость, вспоминает съемочные дни как месяц полного счастьяP настолько все ответственно и с воодушевлением относились к своему делу. Самое страшное, чего она боялась,P подвести людей, поверивших в ее идею. Участники съемок, со своей стороны, отмечают необычайно теплую и доброжелательную атмосферу на площадке. Как дружно хохотали над героем, который в сапогах-скороходах бегал за водкой, или слушали сатирические стихи деревенского жителя, который специализируется на вырывании зубов

Рекорд малобюджетности

По московским меркам, сумм, составляющих бюджет «Пещерной истории», хватило бы разве что на два съемочных дня!

Вряд ли кто-то еще в России снимал кино за такие деньги,P смеется Наталья Исакова.
Но на сам процесс это не повлияло. Просто каждый работал за себя и еще за добрый десяток тех, кому положено быть на съемочной площадке. Режиссер (он же продюсер и сценарист), оператор-постановщик, звукорежиссер, директор фильма, реквизитор и три человека из постановочной группыP такими силами делалась картина. Случайных людей на площадке не было.

Но дешевоеP не значит плохое,P уточняет Наталья.P Качественную картинку и звук при всем желании нельзя сделать на пустом месте, без профессиональной аппаратуры. Мы ничего не изобретали, разве что небольшие приспособления для пиротехнических эффектов или, например, света. Так, для съемок в пещере придумали «мягкое» освещение из свечей. А наш оператор смастерил из труб кран для удаленных съемокP импортный аналог стоит 100 долларов за рабочую смену.

Страх Цахеса

Пока существует лишь рабочее название фильма «Пещерная история, или Почти правдивая сказка». По словам автора, этот вариант взят «с потолка»P надо же было как-то именовать то, над чем трудились последние три месяца. При выходе на широкий экран картину, скорее всего, назовут по-другому.

Название появится, только когда фильм будет окончательно смонтирован,P поясняет Наталья Исакова.P У меня такая традиция, которую я нарушать не могу и не хочу. Когда в процессе монтажа появится нужное настроение, когда «ребенок» родится, тогда и дадим ему имя! А то, неровен час (смеется), назовем Циннобером, а родится какой-нибудь уродец Цахес!

Где и когда будет показана картина, тоже пока тайна. Как мы ни пытали автора, она лишь многозначительно улыбалась:

На этот вопрос я отвечать (пока!) не имею права. Скажу только, что есть определенные договоренности. Не на Урале

Сопоставив отрывочные «показания» продюсера и инвестора, мы поняли, что речь идет об одном из центральных телеканалов. Думаете, блажь и фантастика? Но идея снять полнометражный фильм в короткие сроки и в местных условиях многим тоже казалась безумной Так что, уважаемые зрители, внимательно следите за телепрограммой. Не пропустите премьеру!

Откуда актеры

  • Владимир СтержаковP МХАТ.
  • Петр Артемьев, Владимир ЗеленовP Камерный театр.
  • Александр Балицкий, Артур Каримов, Алексей Пименов, Константин ТаланP НХТ.
  • Наталья КиричP «Манекен».
  • Ольга ПономареваP Академия культуры.
  • А также деревенские жители Челябинской области.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru





10 последних статей в разделе Кино

16.08.2010 Страницы биографии
11.08.2010 Трюки тела и сознания
10.08.2010 За любовь и против всех
22.07.2010 Лаборатория сна
20.07.2010 Практическая магия
15.07.2010 «Игра в имитацию» (The Imitation Game)
14.07.2010 Курс магии и взросления
08.07.2010 Доктор Добро
02.07.2010 Вкус к крови
01.07.2010 Ажиотаж вокруг вампиров

Все статьи раздела Кино >>