Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Торт не первой свежести

Торт не первой свежести

текст: Евгения Репникова
07.12.2005

Газета «Челябинский рабочий»Корреспондент «Челябинского рабочего» узнал некоторые тайны производителей и продавцов скоропортящихся продуктов питания.

Полки супермаркетов ломятся от обилия продуктов. Производители и продавцы постоянно решают одну задачуP как сбыть это «богатство», пока не вышел срок годности? А порой, как оказалось, вопрос ставится по-другому: как скрыть, что он уже вышел? Приглядеться внимательнее к магазинной полке заставило небольшое, но занимательное «происшествие». Сотрудники рекламной службы «Челябинского рабочего» купили торт известной южноуральской фирмы «Мирэль». По дате выпуска он был свежайший, но обнаружилась еще одна этикеточка. Наперекор первой она упрямо утверждала, что кондитерское изделие изготовлено раньше. Неужели торт просроченный?

Как выяснилось, таких «чудес», зачастую непонятных среднестатистическому потребителю, в современной торговле немало.

Кто переклеивает этикетки?

Чтобы разобраться с непонятными этикетками, я отправилась к изготовителям тортов, в фирму «Мирэль».

Наше предприятие на маркировке указывает дату изготовления и технологической обработки и дату дефростации, то есть замораживания,P поясняет главный технолог кондитерского производства фирмы «Мирэль» Галина Акулова.P Дата и час окончания дефростации считаются датой и часом изготовления тортов и пирожных, хранящихся в замороженном состоянии. Обязательным условием для таких продуктов является срок годности и условия хранения после дефростации (температурный режим).

Так что не пугайтесь двух этикеток с разными датами. По незнанию легко спутать дату разморозки с датой изготовления. Для уверенности можно проконсультироваться у продавцов. Другое дело, если вы обнаружили еще одну дату изготовления либо разморозки. Как показывает практика, «искусственное омоложение» тортовP дело рук продавцов: некоторые гастрономы «под шумок» пытаются сбыть залежалый товар. Поддельные этикетки обычно старательно наклеиваются на настоящие, обнаружить их несложно, главноеP не спешить, проверить.

К нам обращались покупатели по поводу якобы неудовлетворительного качества продукции,P продолжает Галина Акулова.P Наши специалисты выезжали к покупателям и обнаруживали, что практически во всех случаях были переклеены этикетки. В рейдах по торговым точкам выяснилось, что почти везде это делали продавцы либо товароведы. Безусловно, это обстоятельство влияет на имидж нашей компании, поэтому руководство ОАО «Хлебпром» приняло решение: в случае обнаружения в розничной торговле продукции с переклеенными этикетками компания в одностороннем порядке, без предупреждения, прекращает поставку в эти магазины.

Специалисты советуют: покупая торт, внимательно изучите информацию, представленную на маркировке. Проверьте, не нарушена ли целостность маркировочной ленты, охватывающей коробку с тортом.

Жалобы на магазины-дискаунтеры

В территориальное управление Роспотребнадзора по Челябинской области часто жалуются на «размножающиеся» не по дням, а по часам магазины-дискаунтеры. При этом специалисты замечают, что такая «популярность»P прямое следствие количества: таких торговых точек все больше, потому они и упоминаются чаще. К тому же это магазины самообслуживания, с большим потоком покупателейP у таких и «проколов» больше. Все зависит не от сети, а от менеджеров конкретной торговой точки: нередко один ругает «Пятерочку» со своей улицы, а в другом районе хвалят ее «двойняшку».

Исполнительный директор сети магазинов «Дикси» в Челябинске Михаил Петухов:

В нашей сети отдельная служба занимается контролем качества. Минимум четыре раза в месяц проверяем каждый магазин, причем по более жестким стандартам, чем СЭС. Товар отслеживается строго: начиная с его приемки от поставщика и заканчивая ежедневной ревизией. Что касается скоропортящихся продуктов, то тут мы ориентируемся не только на сроки, указанные в документах поставщика, но и на реальное состояние товара посредством срезов на колбасе и сыре.

На моей памяти было всего два случая, когда в наших магазинах отдел контроля качества обнаруживал просроченные продукты и изымал их до поступления на прилавок.

Ломтики поштучно

Как оказалось, есть еще один способ сбыта просроченного торта. Его разрезают, ломтики заново упаковывают, но уже по отдельности. Последний штрихP новая дата, и псевдопирожные уже красуются на витринах. По аналогии с продажей сигарет поштучно. Определить свежесть такого кондитерского изделия можно «на глаз», если торт йогуртовый. Иначе с маслянымиP наверняка ошибешься в «возрасте». Такие торты и идут на «порубку».

То, о чем вы рассказали, категорически запрещено,P возмущается специалист отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области Нонна Кайгородова.P Даже свежие торты ни в коем случае нельзя резать с такой целью, это нарушает стерильность, в свежий разрез могут попасть микробы, инфекция.

Специалисты поясняют, что с настоящими пирожными надо обращаться, как с арбузами: ни резать, ни переупаковывать их нельзя. Запрещено перекладывать куда-либо из тары, в которой привезли. Подавать покупателям можно только специальными щипцами. Это правило зачастую не соблюдаетсяP очередь, когда тут за щипцы хвататься. Продавцы делают проще: пирожные заворачивают в мягкий целлофан, режеP в бумагу. То и другое тоже запрещено.

«Сюрприз» у кассы

Покупателей обманывают и другими способами. Предположим, вы выбрали кефир за 10 рублей 15 копеек. А в компьютере у кассиршиP циферка копеек на 50 больше. Казалось бы, пустячок, но копейка за копейкой_ сумма-то приличная наберется. Зачастую «качать права» мешает большая очередь, торопливая кассирша, пыхтящие за спиной покупатели. «Есть ли на свете «мужество», каждый в таких случаях решает сам. Но всем нам не помешает знание того, что при закупке «оптом на день рождения», мы, скорее всего, переплачиваем рублей на 30 больше.

Если вам доведется стать свидетелем чудесных превращений циферок, будьте готовы к объяснению: цены изменились, и часть ценников не успели привести в соответствие со штрих-кодами. Как пояснил исполнительный директор сети магазинов «Дикси» Михаил Петухов, у них определено четкое время ревизии ценников и регулирования цен, поэтому вышеуказанные казусы теоретически невозможны.

Повышение градуса

Больная темаP условия перевозки и хранения, соблюдения температурного режима. Если супермаркеты имеют «холодильный» транспорт, то мелкие частники нередко доставляют продукцию в машинах, не оборудованных морозильными камерами. Вот и получается, что срок годности у продукта еще не вышел, но при температуре в 0 градусов вместо положенных -5 он «стареет» быстрее. Плесень на дне тортаP не всегда признак «просроченности». Скорее всего, это следствие нарушения режима хранения и перевозки: из-за перепада температур выделяется конденсатP капельки влаги скапливаются на крышке и стекают на дно, создавая комфортную среду для микроспор.

Галина Акулова, главный технолог фабрики «Мирэль» (ОАО «Хлебпром»):

Предприятие гарантирует качество продукции при соблюдении правил транспортирования и хранения. После передачи продукции в торговую сеть ее собственником становится торговое предприятие, оно несет ответственность за соблюдение условий хранения и сроков годности. Распоряжаться продукцией в магазинах и брать на себя ответственность за нарушения в торговой сети ОАО «Хлебпром» не может.

Специалисты советуют не покупать скоропортящиеся товары с приграничным сроком годности, так как нет уверенности, что на протяжении всей цепочки «перевалочных баз» продукция хранилась согласно заданным температурным режимам.

Не все то масло, что им пахнет

Грешат и изготовителиP упаковкой, рекламная функция которой подчас затмевает информационную.

В соответствии с ГОСТом, наименование продуктаP сыр это или конфетыP должно быть напечатано большими буквами,P поясняет ведущий специалист отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Галина Максимова.P Сейчас же на первом плане громадными буквами обозначена торговая марка, и где-то в углу малюсенькимиP наименование товара. Привыкнув слышать в рекламе «сок Добрый», покупатель не сразу увидит надпись «нектар» под большими буквами «Добрый» и «доля фруктового сокаP 45P 50 процентов» сбоку. Или так называемое масло за 12P 14 рублей вроде «Кремлевского». Поверьте, не каждый знает, что не всегда это сливочное масло, а спред (от английского spreadP намазывать)P смесь растительного и животного жиров. Госстандарт отменил названия «масло мягкое» и «легкое», четко разграничив, что есть масло, а что «бутербродный маргарин»P спрэд. Когда на ценниках пишут: «Масло сливочное», а в составе есть растительные жиры,P суррогатный продукт выдается за натуральный.

По ГОСТу, на упаковке должна присутствовать полная информация: от наименования изделия, указания фирмы-изготовителя, срока годности продукта, даты выработки до описания состава, энергетической ценности продукта и медицинских рекомендаций, если он относится к группе диетических, диабетических.

Как-то купила торт с большой надписью: «низкокалорийный»,P рассказывает пресс-секретарь Роспотребнадзора Светлана Ожеред.P Дома рассмотрела состав, а там энергетическая ценность больше 300 калорий на 100 граммов.

Куча мала

Каждый из нас не раз стоял в три погибели над множеством ценников, устанавливая, какой к какому продукту относится. На прилавке куча сырков десяти видов, а «подвидов» и того больше, и все они свалены в кучу. А рядомP ценники, порой накленные друг на дружку. Кто-то не выдержит, махнет рукой и возьмет наугад, не выискивая, четыре рубля стоит творожный продукт или восемь. В итоге магазинуP маленькая прибыль.

Или взять хлебобулочные изделия. В супермаркете, где я частенько отовариваюсь в обеденный перерыв, названия булочек есть только на ценниках. Поди разберись, какая из них «Выборгская», а какая «Московская» Приходится пять-десять минут сверять одинокие четыре-пять циферок на маркировке-квадратике из самоклеящейся бумаги с цифрами на ценнике. Что касается состава, калорийности, изготовителя и даты выпуска плюшки-рулетика, то попробуйте озадачить этим вопросом работников магазина. И указать на неудобства для покупателя. Информация о товаре должна размещаться в УДОБНОМ для прочтения месте, а не по принципу «абы как».

Завтрашнее молоко

Эта экзотическая разновидность скоропортящихся товаров появляется в некоторых магазинах поздним вечером. Ничего особенного, только, вопреки законам природы, дата выпуска у продукта завтрашняя. Коллега по работе, услышав эту историю, не удивилась. Она покупает молоко вечером, сразу по привозе в магазин. Завтрашняя дата является, по ее словам, «признаком свежести». А ставится она потому, что молоко изготовлено во второй половине дня. С таким «чудом» сталкиваются и сотрудники отдела по защите прав потребителей. Именуется сие явление «авансовой маркировкой».

Это серьезное нарушение,P говорит Галина Максимова.P Дата и время изготовления продукта, особенно скоропортящегося, должны ставится в строгом соответствии с реальным.

Жертвой авансовой маркировки становятся не только сырки, сливки, йогурты, колбаса, но и рыбные консервы. Производители с продавцами наступают на покупателя единым фронтомP дабы не обременять продавцов, сразу ставят «авансовую» маркировку.

Имеет место и неверный порядок цифр указания даты. На молочных продуктах дата изготовления наносится шестью цифрами: час, день, месяц. Некоторые производители указывают: день, месяц, год. В результате вы покупаете пакет молока 5 мая, а в маркировке стоит либо «18.08.05», либо «08.05.04». Вот и угадай, что означают такие «ребусы».

Защита покупателейP дело рук самих покупателей

Государство о защите интересов предпринимателей позаботилось, закон теперь оберегает их от докучливых проверяющих. Бывшая торгинспекция, ныне отдел по защите прав потребителей Роспотребнадзора, теперь проверяет одного и того же предпринимателя не чаще одного раза в два года (ФЗ 134 «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», глава 2, статья 7). ИсключениеP наличие письменного заявления-жалобы от потребителя с обязательным указанием конкретного предприятия и данных заявителя (анонимные послания не рассматриваются). Если же ЧП только что зарегистрировано, в отношении него плановые проверки не проводятся три года с момента регистрации. В такой ситуации недобросовестные изготовители и продавцы не очень-то боятся последствий. Законодательство построено так: обнаружено нарушениеP заплатишь штраф.

При политике, когда рынок регулирует себя сам, защищать интересы покупателя должны в первую очередь сами покупатели. На выручку им должна прийти грамотность и осторожность. А если они не помоглиP обращайтесь в отдел по защите прав потребителей (приемная территориального управления Росотребнадзора по Челябинской области находится по адресу: г. Челябинск, улица Елькина, 73; телефон секретаря 2636490).

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Еда

16.12.2010 Вон из дома!
05.10.2010 Закуска на века
21.09.2010 Съешь колбаску, и жизнь сказка
15.09.2010 Буяним пенно и офигенно
24.08.2010 Враки, что нету раков
04.08.2010 Общепит южной ориентации
27.11.2009 «Золотая вилка» накормила рестораны
30.11.2007 Дед Мороз, наливай!
26.10.2007 Гарсон при параде
12.10.2007 ШОК-цена

Все статьи раздела Еда >>