Есть или не есть?
текст: Владимир Зальцман, специалист управления федеральной службы Россельхознадзора по Челябинской области06.09.2006
Помидор с геном акулы или холодец с хреномP каждый выбирает по себе. Полезны или вредны генетически модифицированные продукты? БиодобавкиP веяние времени, мода или осознанная необходимость? На эти темы рассуждает кандидат экономических наук.
Биотехнология на службе человека
Человечество не может существовать, не изменяя качественно мир, в котором живет. Наряду с информационными и нанотехнологиями важнейшее значение приобретает изучение и внедрение различных биотехнических методов. Это выращивание растений на безвирусной основе, клонирование животных и человека, различные генетические модификации растений и живых организмов, а также выращивание из стволовых клеток любых органов человека с последующей их заменой у больных людей.
XXI век обещает стать веком бурного расцвета молекулярной биологии, генетики, белковой и генной инженерии, будут открыты и изучены многие биохимические процессы организмов. БиотехнологияP это использование биологических процессов и самих живых систем для получения продуктов, в конечном счете улучшающих жизнь человека. Этим же целям должна служить и разработка сортов ГМ-культур. Но не все так просто.
Страны, которые активно занимаются исследованиями и производством генномодифицированных растений, стремятся распространить свою продукцию по всему миру. Наиболее крупные достижения в области генетической модификации имеют США, Аргентина, Южная Корея и некоторые другие страны. Среди ученых пока нет единого мнения о вредоносности генетически модифицированной еды. В Российском институте питания два года изучали генетически измененные продукты и пришли к выводу, что употреблять их вполне безопасно.
Были проведены исследования, которые установили четкую зависимость между употреблением живыми существами в пищу генетически модифицированной сои и здоровьем их потомства. В рамках эксперимента в корм самок крыс за две недели до зачатия, во время спаривания и во время вскармливания потомства добавляли соевую муку. 56 процентов крысят от таких «мам» погибли.
Вторая серия экспериментов повторила выводы первой. Установлено, что у потомства самок, которым в корм добавляли трансгенную сою, был зафиксирован аномально высокий уровень смерти, а 36 процентов крысят находились в крайне ослабленном состоянии.
По своей морфологии и биохимическому составу крысы, как и свиньи, очень похожи на человека, поэтому полученные данные являются особенно тревожными.
Заграница нам поможет?
Различные объединения «зеленых» всерьез опасаются, как бы Россия не превратилась в «генетическую помойку». Для тревог есть все основания. Недавно в ряде столичных торговых точек с подачи Гринпис были отобраны на анализ разные продукты питания от мясных до кондитерских. Выяснилось: 40 процентов из них содержит генетически модифицированные (ГМ) компоненты. Едва ли в других крупных городах аналогичный показатель ниже.
Во-первых, генетически модифицированные продукты нам щедро поставляет заграница. В прошлом году «зеленые» находили его даже среди детского питания, завезенного из Европы. Во-вторых, ГМ-компоненты появились и в продуктах отечественного производстваP в сосисках, колбасах, пельменях, шоколаде, при изготовлении которых используется соя.
В России соя пока культивируется мало. Большая часть ее поставляется из США. Например, только в Челябинск привозят ежемесячно более 60 тонн сои. Америка и Аргентина занимают подавляющий сегмент рынка генномодифицированной сельскохозяйственной продукции. Только бобовых в США выращивается примерно 80 процентов из ГМ-семян, а всего производство сои составляет там около 35 млн. тонн.
Есть то, что выросло на своей земле
Россия может выращивать практически все основные продукты питания на своей территории. Вопрос в том, сколько это будет стоить? Большая часть страны расположена в природной зоне, где ведение сельскохозяйственного производства сопряжено со значительным риском и очень затруднено. Последние годы мы экспортируем зерна от 5 до 10 млн. тонн. Поголовье скота снизилось до опасной черты. На 1000 человек в Канаде приходится 410, в СШАP 344, в Европейском союзе с учетом новых членовP 213, а в России всего 164 головы крупного рогатого скота. Общее поголовье у нас сократилось наполовину. Нет скотаP нет мяса.
Мы на пороге вступления в ВТО, а это влечет за собой снятие таможенных барьеров. Себестоимость мяса, производимого у нас даже в личных подсобных хозяйствах, очень высока. И законы рынка неумолимы. В Россию уже завозится 50 процентов потребляемого мяса. И еще. Если до 1999 года мы съедали до 85 кг этого белкового продукта на человека, то в 2004 годуP всего по 45 кг. За последние 15 лет закуплено продовольствия почти на 75 миллиардов долларов. Деньги ушли на поддержку иностранных сельхозтоваропроизводителей. Может, по примеру других стран наше государство должно было направить их на поддержку своих крестьян?
Анализ сосисок «Славянские», «Тушинские», сарделек «Польские» и некоторых других колбасных изделий, произведенных отечественными мясоперерабатывающими предприятиями, показывает, что в них содержится от 75 до 80 процентов ГМ-компонентов, иными словами, в колбасеP голая трансгенная соя.
Клубника зимойP дар генной революции
Сегодня ученые просто не в состоянии точно ответить на вопрос: какими же будут последствия этой генетической революции? Исследований в стране проводится крайне мало.
В условиях, когда в клубнику, которую мы покупаем в замороженном виде, внедрен ген североатлантической трески, а красивым томатам привит ген акулы, мутацию генотипов предугадать трудно. Одна английская лаборатория выяснила, что число случаев пищевой аллергии от употребления ГМ-сои растет год от года. Примерно год назад представители крупнейших фирм заявили об отказе от намерения внедрить в производство трансгенные сорта пшеницы. Это было сделано после заявлений ряда стран о том, что они перестанут импортировать американское зерно, если оно будет содержать трансгенные компоненты. Ко всему прочему это еще один аргумент в пользу того, что даже такой универсальный продукт как пшеница традиционных сортов в мире производится в достаточном количестве.
В отличие от западных, наши производители почти ничего не сообщают на этикетках и при маркировке о содержании трансгенных продуктов. Еще недавно государство или не могло, или не хотело гарантировать нам пропитание без генномодифицированных компонентов. Полноценная методика выявления ГМ-компонентов пока есть только в Институте цитологии РАН, но в одиночку ему трудно справиться с данной проблемой.
Примеряясь к стандартам Европейского союза и требованиям ВТО, в России были созданы Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, которые смогут в скором времени более полно контролировать производство и реализацию безопасных продуктов питания. А рядовому россиянину пока остается лично выбирать, что покупать и что употреблять, чтобы не навредить себе.
Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru
Tweet
16.12.2010 Вон из дома!
05.10.2010 Закуска на века
21.09.2010 Съешь колбаску, и жизнь сказка
15.09.2010 Буяним пенно и офигенно
24.08.2010 Враки, что нету раков
04.08.2010 Общепит южной ориентации
27.11.2009 «Золотая вилка» накормила рестораны
30.11.2007 Дед Мороз, наливай!
26.10.2007 Гарсон при параде
12.10.2007 ШОК-цена
Все статьи раздела Еда >>