Враги или союзники?
текст: Лидия Панфиловафото: Борис Каулин
22.02.2006
Закон четко регулирует наши взаимоотношения с врачом, предоставляя пациенту достаточно широкий перечень прав и возможностей. Подробнее об этом рассказывает профессор, заведующий кафедрой клинической функциональной диагностики Российского государственного мединститута, член правления Всероссийского научного общества кардиологов Михаил САВЕНКОВ, посетивший Челябинск в качестве одного из участников первого конгресса кардиологов УрФО.
Взаимоотношения больного и врача прописаны в Федеральном законе 1993Pгода «Основы законодательства здравоохранения в РФ», во исполнения которого издан приказ министра здравоохраненияPP222,P говорит Михаил Петрович.P Это и есть основные нормативные документы, в которых сформулированы права пациентов.
Кому жаловаться, если больного ущемили в правах?
В администрацию больницы или поликлиники, где лечился пациент, в страховую компанию, суд. Все эти организации обязаны реагировать на обращения граждан и принимать к врачам, оказывающим некачественную услугу, соответствующие меры. Недавно появился Росздравнадзор со своими региональными отделениями, которые тоже планируют работать с жалобами населения. Телефон управления Росздравнадзора по Челябинской области 263-21-22
Значит, кому-то было выгодно, чтобы не подозревали. Но эти права есть и предполагается, что в случае необходимости каждый из нас может выбирать врача, лечебное учреждение, настаивать на проведении консультации или консилиума.
Бесплатно?
Если есть возможность, то бесплатно. В каждом конкретном случае должен быть свой вариант решения.
В какой степени или на сколько процентов обеспечиваются права больных, предоставляемые им законом?
Я бы сказал, что они обеспечиваются на 100Pпроцентов от реального финансирования. Но поскольку его не хватает, мы имеем то, что имеем. Сегодня Россия позиционирует себя как правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой. А значит, и медицина у нас не бесплатная, а социально ориентированная. Другое дело, что это трудно осознать, ведь еще вчера она была бесплатная, и никакого переходного периода к рынку не было. Поэтому мы только сейчас начинаем оценивать себя, считать, сколько стоит грамотный специалист, современные исследования, эффективные фармпрепараты, и на основе этого создаем стандарты лечения.
Какие права у пациентов?
Право знать состояние своего здоровья, прогноз заболевания, возможность выбора вариантов лечения, перечень лекарственных средств, их стоимость и еще множество других полезных вещей.
Если у больного неизлечимое заболевание, имеет ли он право об этом знать?
Откройте закон, там черным по белому написано: в случае неблагоприятного прогноза болезни врач должен в деликатной форме сказать об этом пациенту. У нас это правило нарушаетсяP чаще всего из-за отсутствия развитой системы хосписов и иных форм психологической поддержки больного. А без подготовки сказать человеку тяжелую правду Не каждый с этим справится. Вот и получается, что законP одно, а реальная жизньP другое. Лучше выбирать золотую середину, действовать сообразно ситуации.
Если врач намеревается выписать мне одно лекарство, а я считаю, что помогает другое, вправе ли требовать замены?
Пациент может высказать врачу свои пожелания, рассказать, как действуют на него лекарства, и попросить выписать то, что ему больше помогает. И врач не может с этим не считаться: с учетом пожеланий пациента он должен дать полную информацию о лекарственных свойствах назначаемых препаратов, возможных побочных эффектах, стоимости, о том, какую часть этих затрат будет нести пациент, и т.Pд. За рубежом есть жесткое правило: если доктор, отправивший пациента в аптеку, по какой-либо причине не сообщил ему о существовании более дешевого лекарственного аналога, то это должен сделать фармацевт (исключение составляют случаи, когда врач помечает на рецепте, что замена на другой препарат не рекомендуется). То есть фармацевт выступает как защитник экономических интересов больного. Кроме того, на Западе между врачом и больным стоят еще четыре-пять переговорщиков, в числе которых страховщики, третейские судей, омбудсмены и т.Pд., которые следят за тем, чтобы медицинская помощь была эффективной и качественной, а в противном случае отзывают деньги, выплаченные за услугу. Россияне жалуются на врачей лишь в крайнем случаеP когда произошла ошибка или иное ЧП. Люди просто не знают, что у них есть право оспаривать качество лечения или жаловаться по поводу низкой квалификации врача.
С одной стороны, хорошо, что люди начинает узнавать о своих правах, а с другойP не разведет ли это врачей и пациентов по разные стороны баррикады? Возможно, доктора станут опасаться проявлять инициативу, экспериментировать
А не надо экспериментировать. Есть мировой опыт, стандарты, необходимо им следовать. А когда начинаются эксперименты вроде рекламы магнитных браслетов или непроверенных лекарств, то ничего хорошего из этого не получается.
Что касается психологии взаимоотношений врача и пациента, то в последнее время действительно появилась опасность их обострения. Зачастую СМИ откровенно стравливают эти стороны. Особенно много претензий к многочисленным ток-шоу. Не хочу прослыть предвзятым, но я еще не видел ни одного подкованного в вопросах медицинского законодательства телеведущуго или эксперта, да и участников, к сожалению, тоже. А какова, спрашивается, цель создания «Лиги защиты пациентов»? От кого их нужно защищатьP от врачей? Или возьмите документы ФОМСа, в которых перечислены больше десятка структур, призванных охранять интересы пациента. Это суд, прокуратура, по-моему, даже налоговая инспекция, а вот лечащего врача в этом перечне нет. Между тем именно он в первую очередь должен стоять на защите прав пациентов, а все остальные фигурантыP ему помогать. Именно участковый врач должен наблюдать пациента в течение жизни, с ним он должен согласовывать назначения и лекарства, выписанные врачами узких специальностей. Только в этом случае наша медицина станет ответственной за лечение конкретного больного, а лечащий врач и пациент станут союзниками и партнерами.
Как увязать права больного с реформой здравоохранения? Приведу пример: льготник хочет пользоваться дорогим лекарством на том основании, что оно ему помогает, а государство заинтересовано в упорядочении расходов
Несмотря на огромные, по российским меркам, затраты на лекарственное обеспечение населения, мы все еще тратим на эти цели в 15Pраз меньше, чем, например, ФРГ. А потому еще долго не сможем удовлетворить 100-процентную потребность людей в лекарствах. Поэтому, наверное, правильнее вести речь о политике сочетания оригинальных препаратов и их более дешевых аналогов, именуемых дженериками. Это препараты-копии, у которых истек срок патентной защиты. Из-за того, что в их стоимость не входят затраты на исследования, их цена втрое меньше оригинальной. Сегодня рынок дженериков очень разнообразен, так же, как и качество, поэтому врач обязательно должен пояснять больному, чем одно ЛС отличается от другого, есть ли риск, связанный с его применением, каков рейтинг производителя и т.д.
Когда, по-вашему, в системе отечественного здравоохранения наступят реальные перемены к лучшему?
Они уже наступили, и доказательство томуP тема нашего разговора. Общество созрело, чтобы открыто и непредвзято обсуждать проблему, которая всегда считалась одной из самых болезненных. А это уже о многом говорит.
Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru
Tweet
09.09.2008 Что вы видите на этой картинке?
15.07.2008 Люди голубые, ноги золотые, тело мужское. Часть вторая
14.12.2007 Посмотри на себя в зеркало
07.12.2007 Аромат 44-го размера
24.10.2007 Массаж с напором
10.10.2007 Топ-5 успокоительных препаратов
12.09.2007 Дневник «на нервной почве»
05.09.2007 Слабо прогнуться?
19.07.2007 Илья Пророк, не бей в бок!
16.07.2007 Страшные дни как бороться?
Все статьи раздела Здоровье >>