Бизнес под хвост
текст: Елена Панова23.08.2005
По количеству частных ветеринарных клиник Челябинск намного обгоняет Екатеринбург. Если у наших соседей лечебниц для животных не больше двух десятков, то у нас сорок с хвостиком. Феномен, по словам владельцев клиник, заключается в отсутствии административных препон в системе лицензирования. Надо полагать, что лояльная разрешительная система при министерстве экономики Челябинской области не единственный катализатор ветеринарного бизнеса, тем более что с июля лицензии вообще отменены. Главная роль все-таки принадлежит инвесторам, которые, как правило, не только вкладывают деньги в клиники для животных, но и возглавляют свой бизнес, и выступают в роли практикующих врачей. На сегодняшний момент это совершенно нормальное положение дел, потому что сама по себе ветеринария бизнес настолько специфический, что без знания тонкостей лечения и профилактики «больших и малых созданий» построить работу грамотно невозможно. Другое дело, что бизнесменам от ветеринарии не хватает знаний в сфере маркетинга, ни у одной клиники нет более-менее внятного бизнес-плана, зато масса проблем, начиная с оснащения, заканчивая кадрами. | |
Повышение качества ветеринарной помощи увеличило срок жизни животных. В результате в последнее время ветеринары все чаще сталкиваются с такими заболеваниями, как инсульт, сахарный диабет, которые раньше практически не встречались, ведь животные до этих болячек просто не доживали. Таким образом, постепенно расширяется спектр услуг, а это приносит реальные деньги в кассу ветеринаров. Главнейший принцип в ветеринарном менеджментеP наличие связи клиника-врач-клиент-животное. Причем эта связь должна осуществляться не только во время визита клиента, а постоянно. Не секрет, что почти весь доход клиник в США обеспечивается постоянными клиентами, причем большую его часть составляет плата за различного рода профилактику: вакцинации, и дегельминтизации, плановые хирургические операции. Эксперты уверены, что для клиники выгоднее иметь больше визитов постоянных клиентов, чем вновь пришедших. Это уже давно известно и посчитано за рубежом. Существует даже российский программный продукт для управления ветеринарной клиникойP «Ветменеджер», создавалась программа по зарубежным аналогам, и потом дорабатывалась исходя из практической работы на российском материале. Однако никто из наших респондентовP директоров ветклиник не упоминал о том, что пользуется этой программой. Получается, что о менеджменте в своем бизнесе за общей текучкой особо никто и не задумывается. |
Алексей Турдакин Наша клиника уже заработала свой главный капиталP положительную репутацию на рынке ветеринарных услуг. Наша главная задача спасать животных и для того, чтобы ее выполнять профессионально мы максимально оборудовали клинику медицинскиой техникой. Однако иногда для спасения животных мы привлекаем ресурсы «человеческой» медицины, например, оборудование и специалистов института лазерной хирургии. В результате удается спасать большинство наших четвероногих пациентов. Подобное лечение проводится бесплатноP единственная статья расходов для владельца животногоP препараты для анестезии. И я думаю, что ветбизнес мог бы развиваться гораздо динамичнее, будь у ветклиник поддержка властных структур в решении проблем бездомных животных. Мы делали попытки поднять проблему на уровне городской Думы, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки. На сегодняшний день в Челябинске нет даже кладбища для животных и не удивительно, что начались стихийные захоронения в районе карьера в городском парке. Как оказалось, в черте города очень дорогая земля, и использовать ее под кладбище для братьев наших меньших «неэффективно». |
Снизу или сверху? Интересный маркетинговый ход апробирован президентом фонда зоозащиты «Спаси меня» Кареном Даллакяном. По сути, фонд это ветеринарная клиника, врачи которой не отказывают в помощи ни одному животномуP неважно какой толщины кошелек у хозяина. Вот только для одних плата может быть символической или вообще отсутствовать, а для тех, кто вполне платежеспособен это реальные суммы по прайсу. Такое перераспределение способствует не столько росту доходов, сколько торжеству социальной справедливостиP по отношению к людям и животным. «Спаси меня» специализируется на разработке всевозможных акций, которые помогают привлечь новых и платежеспособных клиентов. Одна из них заключается в том, чтобы владельцы компаний и коллективы отправляли животных, которые живут в производственных помещениях, на стерилизацию. С одной стороны акция на сто процентов гуманная, потому как животное перестает размножаться и сама собой решается проблема с потомством. С другойP сотрудники фонда обеспечиваются работой, которая оплачивается, пусть благотворительными взносами, но это в конечном счете не принципиально. | |
Злые языки в кругу ветеринаров Челябинска утверждают, что несколько клиник были открыты их владельцами на деньги богатых родственников и стали просто очередной дорогой игрушкой. Эти лечебницы изначально оказались в более выгодных условиях по отношению к остальным и раздражение тех, кому приходится выплачивать аренду, кредиты и просто долги, по-человечески вполне объяснимо. Но было бы неосмотрительно утверждать, что деньги, вложенные в открытие ветклиник, были так беспечно выброшены на ветер. Благоприятные стартовые условия, конечно, дают огромное преимущество в таком бизнесе, как ветеринария, но доказывать свою состоятельность каждому игроку все равно придется в довольно жесткой конкурентной борьбе. Ни один владелец уже действующей клиники не планирует обзавестись сетью кабинетов. Все в один голос утверждают, что это абсолютно нерентабельная идея. Ветбизнесом на сегодняшний момент выбран другой путь оптимизации своей работыP максимальное расширение видов услуг. Например, к хирургии добавляется стоматология, услуги кинолога и зоопсихолога. Одной из самых передовых клиник считается «Эллипс». Здесь к роме традиционных терапевтических, хирургических и акушерско-гинекологических услуг проводятся всевозможную инструментальную диагностику: эндоскопию, ЭКГ-мониторинг, интегральную реографию и это неполный список. Как сопутствующий бизнес практически во всех клиниках присутствует торговля лекарствами и кормами. Если бы можно было привести к единому знаменателю общее мнение игроков ветеринарного рынка, то оно, скорее всего было бы таким: ветеринарию, конечно, можно назвать бизнесом по структуре и организации, однако месячный оборот ветклиники сравним с оборотом продуктового киоска. При этом труд высококвалифицированных специалистов должен оплачиваться гораздо выше, чем труд продавцов. Если вычесть из выручки зарплатную составляющую, затраты на приобретение оборудования, арендную плату и прочие расходы, окажется, что рентабельность ветеринарного бизнеса очень невысока. В комплексе |
Александр Дегтярев В Челябинске до сих пор нет точных данных по количеству животных, которые живут в городе. По самым скромным подсчетам 70-80 тыс. особей, а бездомные животные вообще нигде не учитываются. Для ветеринарного бизнеса это огромное поле деятельности, вот только строить его надо грамотно. Объем платных услуг с каждым годом растет, и этот факт подтвердит каждый руководитель любой ветклиники Челябинска. В то же время и обществу необходимо задуматься над проблемой содержания и лечения бездомных животных. Сегодня в городе необходимо открыть несколько приемников-распределителей на 100-200 животных, где можно было бы сделать бездомным профилактические прививки, чипирование, стерилизацию и затем отпускать в биологическую среду. Как реализовать эту идею надо решать вместе и власти и ветеринарному сообществу. |
Отдельная статьяP отели для животных. В цивилизованном виде в Челябинске нет ни одной гостиницы для животных, и это бизнес, как утверждают эксперты рынка, практически подпольный. Хорошо если на временном содержании животных зарабатывают ветврачи, но часто за это дело берутся люди, не имеющие образования. Гостиницы устраиваются в городских квартирах, либо в частном секторе и за городом. Практически у всех, кто оставлял животное на время отпуска, негативные отзывы. Кошки и собаки были напуганы и даже подхватывали там болезни. Таким образом, ниша временного содержания животных в Челябинске представлена некачественной услугой. Изменить положение намерена руководитель фирмы «Неон» Ольга Черимисина. Идею ей подсказала собственная собака и животные ее знакомых. Выяснилось, что крупных собак на постой редко кто хочет и может взять, эти животные требуют, в отличие, например, от кошек профессионального содержания. То, что «Неон» специализируется на выпуске профнастила, Ольгу не смущало, она решила на свободной территории своей фирмы построить отель для животных. Для того чтобы и этот бизнес был успешным, из Канады был выписан эксперт, который дал внятные профессиональные консультации. По плану гостиница на восемь вольеров для крупных собак и отеля для кошек (второй этаж здания) начнет принимать первых постояльцев уже на новогодних каникулах. Стоимость содержания одного животного в сутки будет колебаться от 150 до 250 руб. Владельцы отеля гарантируют профессиональный уход вплоть до услуг ветеринара и зоопсихолога. Однако, как нам рассказала директор, инвесторов для этого проекта она так и не нашла. Банки также отказались кредитовать этот проект и предложили дать взаймы под основной бизнес. В то же время согласно бизнес-плану гостиница должна окупить себя максимум за три года. По расходу и приход Если подсчитывать статьи расходов в ветеринарном бизнесе, то на первом месте окажется помещение, в котором находится клиника. Сегодня в законодательстве нет ограничений по месторасположению ветклиники, но еще несколько лет назад близость к человеческому жилью (не ближе 200 метров) была главным административным барьером. Теперь клиники располагаются даже на первых этажах городских многоэтажек на вполне законных основаниях. Вторая не менее объемная статья расходовP оборудование. По словам экспертов, продвижение клиники на рынке на сто процентов зависит от того, какое оборудование установлено в кабинетах ветврачей, и чем больше диагностических приборов, тем лучше (это гарантированная точность диагноза, а значит и правильное лечение). Только аппарат УЗИ стоит $10 тыс., еще нужны рентгеновская установка, фиброгастроскоп, бронхоскоп, в общем, все необходимое оборудование для ветклиники тянет примерно на $30 тыс. Плюс покупка или аренда помещения, здесь суммы могут быть неограниченными, но как минимум миллион рублей надо приготовить. Если помещение в собственности, то добиться рентабельности ветеринарного бизнеса, в принципе реально за достаточно короткие сроки. По словам директора ветклиники «Веста» Татьяны Мыльниковой, начинала она свой бизнес несколько лет назад с суммы 10 тыс. руб., постепенно копила средства на полноценное оборудование, однако без инвестиций со стороны и банковских кредитов обойтись не смогла. Сегодня выйти на рынок с такой суммой просто нереально. Ни для кого не секрет, что от высокоразвитых стран мы серьезно отстаем по уровню ветпомощи. Кроме того, за границей существуют жесткие требования к содержанию животных: строгие карантинные меры, обязательства владельцев животных прививать питомцев, предпринимать профилактические и противопаразитарные меры, в противном случае на владельцев налагаются большие штрафы. За рубежом проведение широких карантинных мероприятий по предотвращению опасных инфекций позволило искоренить многие заболевания. У нас вследствие слабого развития ветуслуг и отсутствия законодательной базы заболеваемость животных довольно высокая, значит, у городских ветеринаров непочатый край работы. |
Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» 7(47)2005 |
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>