Школа с протянутой рукой
текст: Светлана Шлыковафото: Сергей Васильев и Вячеслав Шишкоедов
26.09.2005
Директора учебных заведений, родители и юристы собрались в нашей редакции, чтобы обсудить проблему добровольных пожертвований школе.
Российские школы, брошенные властями на произвол судьбы, в последние годы вынуждены ходить с протянутой рукой. Спонсоров, желающих вложить деньги в образование, много не находится. Поэтому основной финансовый поток течет из карманов родителей. Последние, пытаясь войти в положение учебных заведений, сначала терпели, потом начали изредка ворчать, а сейчас вот стали и в открытую протестовать. Как говорится, нарыв созрелP прорвало. И созданный челябинской областной прокуратурой прецедентP заведение уголовного дела на директора гимназии 80P как раз из серии такого родительского протеста. Отец одного из будущих первоклассников отказался внести добровольный взнос в сумме восьми тысяч рублей. Ребенка не зачислили в школу, в итоге появилось заявление в прокуратуру.
Именно обвинение Марины Горюшкиной в злоупотреблении служебным положением (служители закона считают, что она нарушила право родителя на бесплатное образование) и послужило поводом для проведения «круглого стола» в редакции нашей газеты. Опасен ли созданный прецедент? Капкан ли это для директоров школ? Повод порадоваться и объединиться родителям, которые не в состоянии терпеть поборы? И вообще, почему берут деньги во всех школах, а попал под прицел прокуратуры один директор? Эти и другие вопросы с родителями и журналистами, разделившимися на два лагеря (тех, кто «за», и тех, кто «против» поборов), обсудили директор физико-математического лицея 31 Александр ПОПОВ, директор школы 104 (известной как школа ЮНЕСКО) Ольга ПЕТРОВА, адвокат коллегии адвокатов Советского района Андрей СОЛОВЬЕВ и юрист правового агентства «Максимус» Борис ГРУБИН.
Клянчим деньги, потому что нет средств на мел и лампочки
Директор школы 104 Ольга Викторовна ПЕТРОВА:
Профессия директора школы стала очень опасной. Никто не застрахован, что произошедшее с коллегой из гимназии 80 завтра не повторится с тобой. Хотя ситуация-то абсурдная! Если говорить честно, то нашей школе государство кроме оплаты коммунальных услуг и задержки заработной платы сегодня ничего не дает. Директор и учителя принесены в жертву той экономической ситуации, которая сложилась. Мы вынуждены заниматься хозяйственными и денежными делами, а не своими прямыми обязанностямиP обучением детей. И не надо думать, что нам это нравится. Просто такова жизнь. В школе нет элементарногоP мела, лампочек, досок, моющих средств. Если отвлечься от этих «маленьких» проблем, то на сцену выходят большиеP веление времени. Тревожная кнопка, обслуживание пожарной сигнализации, оборудования, вывоз мусора и так далее и тому подобное. Когда к 1 сентября мы сдавали свою школу, то в первую очередь выполняли требования надзорных организацийP Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Полмиллиона рублей ушло только на то, чтобы ликвидировать их замечания. Где найти на все это деньги? Естественно, мы обращаемся к родителям. Иначе учреждения просто не откроются.
Без родительской помощи мы не сможем существоватьP это факт. Школа, как ягненок, находится на заклании, а государство никаких шагов не предпринимает. Или пусть признается, что не в состоянии обеспечить образование, и тогда перекладывает все на плечи родителей, юридически оформляя отношения между ними и школой. Или пусть финансирует учебные заведения, тогда и проблем не возникнет. Пока же этот вопрос не решен, пока государство нам не подсказало, по какому пути пойти, все мы ищем свои способы выживания.
Вот вынуждены были создать некоммерческое партнерство родителей. И когда к нам поступают дети, то члены партнерства, а не я, директор, проговаривают с другими родителями ситуацию: «Вы приходите в необыкновенную школу,P говорят они.P У нас вот, посмотрите, какие условия уже созданы. Поэтому и вы тоже должны решиться на некоторые наши условия». Я все понимаю: кто-то может создать идеальные условия для детей, кто-то нет. Но в нашем обществе уже началось расслоение, и оно проходит и в школах. Поэтому каждый волен выбирать то, что ему подходит.
Реплика юриста Александра Карлова: «У педагогов действительно тяжелая работа. И надо бы их всехP директоров, учителейP застраховать от профессионального риска».
Детям бедняков вход воспрещен?
Анна ДРАГУН, журналист «Вечерки»:
Я прекрасно понимаю руководство школ. Сейчас действительно невозможно прожить на бюджетные деньги, так как финансирование оставляет желать лучшего. Но мне кажется, что проблема глобальнее, чем принято считать. Согласно официальной статистике за чертой бедности живет четверть россиян! Это огромное количество людей, доход которых ниже прожиточного уровня. А у них ведь тоже есть дети, которым надо учиться. Что же делать родителям, которые просто не могут заплатить взносы в то время, когда все школы в той или иной мере становятся платными? Что делать детям? Слоняться по улицам, а азы науки постигать в колониях для несовершеннолетних?
По данным управления образования Челябинска, у нас существует 18 школ так называемого городского набораP девять лицеев, девять гимназий. В них принимают детей по конкурсу. Остальные учебные заведенияP школы по месту жительства.
Вы все должны отдать долг!
Директор физико-математического лицея 31 Александр Евгеньевич ПОПОВ:
Хочу напомнить всем, что учитьсяP это брать в долг. Все взрослые должны школе, все. Потому что каждый день вы пользуетесь буквами, цифрамиP тем, чему научились у учителей. Я всегда говорю, что образованиеP это не бюджетная сфера, а производственная. Давно подсчитано, сколько, допустим, стоит каждая теорема. Теорема Пифагора со времен изобретения уже оценивается в пять миллиардов долларов. И так можно оценить любые куски знаний. Поэтому первая производственная сфера, которая существует на свете,P это образование, а главные производители в миреP это мы, учителя. И каждый выпускник должен отчислять один процент со своей зарплаты в школы. Вот тогда педагоги и школы окажутся в нормальных условиях. И это будет по совести и по справедливости. Правда, с совестью в последнее время в нашем обществе что-то стало
Нам приходится унижаться. Мы, учителя, чувствуем себя униженными бюджетниками. В школах работать очень тяжело. Вы посмотрите, какие «изношенные» педагоги. Вот весной у нас было совещание лучших физиков города. Кто-то посторонний спросил: «Это дом престарелых собрался, что ли?» Вот проблема, которую надо поднимать. Молодежь не идет работать в школы. Вот о чем надо говорить, а не обсуждать: помогать ли родителям финансировать учебные заведения или нет.
Знаете, отчего эти скандалы? На улице капитализм, а в школе оставили социализм. Если поразмышлять, то, по сути, у нас в стране есть мы и выP учителя и родители. А государство время от времени вмешивается в наши отношения и натравливает нас друг на друга. Вот нашлась одна смелая девушка, студентка второго курса, которая подошла к министру образования Фурсенко и отвесила ему пощечину. «За развал образования!»P так сказала. И, по-моему, это нормальное отношение. То, которое заслужил. Государство выделяет на каждого ребенка в год мизерные деньги.
Реплика адвоката Андрея Соловьева: «Согласен, что каждый из нас в неоплатном долгу перед школой. Однако вводить дополнительный налог на нужды школыP это нелогично. Уже существующий подоходный налог в 13 процентовP достаточно серьезная сумма. Надо просто научиться ее собирать».
Обучение отдельно, котлеты отдельно
Адвокат коллегии адвокатов Советского района Андрей Анатольевич СОЛОВЬЕВ:
Да, директора школ пока являются заложниками ситуации. С одной стороны, им необходимо обеспечить санитарно-гигиенические нормы в школе, надлежащее питание, порядок, проведение занятий. С другойP государство средств на это не дает. Вот и приходится обеспечивать выполнение учебного процесса любыми способами. Но действия, связанные с получением денежных средств непосредственно при приеме ученика в учебное заведение, мягко говоря, не совсем отвечают требованиям закона. Общее среднее образование в России является бесплатным. Другое дело, что в создавшихся условиях необходимо определить, что включает в себя понятие «образование». Только ли оказание услуг по обучению математике, русскому языку и другим предметам? Или в него входит и обеспечение инвентарем и питанием? Если будет четко разграничено, что считается бесплатным, а за что допускает взимание платы (ведь школы, как я понимаю, по большей части собирают деньги не на образование, а именно на другие нужды), то и нарушать закон не придется. И все это можно урегулировать даже на уровне субъекта федерации.
Что делать, пока это законодательно не закреплено? Один из выходовP создать общественную организацию, которая будет собирать добровольные взносы и ими распоряжаться, передавая деньги конкретной школе. ОднакоP обращаю на это вниманиеP пожертвования должны быть добровольными. Отказ сдавать денежные средстваP не повод для исключения ребенка из школы. Это будет незаконно. Так же, как и незаконно отказать ребенку в приеме в школу, если он решил учиться по месту жительства.
Старые законы не успевают за новыми отношениями
Юрист правового агентства «Максимус» Борис Залманович ГРУБИН:
Старые законы сейчас действительно не успевают за развитием новых отношений, которые возникли в области образования. Поэтому существующая проблема сугубо юридическая. Нельзя сегодня школе функционировать на тех условиях, которые создает для нее бюджет. Между тем Конституция РФ гарантирует право на бесплатное образование и не позволяет собирать с родителей деньги. Выход из этой ситуации, на мой взгляд,P создание новой узаконенной системы. И веление времени таково, что неизбежно появятся какие-то поправки, которые будут нарушать старый закон. Ведь ничто не стоит на месте. К примеру, раньше трудно было себе представить, что школы придется охранять. А ведь приходится! Если нововведения не узаконить, то проблема никуда не исчезнет, а лишь усугубится.
Чтобы ни прокуратура, ни другие органы не смогли предъявлять претензии директору школы за сбор денег, нужно создать узаконенный нормативный локальный акт. Пусть он будет ограниченно действовать в условиях одного города, одного района или одной школы. ГлавноеP прописать в нем порядок отношений, объемы инвестиций родителей, которые в добровольном порядкеP подчеркиваю, в добровольном порядкеP будут помогать школе.
Не нужны золотые унитазы. Необходимы элементарные знания
Светлана СИМАКОВА, журналист «ВЧ», мать двоих детей, которые обучались как в российских, так и Американских школах:
Мы уже привыкли, что в нашем государстве все поставлено с ног на голову. Опыт мирового пространства не учитывается, многие понятия смешиваются. Юристы по большей части говорят о создании так называемых частных школ. Родители хотят, чтобы детям было комфортно, платят огромные деньги, чтобы их чада учились в этих частных школах. Но таких учебных заведений должны быть единицы. А у нас получается, что школа во дворе, но там такие требования, и не потянешь!
Если разобраться, то идут дети в школу за образованием, а не за комфортом. Ребенок приходит в муниципальную школу по месту жительства, и не надо ему золотых унитазов, ковровых дорожек, скатертей на столах в столовой. Ему нужны элементарные уроки по математике и русскому языку. Если ребенок талантлив, он пробьет себе дорогу и так, поступит в институт.
Мои дети начинали учиться в России, а заканчивали в Америке. В Челябинске рядом с домом оказалась школа, которая все время вытягивала из родителей деньги, переходя все границы. Нам постоянно говорили, сколько роз мы должны купить к 1 сентября, какие подарки должны вручить на день учителя, и так далее и тому подобное. Именно на это, а не на учебный процесс собирались средства. Были, к сожалению, родители, которые не в состоянии оказались заплатить за все это. У них возникали конфликты, и их детейP не глупых, которые также сдали экзамен и прошли в гимназию по конкурсу,P просто выставляли из школы. Я вот слушаю сейчас директоров школ, которые очень настойчиво говорят о государстве. Оно, дескать, нам не дает денег. А я представляю, какие бывают инциденты, когда не государство, а родители не помогают! Ситуации, когда просто-таки требуют денег, иначе ребенок не войдет в двери школы, сплошь и рядом.
В той же Америке, знаю по своему опыту, большинство школP муниципальные. Да, их обеспечивает государство. Да, при каждой школе существует ассоциация, но помощь оказывают выпускники-бизнесмены и власти. Никто и никогда не приглашает родителей и не просит у них денег. Даже когда мой сын перешел в частную школуP великолепно сдал экзамен по математике и был приглашен тудаP за учебу в ней с нас не взяли ни цента!
Реплика директора школы Александра Попова: «В американских школах учителя и директора вообще не знают, что такое ремонт. Я был там и говорил на эту тему. Там педагоги заняты только учебным процессомP о чем и мы мечтаем. Представьте ситуацию: работать директором и мечтать заняться учебным процессом! Сейчас конец сентября, а я еще ни одного урока не посетил. Потому что хожу, чиновников ублажаю».
Готов платить за комфорт
Александр КАРЛОВ, член попечительского совета школы, один из создателей некоммерческой организации «Ассоциация родителей школы 104»:
А я вот готов платить не только за качественное обучение, но и за комфортные условия в школе. Хочу, чтобы ребенок учился только в первую смену, в непереполненном классе, у квалифицированных учителей, получающих достойную зарплату. Хочу, чтобы в школе были чистота и порядок, побелено-покрашено, в кабинетах стояла приличная мебель, а в столовойP разнообразная еда. За все это я готов платить. И, прямо скажем, добровольные взносы не такие уж и большие.
В нашей школе порядка 95 процентов родителей денежные средства так или иначе сдают. Кто не можетP пишут заявления, которые рассматриваются на родительском совете. Льготы предусмотрены не только малоимущим, но и одиноким родителям, тем, у кого в школе обучается несколько детей, учителям (они тоже платят, но пятьдесят процентов от суммы). Так что безвыходных ситуаций не существует.
Впрочем, есть выход не только у тех, кто не в состоянии нести бремя добровольных взносов. Можем посоветовать директорам школ, как избежать проблем с прокуратурой. Мной, как юристом, было предложено, а потом уже и воплощено в жизнь создание некоммерческого партнерства «Ассоциация родителей школы 104». Идея такова. Все родители вступают в эту некоммерческую организацию, сами решают, в каком размере установить членские взносы, на что их собирать, аккумулируют свои денежные средства на расчетном счете и выделяют их целевыми деньгами школе. Не директор распоряжается средствами, а родители. Директор приходит и просит: выдайте, пожалуйста, нам столько-то на это, помогите купить вот это. Для такой сложившейся ситуации правового поля вполне достаточно.
Реплика адвоката Андрея Соловьева: «Создание таких некоммерческих партнерствP очень хороший выход для учебных заведений. Но членство родителей в этой ассоциации не должно являться условием приема в школу их детей. Членство, как и взносы, может быть только добровольным. Дети, чьи мамы и папы не вступили в эту организацию, на равных правах могут существовать в школе».
За Горюшкину будем бороться
Лариса Вильмаровна МИХЕЛЬ, мать ученицы гимназии 80:
Моя дочь учится в гимназии, на директора которой заведено уголовное дело. Я одна воспитываю ребенка, мне очень трудно, но добровольные взносы плачу безропотно. Понимаю, что без них школе не обойтись. А получается, что теперь я взяткодатель? Все мы, родители, сейчас будем бороться за Марину Горюшкину. Впрочем, я принесла вам информационное письмо в ее поддержку, с подписями родителей на 29 листах. МыP родители учащихся МОУ гимназия 80P гордимся, что наши дети обучаются в данном образовательном учреждении и имеют расширенные возможности для развития своих способностей и самореализации. Мы готовы оказывать любую помощь и всяческую поддержку для улучшения условий и качества образования наших детей. И мы возмущены создавшейся ситуацией в отношении директора нашей гимназии Марины Борисовны Горюшкиной. Мы просим администрации города и области разобраться в создавшейся ситуации и защитить Марину Борисовну Горюшкину от необоснованных обвинений.
Никто не давал права унижать родителей
Светлана ШЛЫКОВА, журналист «ВЧ»:
Созданный прецедентP заведение уголовного дела на директора школыP это действительно капкан для руководителей учебных заведений. На мой взгляд, даже недовольные поборами родители этому не рады. Понимают, что не свой карман набивала деньгами Горюшкина, а латала финансовые дыры вместо государства.
Но я бы хотела обратить внимание на другое. Никто не спорит, что школа без родительских денег сейчас не может. И мы, родители, оказываем эту помощь. Проблемы между нами и вамиP родителями и руководителями школP возникают не тогда, когда государство «натравливает друг на друга», а когда перегибается палка. Не раз в сегодняшней беседе звучали слова «добровольные взносы». Но в том-то и дело, что это лишь слова. И конфликты все от этого.
Обычно при поступлении в первый класс проблем не возникает. Родители хотят, чтобы ребенок учился в той или иной школе, и готовы опустошить кошелек. И восемь тысяч рублей, которые просили в восьмидесятой гимназии, это копейки. Потому что в среднем в престижные челябинские школы первоначальный взнос составляет двадцать тысяч рублей! И родители, предпочитающие чистую, уютную школу, в туалете которой не валяются шприцы, находят эти деньги. Потому что это их выбор. Ведь одежду и игрушки тоже кто-то покупает на китайском рынке, а кто-тоP в бутике. Другое дело, что многие хотят, чтобы ребенок учился в такой школе, однако не все могут себе это позволить.
Но это, как говорится, совсем другая история. Я же вернусь к «добровольным» взносам. За ребенка платят год, два, три. Потом вдруг возникают временные финансовые проблемы. Что требует сейчас в таком случае школа? Отчета. Почему за этот месяц не заплатил, почему за тот Да еще и учитель при всем классе может ребенка отчитать (классные руководители порой соревнуются друг с другом не в успеваемости учеников, а в том, кто больше денег вытряс у родителей). А маму-неплательщицу так вообще могут вызвать к директору на ковер. Но, позвольте, кто дал право унижать человека? Вы же говорите «добровольные взносы»! И закон одобряет только добровольность. Поэтому не платить деньги родители должны без объяснения причин. Пусть их совесть замучает, но это будет личное дело. Пока же у нас на практике все по-другому. И грамотные директора даже знают, как аргументировать отказ о приеме ребенка в школу или о переводе в другой класс, если родители не желают помогать. Баллы не добрали, поздно подали заявлениеP вот и весь разговор.
Чтобы не пробегала между родителями и педагогами кошка, по-моему, надо просто уважительно друг к другу относиться. Тогда и не будет заявлений в прокуратуру. Вам, директорам, трудно. А нам легко?
Депутаты, помогите!
Обсуждение проблемы было бурным, иногда чересчур эмоциональным. У каждого была своя правда, каждый хотел высказаться. Однако слова словами, а необходимо найти выход из создавшейся ситуации, который устроил бы всех. На государство надежды нет. Что делать? И тут Александр Попов сказал:
Знаете, нас, директоров школ, в городе около 150 человек. Собрать бы нас с депутатами городской думыP вот бы мы на них покричали! Может быть, они что-нибудь и услышали. В думе ведь наши ученики сидят. Видимо, мы их плохо учили, раз они о проблемах школ молчат, ничего не предпринимают. Нам надеяться-то сейчас, кроме как на них, больше не на кого. Организуйте нам, пожалуйста, с депутатами встречуP может, выход и найдем.
«Круглый стол» прошел в нашей редакции в минувшую пятницу. А через четыре дня, во вторник, в «Вечернем Челябинске» было опубликовано «Открытое письмо депутатам Челябинской городской думы». Совет руководителей образовательных учреждений города Челябинска обратился к народным избранникам с просьбой считать расходы на образование приоритетными при формировании бюджета города на 2006 год.
Завтра, 27 сентября, состоится очередное заседание городской думы. Вот и узнаем, услышанными ли оказались директора школ.
Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>